Перейти к содержимому

Никольская церковь города Гомеля: страницы истории

Гомель в начале ХХ в. быстро развивался благодаря тому, что через него прошла Либаво-Роменская железная дорога. Это стало причиной и настоящего строительного бума: большая часть красивейших зданий города была возведена именно в это время. Значительную роль в жизни города играли служащие железной дороги и рабочие мастерских. Именно сотрудникам железной дороги принадлежала инициатива строительства Никольской церкви. 31 марта 1900 г. было учреждено Попечительство о построении привокзальной церкви в Гомеле. В число попечителей вошли князь Фёдор Иванович Паскевич и его супруга княгиня Ирина Ивановна, которые пожертвовали участок земли под строительство храма. Среди жертвователей был также и святой праведный Иоанн Кронштадский, который благословил постройку церкви и оказал материальную поддержку. Автором проекта церкви стал известный гомельский архитектор С. Д. Шабуневский.

9 мая 1902 г. состоялась торжественная закладка храма [1, c. 6]. В 1904 г. 22 октября (4 ноября) освящена каменная «вновь устроенная на средства железнодорожных служащих» Полесская Николаевская церковь [2, c. 25]. В большинстве своём прихожанами храма стали служащие и рабочие Полесской железной дороги, а также жители городского района, расположенного за линией железной дороги, поэтому этот район стали именовать Залинейным. Мы очень мало знаем о первых священниках Никольской церкви, служивших здесь в довоенный период. Первоначально богослужение в Никольском храме совершал причт Троицкой церкви, но в декабре 1904 г. настоятелем прихода был назначен священник Даниил Федотович Окиншевич, который служил здесь до 1913 г. В 1910 г. настоятелем храма стал священник Владимир Бутомо. С 1915 г. в этом храме служил отец Константин Леплинский [1, с. 18].

После октябрьского переворота 1917 г. в стране победившего атеизма начались беспощадные гонения на церковь: закрывались храмы, уничтожались святыни, в ссылках и тюрьмах гибли священники и верующие. Это было время мучеников и исповедников. Первыми страдали священники. Против них организовывались показательные процессы, заканчивавшиеся в большинстве случаев расстрельными приговорами. Волны антирелигиозных гонений не обошли и Гомель. Самым известным процессом над православным духовенством было дело о так называемой «контрреволюционной организации церковников», по которому в ночь на 1 ноября 1937 г. были расстреляны почти все гомельские священники. В их числе – три бывших настоятеля Никольской Полесской церкви: протоиерей Владимир Бутомо, священник Пётр Рылло и протоиерей Владимир Зубарев.

Протоиерей Владимир Петрович Бутомо (1879–1937) – отец известного церковного композитора Николая Владимировича Бутомо. Батюшка перенёс два ареста: первый раз его арестовали в 1927 г. и осудили на три года ссылки, которую он отбывал в Восточной Сибири и в Воронеже до 1933 г. Вернувшись в Гомель, о. Владимир вынужден был пойти работать на стройку простым рабочим. В августе 1937 г. его снова схватили по нелепому обвинению и приговорили к расстрелу [1, c. 18].

Настоятелем Никольской церкви в 1920-е гг. был священник Пётр Кузьмич Рылло (1884–1937). Это был весьма уважаемый в городе человек, герой Первой мировой войны, награждённый за исключительное мужество Орденом Князя Владимира. Он служил полковым священником с 1915 по 1918 г. и запомнился своим сослуживцам тем, что совершал богослужение, когда «снаряды рвались за церковью, перед ней и пролетали сквозь нее». В годы гонений на церковь он выступил одним из инициаторов сбора средств для семей репрессированных, что было предъявлено ему как один из пунктов обвинения, когда летом 1937 г. отца Петра арестовали и приговорили к расстрелу [1, с. 19].

Вместе со священником Петром Рылло и протоиереем Владимиром Бутомо был расстрелян последний предвоенный настоятель Никольского храма протоиерей Владимир Васильевич Зубарев (1863–1937). Это был человек блестящего образования. В 1890 г. он закончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Отца Владимира арестовали 20 августа 1937 г. и, учитывая образование и заслуги священника, пытались представить его как одного из лидеров повстанческого движения. Вины своей о. Владимир не признал. Вместе с другими гомельскими священниками он был расстрелян в ночь на 1 ноября 1937 г. [1, c. 19].

Во многом позиция приходов сыграла важную роль в сохранении православия в условиях репрессий по отношению к Русской Православной Церкви (РПЦ). Высокой религиозностью отличались железнодорожники. Именно они оказывали сопротивление карательным действиям властей в отношении духовенства и церкви. 13 апреля 1930 г. собрание на антирелигиозную тему в 9-й железнодорожной школе сопровождалось открытым возмущением рабочих фактом закрытия церкви. Работник почтово-телеграфной конторы заявил, что хоть и приходиться работать в пасхальные дни, но дома все равно будет чувствоваться праздник: «Если бы мне пришлось работать первый день пасхи и платили бы по 4 рубля сверх жалованья, я бы не согласился, а на 1 мая с удовольствием бы поработал и имел бы лишнюю троячку». «Все заставляют делать силой. От праздников заставляют отказываться, детей заставляют приносить из дома иконы, чтобы их уничтожать, а иначе увольняют из школы. Если я схожу в церковь, то этим никому вреда не принесу. Попы никакого подрыва в рабочих не делают, а подрывы делают руководители, которые смотрят не там, где надо» [3, л. 35–38]. Возмущения рабочих порой приобретали откровенно антисоветский характер: «Не даром за границей говорят о преследовании религии в России»; «Я бы дал 4 тысячи рублей, чтобы вернуть старые порядки» [3, л. 268].

