Улице Ярославской больше ста лет. Впервые она упоминается на карте Гомеля 1913 года. До 1973 года относилась к Железнодорожному району, сегодня входит в состав Советского.
История Ярославской началась в начале 20 века, когда активно развивалась железная дорога и строились новые пути. Своё название улица получила благодаря железнодорожному сообщению Гомеля с другими городами.
По воспоминаниям старожила улицы, уличкома Валерия Рощина, Ярославская начинала застраиваться со стороны вокзала. В основном возводили дома железнодорожники и мигранты. Земельные участки выдавались небольшие, чтобы дать большему числу людей возможность обустроиться.
Себя Валерий Николаевич коренным гомельчанином не считает, хотя родился и вырос в доме, который купил его дед в 30-е годы. Рощины были вынуждены переехать из Чернигова, так как зажиточную семью, имевшую собственную конную молотилку, раскулачили. Чтобы хоть частично сохранить своё имущество, дед с двумя сыновьями на телеге спешно бежали из города. Куда податься, долго не думали — вся семья работала на железной дороге. Так Рощины обосновались в Гомеле. Дом на Ярославской купили у путевого обходчика. Устроились служащими в железнодорожные мастерские. Сегодня о том, что в доме живут потомки железнодорожников, говорит ручка от вагонного купе на калитке.
Довоенные дома на Ярославской были деревянными. Мастера по резьбе Мираса, чей дом был самым колоритным, жители считали гордостью улицы. Благодаря столяру окна и дверные проёмы домов украшали богатые и затейливые наличники. Особенно роскошно декорировался парадный вход.
Во время войны много семей остались без крова — улицу бомбили из-за близости к вокзалу и депо. Бомба чуть не разрушила и дом Рощиных.
После войны улица всё так же активно застраивалась. Уже возводились и кирпичные дома. Появилась необходимость в детском саде. На Ярославской, 38, где сейчас за высоким забором расположился жилой комплекс «Ярославская слобода», ранее было дошкольное учреждение.
Находилась на улице и туристическая база. Сегодня это здание отдано под офисы.
На Ярославской два многоэтажных дома. Один из них был построен вагоностроительным заводом для своих рабочих.
Отличительная особенность улицы — отсутствие тротуаров. Пешеходам и автомобилям приходится делить между собой проезжую часть.
Сегодня Ярославская — улица контрастов. Довоенные аншлаги соседствуют с современными надомными табличками, спутниковые «тарелки» крепятся на ветхих заборах, стена в стену со столетними жилищами стоят европейские коттеджи.
Марина Карпушенко
Советский район, №47, 18 ноября 2015