Наличие духовно-образовательного центра является весьма важным условием для нормального устройства церковной территориальной единицы2. Они необходимы не только для проведения катехизации мирян. Очень важно и необходимо наличие высокого образовательного уровня у пастырей. Это хорошо понимали во все периоды существования Церкви. В разное время такими центрами были монастыри. Позднее, духовно-образовательные учреждения (школы, училища, семинарии, академии), которые чаще всего образовывались вокруг монастырей. Подобная ситуация характерна и для Беларуси в разные периоды её исторического развития. Всем хорошо известна просветительская деятельность святой покровительницы Беларуси преподобной Ефросинии Полоцкой, деятельность полоцких монастырей поддержанных или основанных ей, в домонгольский период нашей истории. В период Великого княжества Литовского монастыри продолжали оставаться такими просветительскими центрами, число их увеличилось. Однако необходимо отметить, что в этот период общий уровень духовного просвещения не увеличивается, но возможно даже несколько понижается. В результате, в период наступившей в XVI веке Контрреформации церковь в Литве не смогла вовремя отреагировать на вызовы брошенные протестантским движением и деятельности различных католических орденов. Начиная со времени Реакции, и насаждения в Речи Посполитой унии, инициативу по поддержке и развитию духовного просвещения переняли православные миряне (в основном свободные горожане), организовавшиеся в братства. Центром православия в Беларуси становится Могилёв, с его могилёвским Богоявленским братством. Приграничный и часто страдающий от опустошения и уничтожения в период многочисленных военных конфликтов Гомель, находился на периферии всех этих процессов. Но начиная с конца XVIII века, роль нашего города начинает, хотя и очень медленно, повышаться. Вовлекается он и в устройство духовно-просветительных учреждений.
Первоначальный период развития Гомельской духовной школы проходит под «украинским» влиянием Киевской духовной академии. Подобным был характер обучения, который усваивался в этот период не только ближайшими и культурно более близкими духовными школами Беларуси, но, за не имением своей развитой системы, и вообще образовательными учреждениями всей Русской Церкви в Империи. Сам устроитель духовных школ Белорусской епархии Святитель Георгий Конисский и по происхождению был украинцем, и образование получил в Киевской духовной академии. Его соработником в Гомеле был отец Иоанн Кононович Григорович, их связывало не только общее служение, но и родственные узы.
В 1781 году Святитель Георгий Конисский, архиепископ Могилёвский раздал деньги на построение школ во вверенной ему епархии для обучения детей духовенства российской грамоте. Среди получивших эти средства был, в том числе, Гомель, который был слишком удалён от Могилёва, что создавало неудобства для обучения там гомельских воспитанников. На полученные тогда же сто рублей денег гомельским протоиереем Преображенской церкви Василием Трусевичем была выстроена школа, названная гимназией. Из этой суммы даже и после последовавшей починки построенного здания осталось к 1800 году 37 рублей3.
Неизвестно, когда в ней начались занятия, но первым и тогда единственным учителем был Иосиф Бекаревич. И в дальнейшем до начала XIX века из-за недостатка специалистов преподавание осуществлялось одним учителем. Обучение длилось 3 года. Обучали закону, чтению, письму, грамматике российской и латинской. Между прочими, с января 1801 года учителем состоял Иван Степанович Львовский, будущий гомельский благочинный. Значительных успехов достигла гимназия под руководством следующего наставника – Гавриила Васильевича Цитовича. Значительно расширился курс обучения, преподавалось пение обиходное по нотам, священная история, история и география всеобщая и российская, арифметика, пасхалия, логика, риторика, катехизис, начатки греческого и латинского языков. А также такие предметы как «О должности человека и гражданина», и конечно необходимые будущему священнику «О должности пресвитеров приходских», «Руководство к чтению священного Писания» и «Устав церковный с практикою в церкви». С 1808 года Гомельская гимназия уже носит наименования училища. В 1808 году учителем «Гомельского малого духовного училища» состоял Афанасий Гомонко, 25 лет, который был определен сюда «будучи студентом по философии Могилёвской семинарии», в январе того же года4.
В 1809 году Гомельское училище было преобразовано в уездное5.
Учеников насчитывалось в 1798 году – 65, 1800 – 44, 1801 – 42, 1802 – 30, 1803 – 32, 1807 – 17, 1808 – 186.
Заметим, что с апреля 1802 года директором гомельской духовной школы был протоиерей соборной Преображенской церкви отец Иоанн Кононович Григорович. В 1804 году он стал смотрителем, а с 1809 – ректором училища.
