Фонды музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля недавно пополнились фотопортретом известного когда-то в нашем городе архитектора Станислава Шабуневского, сделанным в 1901 году в Рязани.
Фото музею подарила гомельчанка Галина Кузнецова. У неё в архиве хранились две такие фотографии. На одной из них на лицевой стороне была дарственная надпись: «Л.Е. Новикову на память преданному сотруднику от С. Шабуневского, г. Рязань, 1901».
Леонтий Новиков приходится Галине Кузнецовой дедушкой. В своё время он работал вместе с Шабуневским. А в1901 году они ездили в Рязань строить винные склады. Галина Дмитриевна рассказала, что ее дед происходил из семьи ветковских старообрядцев, позже переехал в Гомель. Он был очень сметливым, рассудительным и знающим свое дело. Это помогло ему из опытного строителя выслужиться до десятника (прораба) и стать «преданным сотрудником» Шабуневского.
«Советский район»
«Преданному сотруднику на память от С. Шабуневского»
Это было самое прекрасное время в его наполненной событиями судьбе. Он достиг возраста Христа и многое уже успел сделать. У красивого, уверенного в себе молодого человека впереди еще была целая жизнь, предвосхищавшая интересные творческие воплощения его незаурядного таланта…
Такие чувства и мысли вызывает у меня недавно пополнившая фонды нашего музея фотокарточка с портретом гомельского архитектора Станислава Даниловича Шабуневского (1868-1937 гг.). Сегодня он известен нам как автор многих красивейших сооружений в городе конца XIX — первой трети XX века. К 1901 году, когда был сделан фотоснимок, он уже имел значительный авторитет в выполнении самых престижных архитектурных заказов, и ему была доверена должность городского архитектора. Два года назад он женился на 18-летней девушке Марии Гурьевне (фамилию не знаем), и в прошлом году она родила ему первенца, которого нарекли громким именем Лев (он станет инженером и в 1920-е эмигрирует в Прагу). Через год появится еще дочь Людмила (она уедет в Киев, будет работать в проектных организациях и после замужества сменит фамилию). По неизвестным нам причинам спустя 12 лет он заведет новую семью с Ксенией Александровной Мельниковой (1885-1936), и у него будет еще одна дочь Елена (1913-1942).
А пока шёл 1901-й. Я воображаю себе картину, что в этот период, когда велась интенсивная застройка центральной части Гомеля новыми зданиями, кабинет Станислава Даниловича был завален сразу несколькими проектными чертежами, в которых ярко перекликались между собой различные архитектурные формы, как исторические, так и современные, тяготеющие к стилю модерн. В этом году, представляю, им уже был реализован проект Орловского коммерческого банка — второго, после Мужской классической гимназии, сооружения Шабуневского. Двухэтажное банковское строение величаво поднялось на углу Румянцевской (ныне Советская) и Ирининской улиц, и о дате его появления — 1901 год — сообщала надпись в подкупольной арке угловой срезанной части главного фасада. Тогда же вызревал план ещё одного крупного финансового учреждения Гомеля — Виленского коммерческого банка. Он должен был разместиться в собственном домовладении купца Ипполита Викентьевича Домбровского, выступившего заказчиком его сооружения на пересечении Румянцевской и Троицкой (ныне Крестьянская) улиц. Станислав Данилович спроектирует это здание в 1902 году, но построят его только через 10 лет из-за затянувшейся тяжбы вокруг выкупа застройщиком этого участка земли в элитном районе города.
Потом творческий список Шабуневского дополнят и особняк врача Н.А. Александрова (сейчас в нём Дом гражданских обрядов по ул. Ирининской), и доходный дом купца К.П. Грошикова (ул. Баумана, 2), и здание технического училища (ул. Киселёва, 2), и корпуса больницы с госпиталем (ул. Комиссарова, 13), и еще много других нынешних памятников архитектуры Гомеля.
Давайте же внимательно рассмотрим фотографию Станислава Даниловича, относящуюся к типу так называемого кабинетного портрета (из-за крупного формата, в отличие от маленького визитного). На ней запечатлён молодой мужчина в мундире гражданского инженера с нашивками на воротнике X чина и нагрудным знаком об окончании Института гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. У него высокий лоб и густые пушистые волосы, зачёсанные наверх, короткая борода и закрученные кверху усы по моде начала XX века. Фото черно-белое с лёгкой сепией, наклеено на картонное паспарту размером 16,5х11 см, на лицевой стороне которого под изображением вытиснены имя фотографа «В. Срывкинъ» и город Рязань.
