Мы уже писали о старинном гомельском парке и об истории центральной площади города.
В продолжении проекта – рассказ о начальной части главной улицы Гомеля – Советской.
По Почтовой и Шоссейной – до Пробойной и Румянцевской
Средневековой предшественницей современной Советской можно считать улицу, шедшую от замка (на месте нынешнего дворца) к северо-восточным воротам окольного града.
В те времена ещё не было принято называть улицы именами политических и прочих деятелей. Обычно наименования связывали с названиями городов и иных географических объектов, церквей, а то и конкретных людей, на них проживавших. Поскольку дорога, ведущая в Чечерск («Чичерск» в летописях) как раз и шла примерно по нынешней центральной улице, она и брама (городские ворота) на ней стали Чечерскими.
Впервые нынешняя Советская появляется на карте 1783 года. Название главной улицы Гомеля менялось, разумеется, не раз. Гомельский краевед Дмитрий Гусаков установил, что в позапрошлом веке она «проходила» как Почтовая. Возможно, благодаря находившейся на ней почтовой станции.
Одновременно улица имела второе название – Шоссейная дорога, ведь по ней шло шоссе Санкт-Петербург–Киев. Впоследствии центральная улица Гомеля стала называться Пробойной, а в конце 19-го века получила новое имя – Румянцевская. В честь одного из владельцев города – графа Николая Румянцева.
Сегодня под многими табличками с нынешним названием улицы написано именно это «историческое» имя.
Гомельская дума – планов громадье…
Начиналась центральная улица на городской площади.
До второй половины 19-го века подавляющее большинство зданий были деревянными. Поэтому и пожары являлись настоящим бичом Гомеля. Один из них в 1856 году уничтожил почти полгорода – 540 домов. Горит Гомель и в 1859, и в 1863 году, а в 1865-м выгорает дотла почти весь центр.
Уже после отмены крепостного права городская дума разработала Генеральный план, согласно которому центр решено застраивать исключительно каменными зданиями. Правда, интересы погорельцев при этом не учитывались. Напрасно мещане слали могилёвскому губернатору одну «нижайшую просьбу» за другой, слезно умоляя вернуть прежние участки. Их земля была отдана под застройку состоятельным владельцам, а простых горожан отправили на окраины.
На Киевском спуске, с которого начиналась главная улица, была построена новая пристань. А расширять город дума решила прежде всего на север. То есть – продолжать улицу дальше.
Развитие же города в западном направлении признали неперспективным. Это в советское время там появится промышленный район с крупными предприятиями. Но тогда Гомель жил преимущественно от торговли. Близость к реке Сож, по которой возили товар, и к Базарной площади, где его сбывали, определяли в то время судьбу и улиц, и их жителей…
О себе «отцы города» тоже не забыли. В 1880-х годах в самом начале Румянцевской построено двухэтажное здание городской думы и управы. Причём сама администрация разместилась на втором, а первый был сдан в аренду под 16 торговых лавок. Тут же находилась публичная Гоголевская читальня.
Дефицитный тротуар
В старом справочнике написано: «Краса Гомеля – Румянцевская улица, протянувшаяся версты на 1 ½ по Петербургско-Киевскому шоссе. В лучшей части своей улица застроена многоэтажными каменными зданиями с балконами, башнями, шпилями, — хорошей архитектуры; хорошо вымощена, с широкими асфальтовыми и плиточными тротуарами. Тут сосредоточены роскошные магазины с витринами и саженными зеркальными стеклами; всевозможные кредитные учреждения, конторы и бюро».
В начале 20-го века из 78 улиц Гомеля тротуары были только на Румянцевской – точнее, на её части. Покрытие – цемент, асфальт или плитка. Все остальные если и имели тротуары, то лишь деревянные.
Сохранившаяся традиция прогуливаться парочками по центральной улице («Бродвею») имеет ещё и чисто коммунальное происхождение – только здесь можно было фланировать, не рискуя заляпать грязью подол длинной юбки или лаковые штиблеты…
Тротуарную плитку производили в самом Гомеле. Этим тогда занимались завод бетонных и мозаичных плит Тамаркина, фабрика цементно-бетонных и мозаичных изделий Горохова «Геркулес» на ул. Фельдмаршальской (Пролетарской) и завод «Бетонит» на ул. Быховской. Последний принадлежал известному архитектору Станиславу Шабуневскому.
В 1872 году на Румянцевской устроено уличное освещение, для чего применялись керосиновые лампы и керосиново-калильные фонари. С электричеством пока были проблемы.
В 1880-1890-х годах начинается застройка Румянцевской многоэтажными кирпичными домами, которые в соответствии с предназначением получили название «доходных». Первые этажи сдавались под магазины, лавки, конторы, вторые и третьи (при наличии) – в наём жильцам.
Съём квартиры и тогда уже был недешёвым. Историки пишут: «Жизнь в Гомеле почти такая же дорогая, как в Киеве». Арендная плата за квартиру из 6 комнат составляла 600 рублей, четырёх – 300, 2-3 комнат – 120-140 рублей в год. Притом что средняя зарплата за год, например, учителя гимназии, составляла 350 рублей, рабочего – 100-150.
