О подземных ходах в старом гомельском парке существует много слухов и домыслов. В данном случае мы опираемся исключительно на мнения и свидетельства старожилов и на собственное мнение.
Старейший гомельский краевед Александр Александрович Родзевич рассказал нам в конце 1980-х годов о своём опыте поиска подземного хода в далёкие годы детства.
Летом 1918 года он с другом Порфирием, определив заранее объект своего исследования (люк-лаз возле известной парковой сорокапятиметровой башни, изначально представлявшей собой трубу сахарного заводика князей Паскевичей, а позже приспособленной под смотровую вышку), снарядившись соответствующим образом (свечками, топориком, перочинными ножами, спичками, запасом пищи на несколько дней), перелезли через парковый забор, так как ворота на ночь запирались, и, крадучись, пошли к заветному открытому люку.
Бесшумно спустившись в него, друзья, полусогнувшись, с зажжёнными свечами двинулись по выложенному красным кирпичом проходу. Через некоторое время перед путешественниками возникла массивная, окованная полосовым железом дверь, на которой на широком запоре висел большой полукруглый замок. Дверь наполовину была занесена илом и песком. Дальше пути не было… Мальчикам ничего не оставалось, как разочарованными возвратиться назад.
Что же было за той таинственной дверью? Скорее всего, друзьям довелось побывать в заброшенном подвале бывшего сахарного заводика, и не более того.
Ещё один краевед-старожил Александр Григорьевич Сороколетов, ездивший на конке, которая в 1920-е годы регулярно курсировала от пожарной каланчи, стоявшей на месте нынешнего здания Гомельского филиала «Белтелеком» на площади Ленина, в Новую Белицу, обратил внимание на следующее. По мере приближения к современной Пролетарской улице звук копыт лошадей указывал на очевидные пустоты глубоко под землёй. Может быть, именно здесь когда-то проходили подземные коммуникации, связывавшие гомельский оборонительный замок с внешним городом?
Подземные ходы – это, действительно, атрибут защитных сооружений, замков. Детальное описание гомельского замка, сделанное в середине XVI века, до наших дней не дошло. О последнем же замке, построенном в 1737 году, сохранились лишь самые общие сведения. И только аналогия с подобными оборонительными сооружениями в других местах Беларуси позволяет утверждать: да, в гомельском замке подземные ходы были, как были они и на территории предшествовавших фортификационных сооружений.
Но в любом случае ни один из этих ходов никогда не шёл под рекой Сож, как иногда утверждается. В этом не было никакой практической необходимости, да и построить такой ход в XVI–XVIII веках, не говоря уже о более раннем времени, вряд ли смогли бы.
Другое дело, что подземный ход мог вести к реке, из которой во время осады брали воду, однако и такое направление подземелья на территории гомельского парка отнюдь не бесспорно.
В исторических источниках указывается: 20 июня 1654 года к Гомелю подступил двадцатитысячный отряд казаков под командованием Ивана Золотаренко. Гомеляне и гарнизон укрылись в замке. Осада продолжалась почти восемь недель, до 13 августа, когда осаждённые, томимые голодом и… жаждой (!), решили сдаться.
О голоде и жажде в осаждённом Гомеле писал в своих посланиях русскому царю Алексею Михайловичу сам казацкий голова Золотаренко. Казаки перекрыли все пути для подвоза провианта и отрезали также спуск к Сожу за водой. Следовательно, тайного подземного хода из замка к реке не было.
Скорее всего, прорыть ход к реке, находившейся значительно ниже замковых сооружений, было не так просто,и именно это в Гомеле не стали делать. Но вообще отрицать наличие подземных коммуникаций в пределах центральной части гомельского парка в прошлом было бы нелогично.
Прежде всего, следует считаться с вероятностью существования древних подземных культовых сооружений по типу тех лавр, которые существовали в древних Киеве и Чернигове, только, может быть, меньших размеров.
На территории гомельского замка был монастырь, первоначально православный, а с первой половины XVII века – униатский. В монастырях обычно всегда есть подземелья.
Археологическая разведка, проводившаяся на территории нынешнего парка Румянцевых и Паскевичей под руководством О.А. Макушникова, показала, что ещё в древнерусское время здесь существовали пещеры с полукруглыми сводами, напоминавшие монастырские комплексы.
В дальнейшем, в период Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, эти подземелья или часть из них могли после реконструкции использоваться как арсеналы и погреба для хранения боезапасов и продовольствия, а также как тайные ходы из замка за внешнюю систему обороны.
Как видим, ничего особенно невероятного и загадочного, связанного с подземельями на территории гомельского парка, нет. В любом случае искать подземные ходы не следует. И не потому, что для этого нужно нарушать сложившийся дворцово-парковый ансамбль. Просто время взяло своё, и подземные сооружения, если не полностью, то в значительной своей части, исчезли ещё в конце XVIII века, когда замок со всеми его укреплениями был снесён за ненадобностью.
© Фрагмент из книги: А.Ф. Рогалев. Гомель. Страницы древней истории. Формирование улиц.Местные тайны и загадки. – Гомель:Барк, 2014. – С.79–81.