Перейти к содержимому

Музыкальное образование в учебных заведениях Гомеля во второй половине XIX века

Во второй половине XIX века Гомель развивался большими темпами. Количество его жителей с 1859 по 1912 год выросло в 8 раз и к началу XX века составило более 102 тысяч человек. Увеличение города вызвало и развитие школьного просвещения в нем. Согласно справочному изданию «Опыт описания Могилёвской губернии», к 1880-му году существовало шесть учебных заведений: шестиклассная мужская прогимназия, четырёхклассное духовное училище, начальное еврейское училище, четырёхклассный женский пансион, преобразованный в 1882 году в четырёхклассную женскую прогимназию, и четырёхклассное техническое железнодорожное училище.

Преподавание музыки велось в мужской и женской прогимназиях (с 1897 года они стали называться гимназиями). Учащихся обучали церковному и светскому пению, давали знания нотной грамоты и возможность освоения музыкальных инструментов.

Гомельская прогимназия ведёт отсчёт своего существования с января 1866 года. Она была создана вместо упраздненного дворянского трёхклассного уездного училища.

Сохранились отчеты о её работе с 1866 по 1901 года, написанные в своё время директором И. Максимовым. В них содержатся сведения о программе обучения, предметах и проводимых мероприятиях.

muzykalnoe-obrazovanie-v-uchebnyh-zavedenijah1

С 1867 года ученики мужской прогимназии обучались церковному пению, на что посвящалось два часа в неделю: в субботу после окончания уроков и в воскресенье и праздничные дни перед началом Литургии. Преподавание принял на себя «инспектор Гомельского духовного училища господин Цитович». По его свидетельству ученики «к концу года настолько преуспели, что могли весьма стройно и согласно петь во время церковных служб». Преподавателями пения в разные годы были выпускники Могилевской духовной семинарии М. Цитович, В. Лорченко, И. Долгополов, В. Пиотухович, Г. Сороколетов, а также Виленского учительского института К. Сивицкий и А. Ровгач.

В 1880–1881 годах прогимназия из четырёхклассной была преобразована в шестиклассную. Количество обучающихся значительно увеличилось и достигло 301 человека, что было связано с «последовательным усилением в общественном сознании интереса к образованию». Для развития эстетического чувства в учащихся в прогимназии «открываются уроки музыки два раза в неделю». В дополнение к церковному и светскому хоровому пению вводится обучение игре на фортепиано.

В 1880–1890-е годы жизнь прогимназий была богата литературно-музыкальными вечерами («школьными празднествами»). Вот описание одного из вечеров 11 марта 1890 года: «усердными аплодисментами вознаграждены были исполнители музыкальных пьес, но особенно живое одобрение выразила собравшаяся публика ученическому хору, музыкально исполнившему все свои номера и, в особенности, народные песни; настойчивые требования повторений сопровождали каждую пьесу». В программе вечера были представлены хоровые произведения Славянского «Слава в небе солнцу высокому» и «Киевская былина о ласковом князе Владимире и могучем богатыре Чуриле Пленковиче», русские народные песни «Во лузях», «Вдоль по матушке, по Волге», «Ах, улица, улица широкая», «Ивушка» и «Вдоль по улице молодчик идет»; фортепианные переложения в четыре руки увертюры оперы Д. Обера «Немая из портичи», отрывки из оперы Ш. Гуно «Фауст» «Марш и хор солдат», а также сочинение Ф. Листа «Венгерская рапсодия №5». Здесь же дана и оценка педагогической деятельности учителя пения К. Сивицкого, который «в короткое время своего пребывания успел достигнуть весьма утешительных результатов».

muzykalnoe-obrazovanie-v-uchebnyh-zavedenijah2

Все музыкальные вечера прогимназий были тематическими. В качестве темы могли выступать литературные произведения либо памятные даты. 26 февраля 1891 года «в день рождения Его Императорского Величества Государя Императора на соединенные средства мужской и женской прогимназий» был дан концерт. «Пьесы, исполненные в этот вечер, имели вспомогательное отношение к высокой особе Государя Императора и были сгруппированы в три отделения. На рояле в четыре руки были исполнены марш С.Германа «Торжество матушки Москвы» и в переложении для фортепиано ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь моя заря» из оперы М. Глинки «Жизнь за царя». В исполнении хоров прогимназий прозвучали мужской хор «В бурю, в грозу» и женский хор «Весна свое взяла», хор «Славься!» и Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» из оперы М.Глинки «Жизнь за царя», а также хор «Светел месяц во полуночи…» из оперы А. Верстовского «Аскольдова могила».

С 1890 году, «когда в министерстве народного просвещения обнаружилось стремление к усилению эстетического образования воспитывающегося в гимназиях юношества», во многих учебных заведениях были устроены «оркестры музыки». В 1896 году в Гомельскую прогимназию преподавателем музыки был приглашен капельмейстер прибывшего на стоянку в Гомель 160-го пехотного Абхазского полка Д. Соломко, которому удалось сформировать «довольно удовлетворительный» струнный оркестр. В 1897 году с целью «образования полного оркестра из обучающихся музыке, введено обучение на некоторых духовых инструментах». И уже через год ученический хор и оркестр приняли участие в концерте, устроенном правлением Общества вспомоществования бедным учащимся в зале городского общественного собрания: «как стройное пение хора, так и игра оркестра и отдельных солистов произвели приятное впечатление на присутствующую публику».

И. Максимов так описывает уровень подготовки учащихся: «Исполнение хором и оркестром музыкальных пьес на литературно-музыкальных вечерах, весьма часто устраиваемых гимназией, а также на всякого рода торжествах и концертах, которыми так обильно было последнее пятилетие, всегда вызывало похвалу многочисленной публики за свою стройность и гармонию». Обращает на себя внимание разнообразность и солидность исполняемых учащимися произведений: увертюра к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки, хоровые номера из опер «Борис Годунов» М. Мусоргского и «Жизнь за царя» М. Глинки, попурри на темы из оперы «Евгений Онегин» и увертюра к опере «Пиковая дама» П. Чайковского, а так же романсы А. Даргомыжского.

По статистическим данным за 1909 год среди преподавателей музыкальных предметов в учебных заведениях Гомеля значатся педагоги с профессиональной музыкальной подготовкой: выпускник Киевской музыкальной школы Ф. Войтенко (учитель пения Федоровского приюта князя Паскевича), выпускники Императорской придворной капеллы К. Алексеев и И. Любченко. Последний обучался на Гомельских певческих курсах (преподаватель пения женской двухклассной церковно-приходской школы).

Таким образом, общеобразовательные учебные заведения города дореволюционного периода играли важную образовательную и воспитательную роль не только в жизни учащихся, но и воздействовали на музыкальные вкусы и интересы горожан, являясь одной из значимых сфер социализации музыки в городской среде.

Елена Куртенок, старший научный сотрудник
2016


6


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов