Перейти к содержимому

История городских ландшафтов: горелое болото в Гомеле

Города строятся, развиваются, захватывают все новые и новые земли, городская застройка прячет под собой ручьи, свалки, кладбища, овраги, болота. И часто уже никто не помнит, что было на месте нынешней высотной или промышленной застройки. Но прошлый ландшафт порой напоминает о себе…

Горелое болото находилось в районе современных улиц Рогачёвской, Ветковской и Красноармейской, простиралось на запад в сторону железной дороги и Залинейного района Гомеля. Отмечено на карте 1838 года.

В 1850-70 годах. здесь уже существовали отдельные дома в районе современной улицы Красноармейской (до революции Генеральская), между улицами Красноармейская и Карповича (бывшая Вокзальная), на проспекте Ленина (бывшая Замковая), на улице Катунина (бывшая Техническая). Массовая застройка территории, прилегающей к железнодорожному вокзалу, началась в 1875 году, т.е. после строительства Либаво-Роменской железной дороги, железнодорожной станции и мастерских.

Горелое болото постепенно осушалось и засыпалось. При прокладке железной дороги его расчленили на две части. Восточная часть – район современных улиц Рогачёвской, Ветковской, Курчатова, Победы. Западная часть – район современных улиц Воровского, Киевской, Б. Хмельницкого, Химакова, Свободы. Территория болота застраивалась бревенчатыми домами и отличалась непролазной грязью. Отмечается, что иногда передвижение между домами осуществлялась на лодках (конец 19 века).

Почему «горелое»? Версия такая: после постройки железной дороги и станции в болото стали сваливать шлак из паровозных топок. Горы шлака дымили в болоте, превращенном в свалку железнодорожных отходов. Хотя на карте 1838 года название «Горелое болото» присутствует, т.е. до строительства железной дороги.

Описание района болота в 1911 году (Ф.Н. Жудро, Н.А. Сербова и Д.Н. Довгяло): «От мужской гимназии (нынешнее здание БелГУТа) до линии железной дороги раскинулась целая часть города, носящая название Полесского переезда или Горелого болота. Место порядочно распланировано и густо застроено хорошими домами. Но на улицах невылазная грязь, на некоторых из них целое лето стоят большие лужи гнилой воды. Тут же, почти в центре города, обширное «горелое болото» густо поросло кустарником, осокой, тростником. В нем купаются свиньи, утки, гуси, бабы полощут белье, ребята ловят черепах! Обыватели так уже сроднились со своим болотом, так привыкли к пению лягушек, что если бы «Горелое болото» высохло, они непременно пожалели бы его».

Окончательное сушение болота проводилось в первой половине 20 века, а к 1960-м годам оно было окончательно засыпано. В 1950-е годы болото ещё существовало в районе привокзального рынка. А на месте последнего оставшегося участка болота был построен автовокзал.

В настоящее время следов болота конечно не найти, но… Район отличается некоторыми негативными явлениями. Одно из них частое затопление во время ливней. Фактор, определяющий заболоченность участка за счёт поверхностного стока, сохранился – это рельеф. Высотные отметки территории бывшего болота 136-137 м, а сопредельные территории 139-140 м. Особенности геологического строения также не способствуют дренажу территории – морённые отложения (супеси, суглинки) обладают низкой фильтрующей способностью. В таких условиях ливневая канализация периодически не справляется со своей главной задачей.

Андрей Гусев, Geoecograph, 8 ноября 2014


5


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов