Перейти к содержимому

Расстановка точек над «Ё» в вопросах о Шведской горке

На берегу Сожа расположен памятник археологии, который охраняется государством. По оценкам историков, его возраст в районе двух с половиной тысяч лет. Из сохранившихся в таком виде, это городище, пожалуй, единственное в городе.

Когда-то давно историк Евгений Маликов показывал автору этих строк следы, которые спустя тысячелетия остались от въезда в укрепленное поселение, и даже место, где находились ворота.

Кто тут жил?

Археологи называют былых жителей Шведской горки «милоградцами» — от милоградской археологической культуры, названной так по первому месту находки. Среди историков есть устойчивая традиция отождествлять «милоградцев» с полулегендарным народом невров, описанным у Геродота. Отец истории писал о них следующее:

«Эти люди, по-видимому, колдуны. Скифы и живущие среди них эллины, по крайней мере, утверждают, что каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в волка, а затем снова принимает человеческий облик».

Жили «невры-милоградцы» в укрепленных поселениях — городищах и неукрепленных — селищах. Городища могли быть построены даже среди очень болотистой местности. Городища такого типа представляли собой тяжелодоступные островки, построенные на песчаной природной основе. Песчаные возвышения были очень удобными местами для поселений, поскольку песок легко и быстро пропускает воду, являясь естественным дренажом. Поскольку такие городища строились на ровных местах низинного рельефа, то врагам и чужакам было очень тяжело заметить их даже с близкого расстояния.

А враги у «милоградцев», несомненно, были. Мы не знаем, ходили ли они войной «городище на городище», но доподлинно известно, что их отношения со степняками сложно назвать добрососедскими. На многих городищах обнаружены следы пожаров и наконечники стрел, которые характерны для народов степи.

Наше городище на Шведской горке одно из редких. Из открытых милоградских городищ на холмах известны только 18, как пишет М. Лошенков в своем труде «Городища милоградской культуры на территории Беларуси». Это число составляет 8% от всех известных городищ милоградцев.

Жили наши «невры-милоградцы» в полуземлянках и наземных строениях. Очаги, которые изредка обкладывали камнями, размещались поодаль от входа, на уровне песчаного пола или в небольших круглых и овальных ямах. Милоградцы знали железо и использовали орудия труда из него, но не брезговали и по старинке использовать каменные топоры. Оно и понятно: железо было сложно добыть и обработать, а кремень найти значительно легче.

Кем были милоградцы-невры этнически, сейчас сказать сложно, ведь историки имеют дело только с артефактами, которые не дают сведений о том, на каком языке говорили эти древние обитатели Полесья. Многие исследователи по косвенным данным считают милоградцев балтами. Лингвисты даже выделяют вымершую группу балтийскийх языков — Днепро-Окскую. Возможно, именно жители Шведской горки оставили в Гомеле такие названия как «Мильча» или старое название Сожа «Нерея». Кстати, устье реки Мильча находилось в те времена как раз у Шведской горки.

Городище, известное среди историков как Любенское, открыто ещё в 19 веке. Археологические работы велись там в довоенные времена и в семидесятые годы прошлого века. Когда-то там стоял знак, что место является памятником археологии и охраняется государством, но его стащили ушлые ребята, охочие до чужого добра.

Что угрожает Шведской горке?

Городские власти планируют построить несколько многоэтажек в месте, которое непосредственно попадает под охранную зону памятника археологии. Место, которое непосредственно связано с нашей историей, может быть банально вытоптано за несколько лет, если возле него разместится несколько жилых многоквартирных домов. Что немаловажно, строительство в охранной зоне — прямое нарушение законодательства об охране историко-культурного наследия.

Чего хотят историки, археологи и краеведы?

Создать небольшой парк, логическим центром которого станет городище. Такие парки для Гомеля не в новинку: например, есть подобное место в Волотове.

В комментариях в паблике и на сайте пишут, что, мол, нет там никакого памятника, все давно намыто песком. Люди, которые говорят подобные вещи, либо сознательно врут, либо не в курсе. На само городище песок никто не намывал, оно стоит там уже несколько тысячелетий, а вот сколько простоит еще — зависит от нас.

Дмитрий Новиков
06.06.2016


7


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов