В 1954 году в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией одна из наиболее значительных улиц так называемого Залинейного района Гомеля — Батарейная — была переименована в улицу Богдана Хмельницкого. В 1958 году в сквере напротив стадиона «Локомотив» был установлен памятник руководителю этнорелигиозного движения казачества и социальных низов украинского и белорусского народов. Сегодня о прежнем названии — Батарейная улица — помнят немногие. Ещё меньше осталось тех, кто так или иначе мог бы объяснить это название.
Согласно топонимическому преданию, на месте пересечения гомельских улиц Богдана Хмельницкого и Лещинской во время Отечественной войны 1812 года стояла русская артиллерийская батарея.
В соответствии с иным вариантом легендарного сюжета, не кто иной, как сам Пётр I во время войны России со Швецией в начале XVIII века распорядился поставить орудия на возвышенности, имевшейся в то время на участке между современными улицами Котовского и Циолковского, пересекающими улицу Богдана Хмельницкого, и приказал стрелять оттуда по наступавшим шведам.
Есть и более реалистическая версия происхождения названия Батарейной улицы. Якобы во время Первой мировой войны 1914-1918 годов на месте нынешней развилки между улицами Богдана Хмельницкого, Барыкина и Речицкое шоссе (проспект Речицкий) стояли артиллерийские расчёты, орудия которых были направлены на запад, на случай прорыва немцами фронта и быстрого их наступления.
Думается, однако, что и в данном варианте объяснения названия легендарной информации не меньше, чем в двух предыдущих, и сама эта «реалистическая версия» является более новой модификацией одного и того же старинного гомельского предания, в котором, как и во всяком ином предании, вымысел искусно заретушировал изначальную реальную основу.
Любой легендарный сюжет нужно вначале рассматривать в типологическом аспекте. В белорусском фольклоре, топонимии и микротопонимии тема войны с французами и шведами представлена очень широко.
Например, в окрестностях разных белорусских деревень фиксируются микротопонимы Французская дарога, Французская грэбля, Шведская сенажаць, Шведава балота, Шведскі брод и т. п. Эти названия мотивируются, безусловно, событиями двух войн — русско-шведской войны начала XVIII века и Отечественной войны 1812 года, непосредственно затронувших территорию Беларуси.
Исследователь истории Гомеля Л.А. Виноградов писал о том, что князь Меньшиков проходил через Гомель после победы над генералом Левенгауптом и что шведы пытались переправиться через Сож в пяти верстах от Гомеля возле Старого Села.
В так называемой «Могилёвской хронике» Т. Сурты и Ю. Трубницкого сообщается о нахождении в Гомеле в мае 1706 года Александра Даниловича Меньшикова «с войском московским». Как видим, русско-шведская война, пусть косвенно, но затронула и Гомель. Самое главное, однако, не это, а то, что события давних войн в коллективной памяти народа неизбежно мифологизируются. Одновременно появляется то или иное предание.
Обстоятельствами, сопутствующими возникновению предания, являются, в частности, необъяснимое с реальной точки зрения название того или иного объекта, ассоциируемое с войной и сражениями, как, например, Батарейная улица, или устойчивое понимание самого объекта как военного в связи с неоднократными находками на нём или возле него соответствующих предметов, например, остатков древнего оружия, каменных скребков и топоров, железных наконечников стрел и копий, рукояток мечей и лезвий ножей, вообще любых изделий из железа.
Свидетельствами какой-то давней войны могут считаться следы древних укреплений — насыпей, валов, рвов возле городищ, а также курганные могильники. Отсюда становится понятным появление таких белорусских микротопонимов, как Шведская Гара, Шведскі Вал, Шведскі Акоп, соотносимых с городищами, или Шведскія магілы, Шведскія капцы, являющихся названиями древних погребальных памятников. В белорусском фольклоре существует выражение «за дзядамі-шведамі», означающее «очень давно».