Никольская Полесская церковь была закрыта в Гомеле одной из первых – в конце 1929 г. Сначала церковь превратили в рабочий клуб, потом в складское помещение, накануне Великой Отечественной войны оскверненный храм пустовал. Новые хозяева изуродовали творение С. Д. Шабуневского: были снесены два яруса колокольни, разрушен купол, местами заложены окна, уничтожено внутреннее убранство. Такова была судьба не только Никольской церкви: к началу 1939 г. в Гомеле не осталось ни одного действующего храма. В самом начале сороковых Никольскую церковь планировали снести, но началась война.

19 августа 1941 г. немецко-фашистские войска взяли Гомель. По многочисленным просьбам верующих оккупационные власти разрешили возобновить богослужение в сохранившихся храмах [1, c. 7]. Для оккупантов это был тактический ход в пропагандистских целях, чтобы привлечь на свою сторону симпатии местного населения. РПЦ, оставаясь на патриотических позициях, использовала условия оккупации для возобновления церковной жизни.

В 1949 г. настоятелем Никольской Полесской церкви был назначен протоиерей Игорь Базилевич (1913–1978), прослуживший в этой должности до 1958 г. Деятельности этого батюшки Никольский храм обязан многим. За восемь лет своего настоятельства он поменял в церкви три иконостаса, последний стоит до сих пор. При нём Никольская церковь была расписана дважды, проведено центральное отопление, организовано два прекрасных хора, количество прихожан при отце Игоре увеличилось почти вдвое [1, с. 21–24]. В условиях возобновившихся гонений в отношении РПЦ в хрущевскую «оттепель» впечатляет масштаб проведенной работы.

Дело украшения храма, начатое о. Игорем Базилевичем, продолжил протоиерей Василий Копычо (1905–1985) – настоятель Никольской церкви с 1960 по 1985 г. При нем были закончены росписи храма, осуществлён ряд построек на церковной территории [1, c. 9]. В должности настоятеля Полесской церкви Василий Копычко прослужил 25 лет. Протоиерей Василий Копычко долгое время был благочинным Гомельского церковного округа. Во время войны отец Василий сотрудничал с партизанами, имел боевые награды. Его авторитет во многом помог сохранить Никольскую церковь, которая оставалась единственной действующей церковью в Гомеле, после закрытия Свято-Петропавловского собора в 1960 г.

8 декабря 1994 г. при Свято-Никольской церкви поселились первые монахи и послушники. Для проживания братии были приобретены два дома и земля рядом с церковью. Первыми насельниками монастыря были послушники Андрей Шевцов (впоследствии архимандрит Амвросий) и Аркадий Янушевский (с 1996 г. иеродиакон Тимофей) [1, c. 16].

В 2004 г. Никольская Полесская церковь отпраздновала своё столетие. К этом юбилею храм не только отреставрировали, но и реконструировали: восстановлена колокольня, и на ней установлены механические башенные часы, пристроены боковые галереи, деревянные потолочные перекрытия храма были заменены конструкциями из металла и железобетона, для чего местами усилили стены [1, c. 16]. Был построен надвратный храм прп. Дионисия Радонежского при активном участии семьи Муляк [1, c. 46]. На территории Никольского монастыря расположен небольшой некрополь.

Для жителей Гомеля этот небольшой храм до сих пор очень важен. Тут действует молодёжное братство, проводятся занятия в воскресной школе, образовательные семинары, лекции, диспуты. Монастырь, через широкую просветительскую и воспитательную работу, выполняет важную духовную миссию.

В. Д. Михайлов, Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого, Беларусь
Научный руководитель И. А. Грищенко

Материалы VIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, Гомель, 5 мая 2015 г.

Литература

1. Свято-Никольский монастырь в Гомеле: к 110-летию освящения Полесской церкви и 20-летию основания при ней мужской обители / авт. текста архимандрит Савва (Мажуко). – Гомель : Информ. отд. Гомел. епархии, 2014. – 87 с.
2. Жудро, Ф. А. Город Гомель / Ф. А. Жудро, И. А. Сербов, Д. И. Довгялло. – Вильно : Типография А. Г. Сыркина, 1911. – 61 с.
3. Отчеты ГПУ о коллективизации, индустриализации, настроениях рабочих Гомеля 1930 г. – ГАООГО. – Фонд 3. – Оп. 1. – Д. 714. – Т. 2.


13


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов