Пятая Поперечная улица (современная Комсомольская) пересекала вместе с первыми четырьмя Румянцевскую и Могилёвскую улицы. Но в отличие, с одной стороны, от Троицкой (Крестьянской) улицы, а с другой стороны, — от Канатной (Первомайской-Ирининской) и Аптечной (Жарковского), Пятая Поперечная улица не только не пересекала улицу Замковую (как Троицкая), но даже и не упиралась в эту улицу своим концом (как Ирининская и Аптечная).
В наши дни мы наблюдаем ту же картину: Крестьянская улица пересекает улицы Советскую, Кирова и проспект Ленина; улицы Ирининская (бывшая Первомайская) и Жарковского пересекают улицу Советскую и улицу Кирова и доходят до проспекта Ленина. Комсомольская же улица до проспекта Ленина не доходит.
Причина такого расположения указанных улиц гомельского центра заключается в том, что Замковая улица (проспект Ленина) даже накануне 1870-1880-х годов завершалась в районе современных улиц Ирининской (Первомайской) и Жарковского. Далее на северо-запад вся территория до современного железнодорожного и автовокзала и нынешней улицы Победы представляла собой пустырь, переходивший в Горелое болото.
И только прокладка железной дороги и последующее строительство товарной станции и вокзала обусловили обживание и обустройство окрестностей Горелого болота. Но ещё долго этот район славился, прежде всего, своим болотом.
Ф.А. Жудро, И.А. Сербов и Д.И. Довгялло в очерке «Город Гомель» отмечали: «На улицах невылазная грязь, на некоторых из них целое лето стоят большие лужи гнилой воды. Горелое болото густо поросло кустарником, осокой, тростником. В нём купаются свиньи, утки, гуси, бабы полощут бельё, ребята ловят черепах. Обыватели так уже сроднились со своим болотом, так привыкли к пению лягушек, что если бы Горелое болото высохло, они непременно пожалели бы его».
Застройка территории, примыкавшей к болоту, была во многом импровизационной, без строгого плана. Прежде всего, Замковая улица в 1880-е годы достигла станции. От железнодорожной станции в направлении на восток и частично юго-восток начала быстро расти Вокзальная улица (остатки её сохранились и в наше время, под тем же названием).
Параллельно Вокзальной улице от станции формировалась ещё одна улица, которая вскоре достигла Пятой Поперечной и соединилась с ней. В результате образовалась отнюдь не прямая, как на румянцевских планах, но очень длинная поперечная улица, границами которой были, с одной стороны, товарная станция, а с другой стороны, — здание почтово-телеграфной конторы на углу с улицей Румянцевской. На наш взгляд, эту улицу до конца 1890-х годов могли называть Почтовой.
Вокзальную и первоначальную Почтовую улицы в конце 1880-х — начале 1890-х годов пересекли ещё две новые улицы — Минская и Генеральская, заселённые в значительной степени железнодорожными служащими и рабочими.
Автор: А.Ф. Рогалев
Источник: Гомель. Страницы древней истории, формирование улиц, местные тайны и загадки / А. Ф. Рогалев. — Гомель: Барк, 2014. — 248 с. Ст. 120-121.