Отец Иоанн Кононович Григорович происходил из украинских казаков, родился в 1752 году. Обучался в Чериковской семинарии по грамматику, а поэзию, риторику, философию и богословию прошёл в Киевской академии. Женат был на племяннице архиепископа Георгия, Марье Романовне Конисской. В 1782 году вытребован был в Могилёвскую семинарию, где два года был учителем риторики в должности префекта. В том же 1782 году рукоположен был номинально в город Рогачёв к Рождество-Богородицкой церкви во священника; упражнялся в проповеди слова Божия. В 1783 году протоиерей с перемещением к Гомельской Преображенской церкви и определением первоприсутствующим в Гомельском духовном правлении7.
Впоследствии, с 1820 по 1829 год эту должность занял его сын, знаменитый протоиерей Иоанн Иоаннович Григорович.
Известно, что Николай Петрович Румянцев, много старавшийся на ниве просвещения, начал строительство здания и для духовного училища, но не успел довести это предприятие до конца. Строительство продолжалось и после смерти Николая Петровича, но в результате продажи гомельского имения князю И.Ф. Паскевичу в 1834 году недостроенное здание училища передано было военному ведомству, из которого исключено только в 1839 году. В статье историка Дмитрия Гусакова сказано, что тогда училище и заняло предназначенное для него строение8. Однако в книге В.Ф. Морозова «Гомель классический. Эпоха. Меценаты. Архитектура» отмечено, что первоначально это здание предназначалось для доходного училища9. Не располагая источниками, не можем что-то добавить в связи с этим переездом и вообще о периоде до 1860-х.
Но согласно «Отчету о ревизии духовно-учебных заведений Могилевской епархии» за 1874 года, составленным коллежским советником М. Григоревским, нам известно, что в 1865 году училище переехало с прежнего «погоревшего … дома и места» в строение, принадлежащее Инженерной Гомельской Дистанции. «Дом, занимаемый училищем, состоит из трех каменных двухэтажных зданий, соединенных каменными галереями в полтора этажа с лицевой стороны и в один этаж с задней; среднее здание в двое больше боковых… Дом этот строился для квартиры частного человека…»10. В этом строении мы уже узнаем дом для зимнего проживания Н.П. Румянцева. В нижнем этаже помещались два класса, столовая и несколько спален; в верхнем этаже один класс, квартира смотрителя, библиотека и опять несколько спален. За период с 1865 по 1874 годы здание, за исключением наружной побелки, не ремонтировалось, и к проверке имело «мрачный вид». Ревизор констатировал: «…Училищные помещения в настоящем их виде едва ли могут оставаться без вреда для здоровья воспитанников и вообще для дел воспитания… Весь дом нуждается в полной ремонтировке и капитальных внутренних переделках, что потребует весьма значительных затрат»11.
Учащихся на момент ревизии насчитывалось 93, из которых 78 проживали в училищном общежитии12. Курс предметов мало изменился, однако результаты учеников были признаны завышенными, о чем и сделано было замечание. Но при этом «очень удовлетворительной» была признана фундаментальная библиотека13.
Нам, не известно существовала ли домовая церковь в предыдущих училищных зданиях, но к 1874 году храма при училище всё ещё не было, о чём узнаем из следующего замечания ревизора М. Григоревскаго: «За отсутствием при училище церкви воспитанники ходят к богослужению в соборную церковь и удобно помещаются в особом приделе, под наблюдением училищного начальства. Из более способных и привыкших к пению воспитанников составлен, под руководством наставника пения, хор певчих, в котором принимают участие некоторые из преподавателей»14.
Подробности состоявшегося позже ремонта нам не известны, но на то, что он был связан, в том числе и с устройством храма, указывают как приводимые ниже сведения, так, между прочим, и хранящиеся в Синодальном архиве (сегодня в Российском государственном историческом архиве – РГИА) соответствующие документы15.
И сегодня мы часто забываем о том, что кроме Духовного училища нами была утрачена и домовая училищная церковь, ещё один из гомельских храмов. Предлагаю вашему вниманию некоторые сведения о построении и освящении училищного храма.
«14-го января 1896 года в Гомельском духовном училище совершилось желанное и давно ожидаемое событие: освящена домовая церковь при училище в честь праздника Вознесения Господня. При недостаточности храмов в Гомеле, духовенством округа и начальством училища давно ощущалось необходимость в такой церкви, но дело стояло за средствами. Еще 15 лет до этого события на постройку храма духовенством было собрано 6 тысяч руб.; но такой суммы было недостаточно, так как устройство церкви в здании училища связывалось и с его (здания) перестройкой. Приходилось ждать, когда эта сумма удвоится из процентов. Так прошло до 1893 года, когда бывший в этом году на ревизии училища д.с.с С. И. Миропольский с своей стороны сделал представление Г. Обер-Прокурору Св. Синода д. т. с. К. И. Победоносцеву о необходимости устройства домовой церкви при училище. От Обер-Прокурора последовало предписание Правлению о возможно скорейшем выполнении намеченной задачи. Летом 1894 года было переустроено училище, а к осени 1895 года для церкви был готов зал. Ещё ранее для церкви были заказаны иконостас и иконы в Киеве, в мастерской А. Мурашко, за 2600 рублей». Иконостас был дубовый в русском стиле, а иконы представляли собой копии с икон Киевского собора Св. Владимира и Московского храма Христа Спасителя. Приобретение церковной утвари и других церковных принадлежностей стоило около тысячи рублей. Таким образом все устройство церкви, кроме зала, обошлось в 3600 руб.16.