Урочище Шведская Горка (вариант — Шведская Гора) есть и на правом берегу Сожа возле бывшей деревни Любны (с 1934 года — в составе Гомеля). Здесь обнаружены остатки городища, датируемого VI—III столетиями до новой эры и относящегося к милоградской культуре.
Не исключено, что, например, в XVIII—XIX веках этот археологический объект назывался как-нибудь иначе, в связи с иными событиями, ещё более давними для нашего времени. По всей видимости, в каждую эпоху существует определённая мотивационная база для объяснения древних рукотворных объектов и для соответствующей их номинации с помощью тех или иных этнонимических основ.
Предшествующее название урочища и городища, не говоря уже о первоначальном его наименовании, неизвестно. Микротопоним же Шведская Горка можно смело датировать XIX веком. По крайней мере, ранее конца XVIII века он вряд ли мог возникнуть.
Шведская Горка — одно из поздних дославянских поселений в черте большого Гомеля. Если продолжать перечислять те наименования, с которыми в народном представлении связываются места археологических памятников, в частности, селищ и городищ, то необходимо назвать ещё и такие —Чёрная Гора, Лысая Гора, Церковище, Дворище, Городище, Селище, Батарея… Батарея.
Последнее обозначение особенно интересно в связи с названием гомельской Батарейной улицы. В самом деле, почему мы должны объяснять название этой улицы, исходя только из основного, прямого значения слова батарея — «артиллерийское подразделение», «позиция, которую занимает это подразделение»?
Мифологизированные народные объяснения микротопонима Батарейная улица заставляют подойти к нему совсем с другой стороны. Предания просто так не возникают. И если в одном из них речь идёт о возвышенности между улицами Котовского и Циолковского (ранее эти улицы назывались соответственно Ивановской и Федосеевской), то не является ли эта возвышенность и прилегающая к ней местность, откуда якобы вели огонь по врагу (шведам и французам) русские батареи, модифицированным «образом» ещё одной Шведской или Французской Горки в границах Гомеля? Только в отличие от Шведской Горки в районе бывших Любнов эта «горка» имела иное переосмысленное наименование — Батарея?
Полностью снять знак вопроса в последней фразе невозможно по той причине, что предполагаемое городище на Батарейной улице археологически не засвидетельствовано. Между тем вполне вероятно, что здесь, под асфальтом и слоем земли, находятся археологические древности.
Если спроецировать возвышенность между улицами Котовского и Циолковского на реконструированную нами карту доисторической территории Гомеля, то окажется, что эта возвышенность (Батарея) находилась рядом с огромным болотом, возникшим на месте древнего озера. Этот послеледниковый водоём привлекал человека обилием рыбы, птицы и был связан посредством небольших речушек с магистральным водным путём — рекой Сож. Поэтому можно предполагать с большой степенью вероятности, что на берегах озера существовали поселения, причём они могли последовательно сменять друг друга с самой давней поры.
Мифологизированная «память» о древних временах, отображённая, в частности, в географических названиях, возможна лишь при условии преемственности населения.
Применительно к Гомелю о существовании преемственности между его доисторическими обитателями и населением нового времени можно говорить, пожалуй, начиная с железного века, с того исторического периода, когда в окрестностях нашего города жили носители сначала милоградской (VII—III вв. до н. э.), а затем зарубинецкой (III—II вв. до н. э. — I—II вв. н. э.) археологических культур.
Примечательно, что к местам археологических памятников более ранней поры (эпохи бронзы, конец ІІІ-ІІ тыс. до н. э., когда на территории современного Гомеля появились первые долговременные поселения) столь интересные своим подтекстом географические названия, которые связаны с местами выявленных или предполагаемых поселений рубежа старой и новой эр и последующих веков, не имеют отношения.
Автор: А.Ф. Рогалев
Источник: Гомель. Страницы древней истории, формирование улиц, местные тайны и загадки / А.Ф. Рогалев. — Гомель: Барк, 2014. — 248 с. Ст. 37-40.