Во второй части рассказывается о Центральных банях Рудзиевского, гимназии Ратнера и клубе железнодорожников.
Центральные бани Рудзиевского
Здание центральной бани было построено в 1898 году и находилось на улице Фельдмаршальской (ныне Пролетарская). В то время здание было одним из наиболее ярких представителей кирпичного стиля в Гомеле.
Бани — одно из первых сооружений в Гомеле, к которым было подведено электричество. После революции здание было конфисковано и использовалось для нужд воинских частей. В 1920-х годах центральные бани передали коммунальному тресту, но из-за чудовищного внутреннего положения она длительное время простояла закрытой. После восстановления оборудования баня проработала до начала военных действий 1941 года. Во время одного из авианалётов здание получило серьёзные повреждения и не восстанавливалось.
Сегодня на этом месте находится скромный двухэтажный дом, который возведён в 1960-х годах.
Гимназия Ратнера
Здание гимназии с торговыми заведениями на первом этаже спроектирован самым знаменитым гомельском архитектором Станиславом Шабуневским. В начале 1909 года он стал компаньоном Самуила и Йоселя Шановичей во владении этим домом. Определённое время в нём прожил и его создатель.
Здание удачно оформило угол улиц Румянцевской (сейчас Советская) и Александровской (Комсомольская), на этом месте сегодня находится жилой дом с магазином «Солнечный». На первом этаже располагались торговые лавки, аптека, парикмахерская Фрадкина. Гимназия находилась на втором этаже. Она была основана доктором Ратнером и предназначалась для мальчиков еврейского происхождения. В 1920 году её переоборудовали в железнодорожную школу второй ступени, но в том же году школу выселили и разместили почту военного ведомства.
В годы войны бывшая гимназия пострадала от ударов немецкой авиации. Как и в большинстве зданий в центре города, в нём выгорели междуэтажные перекрытия и к моменту освобождения города от дома осталась одна «коробка». Во время проведения восстановительных работ здание было разобрано.
Асимметричные фасады с разнообразным лепным декором, живописно расположенные оконные проёмы и активный силуэт делали это здание одним из самых ярких на улице Румянцевской. Если бы оно сохранилось до наших дней, его можно было бы смело считать визитной карточкой гомельского модерна.
В начале 1950-х годов архитектором Валентином Ждановичем по двум сторонам улицы Комсомольской были построены два симметричных полукруглых жилых дома в стиле советского классицизма.
Клуб железнодорожников
В Гомеле в первой половине 1920-х годов появилась необходимость строительства общественно значимых учреждений. Одним из первых было возведено здание для проведения собраний рабочих и служащих железной дороги. Спроектировал здание в 1924 году Станислав Шабуневский. Это масштабная постройка была сделана из дерева, при дефиците кирпича в 1920-х годах оно часто применялось для строительства даже крупных общественных объектов Гомеля.
Главный вход в двухэтажное здание был выделен ризалитами, балконы объединяли весь длинный фасад. В клубе размещались сцена и зал почти на тысячу мест, партер, амфитеатр, балконы. В левой части находилась студия изобразительного искусства, в правом — библиотека и кружки.
Как выяснил историк Евгений Маликов у старожилов, здание клуба располагалось недалеко от железной дороги и замыкало перспективу улицы Либавской (сейчас улица Шевченко). В годы войны клуб сгорел. Сегодня на этом месте разворотная площадка городских автобусов возле автовокзала.
Юрий Панков, историк, сотрудник музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля, Сергей Ляпин, архитектор, фото авторов и из интернета
Перевод Александра Флегентова
Гомельская правда, 20.08.2015