«Освящение новоустроенного храма отличалось редкой для Гомеля торжественностью. С благословения Его Преосвященства, это освящение совершал местный протоиерей и благочинный о. Г. Петрашень. Накануне, в сослужении членов Правления – священников о. Ф. Страдомского и о. П. Клиндухова, училищного священника Гомельской Троицкой церкви о. А. Грицкевича, им совершена была в новом храме первая всенощная. На другой день, перед началом освящения храма, с крестным ходом из местного собора был перенесён в него св. Антиминс. В торжестве освящения, кроме поименованных священнослужителей, приняли участие – епархиальный миссионер священник о. А. Елеонский и священник соседней с Гомелем Волотовской церкви о. А. Керножицкий. По окончании освящения и литургии, перед молебном о. Г. Петрашень сказал поучение, в котором, раскрыв положение и значение храма, как училища благочестия, призывал многочисленных молящихся здесь и преимущественно учащихся детей любить св. храм и поучаться в нем благочестию.»
По окончании молебна, духовенство, училищная корпорация и представители города были приглашены смотрителем училища Т. С. Тернавским в его квартиру на трапезу…»17.
Как мы видим на рубеже XIX-XX веков смотрителем училища состоял Тимофей Степанович Тернавский. О нём нам известно, что он был сыном диакона Смоленской губернии; кандидат Петербургской академии 1876 года. С 30 июля 1876 года в должности смотрителя Гомельского духовного училища. С 11 декабря 1888 года состоит членом Гомельского Отделения Епархального Учильского Совета, а с 1 ноября 1898 года – членом Правления Гомельского Отделения Могилёвского Богоявленского Братства. Имел ордена Св. Станислава 2 и 3 степени и Св. Анны 3 степени. К 1899 году уже был вдов, имел 2 сыновей18.
Из других заметных гомельских личностей необходимо вспомнить Беляева Александра Ивановича. Кроме преподавательской деятельности в училище. Он известен ещё и тем, что был первым редактором, организованной по инициативе священномученика Митрофана газеты «Гомельское слово»19. По данным на 1901 год, о нём нам известно, что он состоял учителем латинского языка и был старшим учителем Гомельского духовного училища. Статский советник, сын священника Смоленской губернии; кандидат Петербургской академии 1876 года. С 30 июля 1876 года помощник смотрителя Рославскаго духовного училища; 26 июля 1878 года – помощник инспектора Смоленской духувной семинарии; с 1 августа 1882 года в Гомельском духовном училище; с 25 февраля 1883 года состоит членом училищного Правления; с 21 сентября 1895 года утверждён в звании старшего учителя училища. Имеет ордена Св. Станислава 3 степени и Св. Анны 3 степени. Женат20.
С 26 сентября 1906 года смотрителем состоял протоиерей Владимир Васильевич Зубарев, впоследствии принявший мученическую кончину 1 ноября 1937 года.
Вообще история Гомельского Училища с 1890-х годов и до 1917 года нами просматривается очень хорошо, в том числе и благодаря пристальному вниманию к вопросам образования в епархии, со стороны епархиального начальства и консистории. Отчёты постоянно публиковались на страницах Епархиальных ведомостей.
После революции 1917 года события приобретают стремительный характер. По-видимому до 1918 года, когда Гомель был занят немцами, несмотря на то, что ситуация коренным образом изменилась (особенно после октябрьского переворота) занятия в училище продолжались. Из Заседания Центрального Союза Православных приходов города Гомеля и предместья Новобелицы, состоявшегося 15 (2 по статому стилю) июля 1918 года узнаем, между прочим, об обсуждении Предложение от 14 июня, Преосвященного Константина о предоставлении епископу Гомельскому Варлааму «самостоятельного управления церквями и монастырями Гомельского уезда» и «об устройстве для Преосвященного (Варлаама) помещения и содержания на время пребывания в Гомеле» . Но соответствующего помещения в Гомеле на тот момент не было. Духовное училище тогда было занято немецкими войсками, а Преображенская гимназия и церковно-приходские школы были переполнены учениками. Впоследствии надо полагать немцы освободили помещение. Но уже вскоре после занятия Гомеля большевиками судьба Гомельского Духовного училища была ими решена. К тому моменту в училищном здании пребывал Архиепископ Могилёвский Константин (Булычев). Из резолюции, принятой на состоявшемся 26 января 1919 года Объединённом собрании всех приходских Советов Православных приходов города Гомеля и Новобелицы, узнаем, что распоряжением Советских властей города, Архиепископ Константин выселен сначала в квартиру Смотрителя Училища, а затем и из этой квартиры. Тогда ещё был возможен диалог (но уже конечно безрезультатный). Так мастеровые и рабочие Гомельского депо вступили «в переговоры» с Советской властью и просили «чтобы здание Духовного училище было немедленно освобождено для школьных занятий» и «…чтобы, живущего в Духовном училище Архиепископа Константина не выселяли из занимаемого им ныне помещения и не чинили над ним никакого насилия» . Однако эти просьбы трудового народа, защитниками которого декларировала себя Советская власть, так и не были услышаны. Архиепископ Константин вскоре оказался в концлагере, а Гомельское училище прекратило свою деятельность.
