Протяжённость Московской улицы почти два километра. Начинается у проходной Гомельского вагоностроительного завода, прерывается в районе стадиона «Локомотив», вторая часть находится в границах улиц Спортивной и 1-й Встречной.
Интересный факт: улица Московская никогда не переименовывалась.
Улица получила название в веке, когда бытовала традиция присваивать наименования в честь городов Российского государства. Обычная, ничем не примечательная улица не могла получить название, восславляющее столицу. Значит, Московская чем-то отличалась от иных улиц района. Профессор, гомельский краевед Александр Рогалев причину этого видит в следующем.
Московская, в отличие от некоторых других «залинейных» улиц, не была «замкнута» со стороны железной дороги, то есть не завершалась у железнодорожной линии тупиком — домом, который вместе с хозяйственными постройками стоял поперёк улицы. Наоборот, она оканчивалась у самого железнодорожного полотна.
Улица Московская в то время была более чем оживлённая: она выводила к пешеходному мосту, идущему над железнодорожными платформами и подъездными путями к заводу. Кстати, именно со строительства моста в 1889 году Московская начала застраиваться высокими темпами.
Мостом пользовались не только жители западных окраин города. Железнодорожные рабочие и служащие жили также на севере (Волотова, Плёсы, Прудок), востоке (Якубовка, Уза, Тереховка, Носовичи) Гомеля. А так как дорога в Главные гомельские мастерские была связана с переходным мостом, по Московской в начале и в конце рабочего дня двигались потоки людей.
Таким образом, Московская была центральной улицей Западного микрорайона благодаря своей связующей функции — она связывала западные окраины и окрестности города с его промышленным центром.
Во время Великой Отечественной войны улицу сильно бомбили из-за близости к вокзалу и вагоностроительному заводу. То, что жители улицы страдали от бомбёжек и пожаров, выдают их же дома. Фундаменты выглядят по-старинному солидно, чувствуется вековой возраст (спасибо мастерам — делали на совесть, и качеству материалов). А вот срубы были обновлены наспех после окончания войны. Дерево никак не готовилось к рубке, ведь ждать, пока сосна нальётся смолой, не могли. Пешеходный мост и вовсе был разрушен, так как на нём было установлено зенитное орудие — источник проблем для любого вражеского самолёта.
Со стороны вагоностроительного завода стоят два довоенных кирпичных дома. В основном же дома возводили из дерева. Как рассказали старожилы Московской, кирпичные дома построил завод для своих рабочих.
На Московской улице жили и переселенцы. Несколько деревянных домов построены согласно украинской традиции — без фронтона, с четырёхскатной крышей. Некоторые дома, имеющие большие окна, выдают хозяев-южан.
Нам удалось побеседовать с хозяином дома 1902 года постройки. Леонид Григорьев рассказал, что этот дом в 1914 году купила семья его жены у еврея. В то время евреи не имели права на владение землёй, поэтому они выкупали участки и оформляли их на местных жителей-крестьян. В купчей на участок сказано: «Крестьянин Михаил Яковлевич Лукомский продал крестьянину Афанасию Исидорову Зайцеву принадлежащий ему участок земли». Настоящие же хозяева, возможно, Мовша Шагал, Азриель Шнейдман и Янкель Амитин, фигурируют в качестве свидетелей. Продан участок был за 25 рублей, в перерасчёте на белорусские рубли — почти 16,5 миллионов.
По левую сторону от дома стоял его брат-близнец, принадлежавший этим же евреям. Леонид Николаевич стал хозяином дома №57 в 1964 году. Примечательно, что капитального ремонта в доме никогда не было. Оригинальные рамы из сосны крепятся на медных завесах, крепкий фундамент ремонта не требует до сих пор. Единственное новшество — небольшая пристройка. Во время ремонтных работ Леониду Григорьеву пришлось снять самобытную обшивку со стены, в результате чего он обнаружил на брёвнах выжженную дату постройки — 1902 год.
Сейчас дому 114 лет, он входит в число самых старых жилищ в районе.
Довольно узкая в начале, с продолжением в сторону стадиона «Локомотив» Московская постепенно расширяется и через 860 метров пересекается с улицей Б. Хмельницкого. По чётной стороне, перед сквером с памятником Богдану Хмельницкому, стоит храм. Старожилы помнят, как ещё во времена СССР на месте этого здания были несколько небольших магазинчиков и мастерская.
Второй участок Московской проходит в границах улиц Спортивной и 1-й Встречной. За стадионом находятся 18 домов, имеющих адрес «улица Московская». Эта часть застроена позднее. Здесь нет ни предприятий, ни других крупных объектов. Дома новые, много кирпичных коттеджей. Пейзаж украшают не только аккуратные жилища, но и такие мелкие детали, как, например, яркий жёлтый деревянный орнамент на одном доме из белого кирпича.
Местные рассказали, каково обитать «по ту сторону улицы»: чистый воздух, близость к центру города, хорошая дорога — по их мнению, идеальное место для жизни.
Марина Карпушенко, Егор Шестопалов, фото авторов
«Советский район», 26.02.2016