Дату снимка я узнала по идентичной фотокарточке, на лицевой стороне которой рукой Шабуневского была сделана дарственная надпись: «Л.Е. Новикову на память преданному сотруднику от С. Шабуневского, г. Рязань, 1901».
Обе фотографии находились в семейном архиве гомельчанки Галины Дмитриевны Кузнецовой, с которой волей случая мне посчастливилось встретиться. Она — внучка того самого Новикова Леонтия Георгиевича (Егоровича), который был тесно связан с Шабуневским не одной стройкой. Заметив мою несказанную радость от очередной встречи с архитектором, она решила подарить один из его портретов нашему музею.
Галина Дмитриевна рассказала, что ее дед происходил из семьи ветковских старообрядцев, позже переехал в Гомель. Сохранились фотографии семейства Новиковых, на которых можно увидеть и Леонтия Георгиевича. Вот он совсем юный и еще неуверенный в себе сидит в кресле и позирует вместе с братом Петром на «Сabinet Portrait» студии М.А. Миненко. На портрете фотоателье Деренговского в Гомеле он уже молодой, подающий надежды специалист своего дела.
Его внучка вспоминает слова бабушки, что он был очень сметливым, рассудительным и знающим своё дело. Это помогло ему из опытного строителя выслужиться до десятника (прораба) и стать «преданным сотрудником» Шабуневского. Скорее всего, этот снимок был сделан уже в период их совместной работы, приблизительно в то время, когда городской архитектор подписал ему своё фото на память.
Примерно в 1904 Леонтий Георгиевич женился, взяв в жены богатую старообрядку из Ростова на Дону. Купил дом на Спасской улице (ныне Плеханова), который был где-то на месте теперешних девятиэтажек. На общем семейном снимке, сделанном приблизительно в 1916 году, он запечатлен в кругу семьи с женой Верой Васильевной (стоят) и маленьким сынишкой, которого она придерживает за плечи, с отцом и матерью, двумя сыновьями-подростками, один в гимназической форме, и дочкой Прасковьей, мамой Галины Дмитриевны.
На двух групповых кабинет-портретах Л.Г. Новиков сфотографирован, вероятно, с коллегами по строительному делу. На фотокарточке с оттиском «М. Ионов. Ряжск. Кузнецк» он сидит в центре, на второй, со штампом г. Вятки на обороте, он сидит слева.
Вместе с Шабуневским он немало ездил по другим городам Российской империи в качестве прораба, по словам Галины Дмитриевны, зарабатывал деньги. Семья жила состоятельно, Леонтий Георгиевич смог построить дом для дочери на ул. Котовского, было ещё два дома, которые сдавались внаём. Из каждой поездки он привозил жене дорогие украшения. В послереволюционный период он не сможет работать по причине частичного паралича, все ценности будут постепенно сданы в торгсин и проданы два домовладения. Сам же Л.Г. Новиков уйдёт из жизни в 1946 году.
Что же касается портрета С.Д. Шабуневского, сделанного в Рязани, то он также свидетельствует о его активной профессиональной деятельности за пределами Гомеля. По сведениям, почерпнутым мною из публикации В.П. Нагорного на сайте Ряжского краеведческого музея, в 1899 году наш архитектор определяется строителем-производителем работ по сооружению Ряжского и Рязанского казённых винных складов. С 1896 года по инициативе министра финансов С.Ю. Витте в России была введена государственная винная монополия, т.е. производить спиртное и торговать им могли только казённые предприятия, соответственно и храниться спиртные напитки должны были только в специально охраняемых складах. В связи с этим был специально разработан типовой проект. Строительство винных складов в Рязани и Ряжске также велось по этому проекту. В 1901 году такие склады открывались практически одновременно по всей стране.
В статье В.П. Нагорного отмечается, что инженер Шабуневский 20 мая 1901 г. выдал подрядчикам удостоверение о том, что все работы по договору подряда по постройке Ряжского винного склада окончены. В «Акте о приёмке от 23 июля 1901 г.» говорилось, что «комиссия не встречает препятствий к приёмке в казну всех зданий склада».
Вот, оказывается, по какому случаю Леонтий Георгиевич поднял стакан с вином на своей фотографии с коллегами, сделанной в Ряжске. И, конечно же, именно память о строительстве этих винных складов хотел сохранить Станислав Данилович, находясь в Рязани и зайдя в фотоателье В. Срывкина, чтобы потом унести оттуда фотокарточки со своим портретом, одна из которых была подарена его преданному сотруднику, а другая теперь хранится в нашем музее.
Татьяна Литвинова, кандидат искусствоведения, зав. художественным отделом музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля
23.08.2015