Улица Липовая (Пушкина) была третьим «лучом», помимо улиц Экономической (барона Нолькена, Ланге) и Боярской (Миллионной, Билецкого), направлявшимся от малой площади перед жилым домом Николая Петровича Румянцева в сторону строившегося вдоль главной городской магистрали — улицы Пробойной — города.
Липовая улица была длиннее двух других «лучей» (Экономической и Боярской улиц) и выходила к Пробойной улице в районе городского сада, известного ныне как Пионерский парк. В 1937 году Липовой улице дали имя Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) в связи со столетием со дня трагической смерти великого русского поэта.
В дореволюционное время Липовая улица была застроена одноэтажными домами богатых горожан. Среди частной застройки выделялись два общественных каменных строения: железнодорожная больница (на стыке улиц Румянцевской и Канатной-Ирининской) и волостное правление. Каменными были также магазин и один из частных домов.
Во время Великой Отечественной войны улица Пушкина была почти полностью разрушена. Современный её архитектурный облик сформировался в 1950-1960-е годы.
Параллельно Липовой улице в первой половине XIX веков формировалась улица Садовая, также застраивавшаяся одноэтажными, преимущественно деревянными домами усадебного типа. В 1920-1930-е годы здесь были построены первые двухэтажные секционные жилые дома.
В послевоенное время, в 1960-е годы, появились пятиэтажные, а в 1970-е годы — девятиэтажные жилые дома. Название Садовой улицы связано с садом (парком), от которого в наши дни не осталось ни следа.
Этот несуществующий ныне сад являлся более ранним, чем созданный при князе И.Ф. Паскевиче парк, известный в границах от Киевского (Соборного) спуска до улиц Пролетарской и Комиссарова, и во времена графа Николая Петровича Румянцева назывался по-русски именно садом, а не на иностранный манер — парком.
При этом надо иметь в виду что слово сад в то время означало не только «плодовые насаждения», но и «участки земли с деревьями, кустарниками, цветами». Развитие значений этого слова шло таким образом, что более ранними считаются значения «растения», «деревья», «трава», «луг», «роща», а более поздними — собственно «плодовые насаждения», «огород». В этой связи уместно вспомнить Аптекарский сад в Петербурге — «родоначальник» Ботанического сада, ставший в советское время научно-исследовательским институтом.
В ряде русских говоров слово сад имеет значение «небольшой лесок», которое вполне актуально и для рассматриваемого нами случая, поскольку сад, о котором идёт речь, был фактически первым в Гомеле пейзажным объектом, специально устроенным на основе сохранившегося участка естественного, преимущественно лиственного леса.
Не исключено, что название Липовой улицы вполне может свидетельствовать о том, какие древесные породы преобладали в графском саду. Известно, что в саду имелся и участок специально высаженных фруктовых деревьев. Там же были оранжереи, парник, цветники, беседки. Одна из беседок стояла на высоком берегу Сожа, над самым обрывом, и, находясь в ней, граф Н.П. Румянцев любовался заречными далями.
Сад предназначался для прогулок, поэтому характерными его деталями являлись дорожки, разбивавшие садовую зону на квадраты. Одна из дорожек по Боярскому спуску вела к Сожу. Сад, устройство которого началось в самом конце XVIII века, занимал несколько гектаров, располагался в границах между Боярским и Крушевским спусками и был обнесён деревянной изгородью.
Основной массив сада начинался за летним особняком Н.П. Румянцева («Охотничьим домиком») и с северной стороны примыкал к жилому дворцу графа. Кстати, именно в этом доме (дворце) Николай Петрович Румянцев разместил и частично содержал первую гомельскую гимназию, преобразованную в 1804 году в духовное училище. Сейчас бывший жилой дворец Н.П. Румянцева (улица Билецкого, 11) является учебным корпусом медицинского института.
Изначально сад огибал жилой дворец Румянцева полукольцом. Перед парадным входом или въездом, то есть непосредственно на небольшой площади, деревья естественного леса были вырублены, но один фланг сада достигал места пересечения нынешних улиц Пушкина и Артёма.
Примерно от этого места формировалась Садовая улица. Где-то за Садовой улицей и за зелёной зоной сада находился основанный Н.П. Румянцевым трепальный завод и недалеко от него еврейское кладбище.
Румянцевский сад постепенно «растворился» в городской застройке на протяжении второй половины XIX века. В первое десятилетие XX века территория бывшего сада входила в состав одного из неофициальных районов Гомеля, известного под названием Свисток.
Автор: А.Ф. Рогалев
Источник: Гомель. Страницы древней истории, формирование улиц, местные тайны и загадки / А.Ф. Рогалев. — Гомель: Барк, 2014. — 248 с. Ст. 108-110.