Улица Лещинская — одна из старейших в городе. Возникла в так называемом Залинейном микрорайоне примерно 140 лет назад, после появления в городе железной дороги.
Гомельский краевед профессор Александр Рогалев отмечает, что улица сформировалась в начале 20-го века вдоль Лещинского тракта, который связывал Гомель в его тогдашних границах и деревню Лещинец, название которого получилось от названия лесного ореха — лещины. Очевидно, что это был один из нескольких важных для города торговых путей, по которым крестьяне не только из Лещинца, а и из других окрестных деревень везли на продажу сено, дрова, картошку, овощи, яблоки. По воспоминаниям старожилов, эта улица долгое время была единственной в Залинейном микрорайоне, по которой мог ездить транспорт разного вида. Важно и то, что она выходила непосредственно на Мохов переезд, который был и остается важным элементом транспортной системы города. Только позже, когда расширились соседние улицы, Лещинская потеряла свою былую роль транспортной артерии местного значения. Но, несмотря на то, что сегодня всё бремя транспортного потока взяла на себя параллельная улица Бочкина, иногда и на Лещинской проезжает немало машин, что не всегда радует жителей улицы.
Осмотрим улицу от самого начала, который берётся за Моховым переездом. По правую сторону здание станции технического обслуживания автомобилей. Но многие помнят, что ещё несколько десятилетий назад на этом месте стояла старая скамейка, где жители окрестностей могли приобрести керосин и сжиженный газ. Потом, благодаря надстройке, появился современное здание. С левой стороны небольшое каменное сооружение с портиком, которое имеет солидный возраст.
За ним двухэтажный дом, один из старейших на этой улице. Возраст его известен точно — построен в 1913 году.
В дореволюционное время в нём размещались казармы с конюшней. Говорят, здесь квартировали части армии Будённого. В предвоенные годы здание также имело отношение к воинскому делу, о чем косвенно свидетельствуют сохранившиеся на старых воротах звезды.
Во время войны здание было занято немцами, оно пережило эти годы с относительно небольшими повреждениями, было восстановлен в 1949 году. Потом принадлежало Гомельскому кооперативному техникуму, а с 1964 года в нём начал свою историю Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации. После постройки главного корпуса в начале 1980-х годов здесь остался и находится до сегодня второй корпус учебного заведения.
Фасад здания имеет современный вид, но во внутреннем дворе легко можно перенестись в далёкие исторические времена, только пластиковые окна нарушают иллюзию.
В подвале здания, глубина которого составляет около трёх метров, также можно почувствовать дыхание истории.
Во дворе находится вот такой интересный объект. В городе уже редко встречаются амбары с креплёными стенами.
На Лещинской улице расположено промышленное предприятие — мебельная фабрика «Прогресс», которое известно не только в Гомеле, но и далеко за его пределами. Созданная в 1963 году в тесном соседстве с жилыми домами, оно органично вписывается в общий пейзаж улицы, и кажется, совсем не мешает жителям.
Лещинская — ещё и улица контрастов.
Старых домов с каждым годом остается всё меньше. Некоторые перестраиваются и надстраиваются, некоторые разрушаются и на их месте возникают современные здания. Отдельные дома, несмотря на вековой возраст, всё ещё мужественно держатся.Особого внимания достойна история дома №81. Дело в том, что в интернет-пространстве нашлась фотография этого дома, который датируется 1960-ми годами. Разумеется, сразу стало интересно, что с этим домом сейчас. И видим, что он сохранился практически в оригинальном виде, только деревья подросли и, как будто, вслед за ними «подтянулась» вверх и в крыша дома.
Улица Лещинская, дом №81, 1960-е годы (фото с интернет-страницы А. Весніна в «Одноклассниках»).
Сейчас здание разделено на две части. Одна из хозяек Валентина Лашко рассказала его историю. Выяснилось, что дом построен в 1917 году, долгое время принадлежал еврейской семье с фамилией Островские. Когда они уезжали на новое место жительства за границу, дом продали. С 1969 года в нём живет семья Валентины Ивановны. Как можно увидеть, новые хозяева очень заботливо относятся к своему дому. Несмотря на столетний возраст и недавний пожар, здание сохранил свою первичную форму, выглядит прочно и как-то «по-парадному» смотрит на улицу Радости, что как раз напротив него выходит на улицу Лещинскую.
На Лещинской на протяжении нескольких сотен метров дороги сохранилась брусчатка. Это практически последнее сохранённое в городе древнее дорожное покрытие такого типа.
