В начале XX века жилой район Гомеля в границах современных улиц Чехова, Университетской, Крылова и Ландышева был известен жителям города под названием Азия. Впрочем, официально данное название до 1923 года связывалось лишь с одной из улиц этого района — улицей Крылова.
В 1923 году улица Азия стала называться улицей Карелия. Это переименование мотивировалось, по всей видимости, тем, что как раз в 1923 году в составе Советского Союза была образована Карельская АССР.
Пожалуй, ещё в довоенные годы улице Карелия присвоили имя ставшего знаменитым в то время писателя Михаила Александровича Шолохова (1905-1984).
В 1957 году, когда было запрещено присваивать наименования в честь живых людей, улица Шолохова наряду со многими другими гомельскими улицами получила иное название. Именно тогда ей и присвоили имя знаменитого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова (1769-1844). Из трёх наименований данной улицы наибольший интерес, конечно же, представляет изначальное — Азия.
По свидетельству гомельского краеведа Р.Н. Музыченко, на этой улице в конце XIX века жили курды, которых местное население называло «азиатами», отсюда как будто и название Азия.
Появление курдов в Гомеле — загадка. Можно предположить, что их «привёз» с собой в Гомель фельдмаршал граф И. Паскевич-Эриванский, покоритель Кавказа, светлейший князь Варшавский, после приобретения им части города в 1836 году. Именно в это время, на наш взгляд, в Гомеле появляются названия района Кавказ и улицы Кавказской (Госпитальной).
Вопрос о курдах в Гомеле в конце XIX века остаётся дискуссионным, поскольку народное объяснение всегда сродни преданию или легенде. Не исключено, что в районе современной улицы Крылова в то время действительно проживала семья (или несколько семей) курдской национальности. Из факта наличия «азиатов» местные старожилы и сделали свои выводы, то есть «объяснили» название улицы Азия.
Между тем подобные названия (Китай, Сахалин, Палестина и т. п.) нередко возникали в разных местах и населённых пунктах как обозначения самых удалённых от центра, окраинных улиц и частей поселений, отдельных концов сёл и деревень. То есть название Азия в Гомеле в конце XIX — начале XX века могло быть обыкновенной метафорой.
В пользу такого предположения свидетельствует и то, что материалы «Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года» не указывают в Гомеле курдов вообще, хотя очень подробно дают распределение местного населения по языку.
Так, в Гомеле имелись жители, разговаривавшие на греческом, армянском, цыганском, грузинском, черкесском, финском, эстонском, мордовском, венгерском, татарском, башкирском, чувашском, турецком и прочих языках, но людей, назвавших родным языком курдский (иранская группа языков), перепись не указывает.
Впрочем, нельзя исключить, что курдская семья (или семьи) учтены в ином разделе при распределении населения по вероисповеданию: в 1897 году в Гомеле проживало 79 магометан (мусульман).
Гомельский историк Юрий Глушаков считает, что при объяснении названия Азия речь должна идти не о курдах, а о представителях айсоров (ассирийцев), которые якобы в первой четверти ХХ века поселились на рассматриваемой территории и занимались различными ремёслами, в частности, изготовлением обуви на резиновой подошве.
По информации Юрия Глушакова, в 1920-1930-х годах в средней школе, которая ныне в Гомеле значится под №16, существовали классы, в которых преподавание велось на айсорском языке.
Возможно, айсоры оказались в Гомеле после чудовищной резни, организованной властями Османской империи в 1915 году против армян. Не исключено, что пострадали от неё и ассирийцы, исповедовавшие христианство несторианского толка.
Юрий Глушаков предполагает также, что в Гомеле могла оказаться какая-то часть айсоров, спасавшихся от погромов в Ираке и 1933 году, организованных генералом Бакром Сидки.
Район гомельской Азии застраивался в начале XX века вблизи большого оврага, остатки которого просматриваются и сегодня. Несколько параллельных улиц начинались от главной улицы города — Советской и заканчивались над высоким и крутым обрывом, с которого хорошо была видна Николаевская церковь в деревне Волотова.
Под обрывом находилась широкая пойма Сожа с большим количеством озёр, заросших камышом и болотной осокой. Весной вся пойма представляла собой огромное водное пространство, среди которого торчали лишь верхушки деревьев, росших на Мельниковом лугу, являвшемся наиболее возвышенным участком на затопляемой территории. После весенних разливов Сожа в пойменных озёрах оставалась рыба. Здесь же гнездились дикие утки. Подростки, да и взрослые обитатели Азии ловили их в камышах прямо руками.
В годы первой советской пятилетки под обрывом, по насыпному грунту, проложили железнодорожную ветку, которая и ныне идет вдоль улицы Подгорной к грузовому порту.
Автор: А.Ф. Рогалев
Источник: Гомель. Страницы древней истории, формирование улиц, местные тайны и загадки / А.Ф. Рогалев. — Гомель: Барк, 2014. — 248 с. Ст. 131-132.