На подпольную работу взяли 880 человек. Их учили обращаться с оружием, знакомили с подрывным делом и другими тонкостями партизанской борьбы. В каждом отряде была своя партийная ячейка. На собраниях зачитывались сводки Совинформбюро. А чтобы не пропустить новости, для бесперебойной работы радиоприемников снимали с фашистских машин аккумуляторы.
Командиром Гомельского партизанского отряда “Большевик” назначили Илью Федосеенко, комиссаром — Емельяна Барыкина, а общее руководство вёл подпольный обком партии. Задачей было мобилизовать людей на борьбу с фашистами, наладить связи с местным активом. Информацию передавали всевозможными способами: оставляли записки в лесах, сигналили звуками пастушьего рожка или лампой на подоконнике. Люди рисковали: в любой момент можно было нарваться на вражеские засады.
Отряд «Большевик» базировался в лесу в трёх километрах от шоссейной дороги Гомель-Чернигов. Здесь же партизаны успешно выполнили первое задание — обстреляли и сожгли две фашистские машины. Гитлеровцы мстили и направляли сюда карательные экспедиции. Но найти партизан было непросто.
Осенью 1941 года отряд «Большевик» перемещался в Чечерский район. Командир Илья Федосеенко приказал хозяйственникам и раненым двигаться по указанному маршруту, остальных повёл в бой, в котором удалось отбить наступление карателей.
Во время очередного перехода Федосеенко вместе с отрядом остановился в одной из деревень Светиловичского района. Дом вскоре окружили гитлеровцы. Открылась дверь, немец прокричал: «Рус, сдавайся!» И тут же получил пулю. Фашисты открыли огонь из автоматов и подожгли здание. Один за другим партизаны выскочили в окно, успев бросить в фашистов гранаты.
Партизанское движение расширялось, и уже весной 1943 года некоторые отряды, в том числе «Большевик», реорганизовались в бригады. Усилилась их диверсионная деятельность на железных дорогах. Однако и фашисты укрепляли охрану дорог, минировали подходы к железнодорожному полотну, ночью освещали его ракетами, а при малейшем подозрении начинали пулемётный обстрел. На это народные мстители отвечали в двойном размере: одну мину подкладывали под поезд, другую оставляли для фашистских команд. В результате вражеские эшелоны перестали двигаться ночью, а днём шли медленно.
Татьяна Гремешкевич, Фото: Олег Белоусов, областной музей военной славы
Гомельская правда, 11.09.2014