Сегодня в стенах Гомельского духовного училища размещаются аудитории Медицинского университета. Само училище и училищная Вознесенская церковь до сих пор не возродились…
Предлагаемый вашему вниманию текст доклада, был прочитан на прошлогодних Покровских чтениях, и посвящён истории Гомельского Духовного училища. Он состоит из кратких выдержек из работы дореволюционного церковного историка, уроженца города Чечерска, Платона Стефановича Горючко «Материалы для истории гомельского духовного училища 1781-1809 гг.» и некоторых других, опубликованных в дореволюционной периодике и отдельно, материалов. Использованы, впрочем, и некоторые сведения, касающиеся периода после 1917 года, из белорусских архивов, насколько нам известно, не публиковавшиеся ранее. Само по себе исследование П.С. Горючко заслуживает отдельного интереса и переиздания для ознакомления с историей Гомельской духовной школы конца XVIII, начала XIX века.
- Рассматриваемое дело, было использовано автором при подготовке материала о протоиерее Александре Зыкове, в статье «Соборяне», публиковавшейся в ряде номеров журнала «Сретение» в 2014-2015 гг.
- Доклад был прочитан автором на Покровских чтениях в Гомеле, в 2015 году.
- «Могилёвские епархиальные ведомости», № 12, 1903 г. 21 апреля. Неофициальная часть: Платон Горючко – «МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИСТОРИИ ГОМЕЛЬСКОГО ДУХОВНОГО УЧИЛИЩА 1781-1809 гг», стр. 155.
- Там же, стр. 156-162.
- Там же, стр. 165.
- Там же, стр. 156.
- Там же стр. 166.
- «Гомельская праўда», №54, 5 красавіка 2008 г.: Дмитрий Гусаков – “Латынь, арифметика, география…”, стр. 9.
- В.Ф. Морозова «Гомель классический. Эпоха. Меценаты. Архитектура» – Мн.: Изд-во «Четыре четверти», 1997., стр. 204-205.
- «Отчет о ревизии духовно-учебных заведений Могилевской епархии (в 1874 году)», Член-ревизор Учебного Комитета при Святейшем Синоде, Коллежский советник М. Григоревский., стр. 49.
- Там же.
- Там же, стр. 46.
- Там же, стр. 48.
- Там же, стр. 52.
- В докладе было сказано об имеющихся чертежах. К сожалению, ссылка по указанному делу, утеряна. Возможно, произошла ошибка и упомянуто дело 1839 г. Министерства внутренних дел, из того же архива (РГИА Ф.№1488 Оп.№2 Д.№727): «Дом духовых училищ в городе Гомель Могилевской губернии. Планы этажей, фасад». Впрочем, и в Национальном историческом архиве Беларуси (НИАБ) в фонде Могилевской строительной комиссии, находим «Дело о разрешении расширения Гомельского Духовного училища» (крайние даты – 22.12.1878-6.1.1879 гг.) – НИАБ ф.№3363, оп. №1, д.№39.
- «Могилевские епархиальные ведомости», №4, 1 февраля 1896 г. Неофициальная часть.: «Г. Гомель (Корреспонденция)», стр. 62.
- Там же, стр. 62, 63.
- «Могилевские епархиальные ведомости», №27, 1 сентября1900 г. Часть официальная,: «Личный составъ служащихъ въ духовно-учебныхъ заведеніяхъ Могилевской епархіи на 1900/1 учебный годъ», стр. 259.
- Там же, стр. 259.
- «Могилевские епархиальные ведомости», №20, 15 октября 1908 г. Часть официальная, Приложение: «Личный составъ служащихъ въ духовно-учебныхъ заведеніяхъ Могилевской епархіи на 1908/9 учебный годъ», стр. 12.
Автор: Андрей Ананьев, член Церковно-исторической комиссии Гомельской епархии
Источник: еженедельник Свято-Никольского мужского монастыря «Правило веры» за 2016, №44 (стр. 4, 5), №45 (стр. 4, 5).
2016