Характерная черта многих европейских городов — старая брусчатка и мостовые. Мощенные брусчаткой улицы и площади можно увидеть в Вильнюсе, Киеве, Львове и даже в соседнем Чернигове. Мы решили найти все известные остатки старого дорожного покрытия в Гомеле.
Мостовая – обобщенное название твердого покрытия городской улицы, независимо от технологии, которая была применена при его создании.
В Гомеле и окрестностях мы нашли два вида такого покрытия – каменное («брукаванка») и клинкерное (кирпичное). Если каменное покрытие активно применялось с 19 века вплоть до довоенного времени, то клинкер – в советское время вплоть до 1960.
Технология устройства мостовой подразумевала укладку необработанного камня или сильно обожженного кирпича на песчаную «подушку».
Экскурс стоит начать с самой известной среди гомельчан мостовой на улице Толстого, которая соединяет более низкую часть «Монастырька» с Басовой горой. Ещё в конце 19 – начале 20 веков этот район был окраиной города. Неизвестно, сколько камням на улице Толстого осталось блестеть на солнце – генплан предусматривает, что улицу заасфальтируют. Протяжённость этого участка составляет около 200 метров. Булыжник на Толстого показывает, насколько мостовые крепче асфальта. Несмотря на то, что асфальт пытались укладывать несколько раз, от него остались только несколько участков.
Кроме мостовой на Толстого, многим гомельчанам известна мощёная булыжником улица Лещинская. Мостовая сохранилась на отрезке между улицами 30 лет БССР и Радости. Когда-то она связывала Гомель и деревню Лещинец. Можно предположить, что именно здесь проезжала карета российская царицы Екатерина II. Исторические источники указывают, что кроме Гомеля она посещала административный центр того времени – Белицу (теперь это Старая Белица). Сохранившийся участок мостовой на Лещинской не превышает своей длиной 350 метров. Самый длинный участок с мостовой в Гомеле соединяет Коренёвское шоссе и железнодорожную станцию Лисички. Здесь её длина — около 400 метров. Судя по тому, что камни не скруглены, можно предположить, что дорога появилась в 30-ые годы. Небольшой участок клинкерной брусчатки спрятался в неожиданном месте. Его пришлось поискать в районе домов 295-297 на улице Барыкина. Среди промзоны обнаружилось несколько участков, замощённых кирпичом-клинкером. Укладку этого покрытия можно отнести к пятидесятым годам прошлого века, по крайней мере, к этому времени относятся здания, стоящие рядом. Ещё несколько участков с клинкером мы обнаружили в Пролетарском переулке, который уходит к Сожу от улицы Пролетарская. На узкой улочке сквозь разбитый асфальт кое-где проглядывает старый кирпич. В выбоинах асфальта проглядывают старые мостовые на улицах Текстильной, Шоссейной и Троллейбусной.На улице Шоссейной мы отыскали всего две выбоины, сквозь которые видно старое покрытие. Можно предположить, что дорога появилась здесь во времена строительства завода Гомсельмаш, в предвоенные годы.
За строящимся автоцентром «Рено» в колдобинах видны достаточно большие участки мостовой на улице Текстильной. Раньше, до постройки моста через железную дорогу, на Текстильной улице был переезд. На улице Троллейбусной, в той её части, которая находится по другой сторону железной дороги от Советской, в достаточно широких выбоинах спряталась ещё одна мостовая. Её появление можно связать со строительством гомельского (уже закрывшегося) пивзавода – приблизительно это 30-е годы прошлого века. Ещё совсем недавно настоящая мостовая была в гомельском парке – она шла от здания гомельской епархии к Билецкому спуску, но была демонтирована при постройке ресторана «Прованс». На вопрос, почему демонтировали мостовую, нам пришёл официальный ответ от администрации Центрального района:«Согласно информации ГИКУ «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» спуск, о котором идёт речь в обращении, не является отдельным объектом или составным элементом историко-культурной ценности, внесённой в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Государственное историко-культурное учреждение «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» не располагает точными сведениями о времени его возникновения и первоначальном обустройстве. Перед началом реконструкции состояние его покрытия, выполненного из колотого камня и кирпича, не соответствовало техническим и санитарным нормам эксплуатации, что вызывало неоднократные замечания и жалобы в адрес администрации дворцово-паркового ансамбля со стороны жителей и гостей города.
В связи с этим в рамках архитектурного проекта «Строительство кафе в районе Билецкого спуска» была предусмотрена реконструкция спуска, которая и осуществляется в настоящее время. Устройство лестницы из тротуарной плитки с ограждением и освещением позволит создать дополнительную пешеходную связь между верхней частью береговой террасы и набережной реки Сож.
На проведение этих работ, согласованных в установленном порядке, получено разрешение Министерства культуры Республики Беларусь».
К сожалению, ни Минкульт, ни администрация парка не посчитали ценным такой элемент городской среды. На наш взгляд, там было достаточно уложить дополнительный булыжник, где это необходимо, и поставить эстетичные поручни.По нашей информации, на многих улицах города под асфальт упрятана мостовая. Доподлинно известно, что, например, на улице Коммунаров под новой брусчаткой находится клинкерная. Мостовые сохранилась под асфальтом большинства городских центральных улиц и проспектов: Победы, Комсомольской, Интернациональной, Ирининской.
Практически все главные улицы города в 30-ые годы имели твёрдое покрытие. В книге «Гомель» 1962 года издания указано, что в послереволюционный период в Гомеле замостили 416 951 квадратных метров улиц. Если учесть, что асфальт в Гомеле появился только перед самой войной, то можно сделать вывод, что под многими старыми и широкими улицами в Гомеле прячутся старые мостовые и брусчатка.
В чем же, кроме эстетичности, плюсы брусчатки и мостовой?
Первый и самый очевидный плюс: такое покрытие — это естественный ограничитель скорости для лихачей. Нестись сломя голову за рулём своего авто по мостовой – удовольствие ниже среднего. Ухоженная мостовая не в пример долговечнее асфальта. Убедиться в этом можно, прогулявшись по улице Толстого. На улицах, выложенных таким покрытием, очень редко в лужах стоит вода – вся она уходит в землю между стыками. Брусчатка не изменяет своих свойств под солнечными лучами, как асфальт.
Конечно, у брусчатки есть свои минусы. Автомобилисты и любительницы каблуков-«шпилек» не любят такие дороги, а укладка новой мостовой — достаточно дорогая затея. Но восстановить каменные и кирпичные дороги, там, где это не требует больших усилий, нам кажется очень важным и полезным для города. Ведь город создан не только для автомобилистов и модниц на каблуках.
Дмитрий Новиков, 08.04.2014