Профессор Рогалев в книге «От Гамеюка до Гомеля» подробно описывает, как делалось, а потом и ремонтировалась эта дорога в первые годы советской власти. Однако сегодня возник вопрос, сохранится ли брусчатка. По словам председателя уличкома Регины Яковенко, её жители разделились на два лагеря. Одни за то, чтобы дорога была заасфальтирована, вторые — за сохранение брусчатки. Первые в качестве аргумента приводят необходимость единства дорожного покрытия на всей улице, большая часть которой покрыта асфальтом. Те же, кто высказывается за сохранение брусчатки, замечают, что он является естественной преградой бесконтрольному движению автомобилей — своеобразном «лежачем полицейском». Регина Адамовна рассказывает, что сама не однажды обращалась в разные инстанции, чтобы улица была полностью заасфальтирована. Однако со временем решила: правы и те, кто против этого.
Регина Яковенко родилась в 1931 году и всю жизнь прожила на Лещинской. Она вспоминает, что улица была центральной в Залинейном районе, ведь весь транспорт ходил по ней. Та часть улицы, которая идет за улицей Хмельницкого (ранее — Батарейная), примыкала к совхозу «Лещинец». Его поля, на которых выращивали рожь, пшеницу, картофель, овощи, сразу там и начинались. После войны Лещинская начала активно застраиваться, появилось много деревьев.
Регина Адамовна отмечает, что улица отличается благоустройством: старые дома ухоженные и покрашенные, весной и летом утопают в цветах. Радуют глаз председателя уличкома новые коттеджи, которые украшают улицу.
Все соседи дружелюбные и относятся с уважением друг к другу, притом что, по словам Регины Адамовны, на улице издревле проживали и живут сейчас люди разных национальностей: белорусы, украинцы, русские, поляки, евреи. Большинство пожилого возраста. Председатель уличкома отмечает свою соседку Евдокию Абрамович — участника Великой Отечественной войны, которая в составе одной из гвардейских частей участвовала в Сталинградской битве. Несмотря на возраст, она обслуживает себя сама, помогают также и дети.
Самыми хорошими воспоминаниями про улицу, на которой прожила большую часть жизни, поделилась и Елена Чечет. В двадцатилетнем возрасте она сыграла свадьбу и скоро после неё, в 1951 году, поселилась в доме на улице Лещинской, который, был построен ещё в 1925 году. Когда подросли дети и появились внуки, старый дом стал малым, его пришлось расширять и надстраивать. И сегодня уже нельзя сказать, что ему 90 лет, ведь выглядит вполне по-современному. Единственное, что сохранилось с тех далеких времен — старая печь, которая сегодня,является не источником тепла, а семейной реликвией.
Елена Адамовна отмечает: на улицу приходит современный ритм жизни, что вполне естественно. Вспоминает также, как однажды приезжала съемочная группа, чтобы снять старую брусчатку для эпизода фильма.
Обращают на себя внимание такие мелкие детали, как указатели адреса. Хозяева по-творчески подходят к их изготовлению.
Один из них, судя по наличию лампочки и несмотря на уважаемый возраст, выполняет свою непосредственную функцию. К тому же он напоминает, что когда-то эта улица, как и все окрестности, относились к Железнодорожному району города.
Приближаемся до пересечения с улицей Хмельницкого. Здесь дорога шире и ровней, однако автомобили проезжают совсем редко, и улица выглядит уютной и спокойной. На этой части улицы нет ни предприятий, ни других крупных объектов. Пейзаж украшают не только аккуратные старые дома и новые коттеджи, но и такие мелкие детали, как, например, флюгер на одном из дымоходов.
Нельзя не заметить старый кирпичный дом, который, очевидно, был расширен в свое время, однако все аксессуары выдержаны в едином стиле и дом выглядит оригинально.
На последних метрах улице порадовала глаз такое архитектурное чудо с восточными мотивами.
Завершается улица тихо и спокойно. Без шума и суеты, присущих для многих перекрестков дорог, она выходит на улицу 1-ю Колхозную (до прошлого года — 2-я Колхозная).
Те водители автомобилей, которые знают, что Первая улица Колхозная имеет незаметный, на первый взгляд, выезд на улицу Барыкина, во времена пиковых нагрузок на проезжую часть и нередких сегодня пробок иногда используют Лещинскую как кратчайший путь в центр города. Но, сегодня когда уже нет деревни Лещинец, когда более важными для города сделались улице Барыкина и Бочкина, кажется, что Лещинской суждено оставаться тихой и немного консервативной улицей. Чем жители улицы полностью довольны.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала заведующей хозяйства учебного корпуса №2 Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации Ю.В. Прудниковой, а также Р.А. Яковенко, А.А. Чечет, В.И. Лашко.
Советский район, Антон Петров-Рудаковский, фото автора
17.12.2014