Дом для доходов
Дома того времени нумерации почти не имели и обычно назывались по имени владельца.
На Советской в первозданном виде сохранилось не так много зданий, среди них стоящие в начале улицы бывшие дома Ловьянова и Маянца. Последний имел доходный дом на углу с ул. Коммунаров (бывшей Мясницкой). Его карнизы и декор фасадов словно повторяют в камне причудливую резьбу деревянного зодчества.
Во время погрома в августе 1903 года, когда отряду еврейской самообороны на Базарной площади удалось обратить громил в бегство, часть из них укрыл от расправы в этом самом доме… казённый раввин Гомеля Маянц.
Как сообщает заведующая художественным отделом ГИКУ «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» Татьяна Литвинова, нынешнее здание по ул. Советской, 4 ранее принадлежало купцу Я. Ловьянову. На первом этаже располагалось фотоателье Э. Левитэ, в котором были сделаны фотографии прабабушек и прадедушек многих гомельчан…
Участь «Савоя»
В 1919 году эпицентром бурных событий стало здание напротив дома Маянца – гостиница «Савой».
В начале прошлого века этот фешенебельный отель принадлежал братьям Шановичам. Помимо гостиницы здесь располагался ресторан, одним из первых в нём же появилось электричество. Благодаря этому тут же работал и один из немногих синематографов – «Театр художеств».
В 1902 году в начале Румянцевской открылся один из первых в городе кинотеатров. Когда будущий знаменитый артист Леонид Утесов выиграл в Гомеле конкурс куплетистов, его приз – золотой портсигар был выставлен в витрине «Савой».
С приходом революции в апартаментах гостиницы с коврами из медвежьих шкур разместилась новая, рабоче-крестьянская, власть.
А в марте 1919 года случилось контрреволюционное восстание, вошедшее в историю как «Стрекопытовский мятеж». Гомельские коммунары заняли оборону в гостинице, которую мятежники обстреливали из орудий, забыв про обещания вернуть законным владельцам частную собственность в целости и сохранности. Одновременно повстанцы освободили из тюрьмы всех уголовников, устроили грандиозный погром и грабеж…
Банк для русских и азиатов
На другой стороне Советской стоит здание бывшего Русско-Азиатского банка, построенное в 1910-1912 году в стиле неоклассицизма по проекту архитектора Оскара Мунца. Округленная угловая часть имеет «геральдические» картуши и увенчана цилиндрической башней с куполом и изображением античного бога Меркурия.
К слову, в последующем Мунц стал одним из авторов проекта Волховской ГЭС, он же проектировал Дом правительства в Харькове, Дворец Труда в Сталинграде, Дом Советов в Мурманске. Талантливый архитектор погиб в 1942 году в блокадном Ленинграде.
В советское время в здании находилось региональное управление Госбанка СССР. Ныне – Главное управление Национального банка РБ по Гомельской области.
Улица «Советская»
После Октябрьской революции гомельские улицы в очередной раз переименованы. Базарная площадь стала площадью Труда, а улица, соответственно – Трудовой.
Главная улица, естественно, стала Советской – на ней разместился городской исполнительный комитет Гомельского Совета рабочих депутатов. Рабочие депутаты, которых выбирали тогда открытым голосованием на собраниях по заводам и фабрикам, заседали теперь в бывшей гостинице «Савой».
В годы НЭПа улицу Советскую вновь украсили вывески разных частных заведений. А вот в бывшей городской думе в 1921 году разместилась типографская фабрика «Полеспечать». На ней работало более тысячи человек, был свой клуб, столовая, детский сад, жилой дом.
В годы Великой Отечественной войны оккупанты вновь переименовали Советскую в Румянцевскую. Ещё в 1941 году улица сильно пострадала, а при отступлении немцы напоследок сжигали и подрывали здания в центре. От большинства из них остались только обгоревшие коробки.
После освобождения Гомеля сразу же начались восстановительные работы.
Местный старожил Аркадий Александрович Чачин вспоминает – на главной улице тогда повесили табличку с надписью «Совецкая». Такие были «наркомовские» правила правописания для советских названий – на белорусском эти слова писались через «о».
От «Полеспечати» после оккупантов остались только четыре стены. Но фабрика начала работать сразу после освобождения. Листорезальные машины и печатные станки ставили в единственно сохранившемся помещении… в подвале.
Отремонтировав первый этаж, подняли на него оборудование и занялись ремонтом второго. Впоследствии был надстроен и новый, третий этаж. Работали печатники в две смены, ночевали иногда прямо в цеху, у станков.
Потерянный детский мир
В первые послевоенные годы горисполком выделяет «кирпичную» коробку – всё, что осталось от некогда изящного дома Маянца, Гомельскому областному управлению связи. Ведь тогда единственная в городе почта находилась на ул. Полесской, в деревянном одноэтажном здании.
Хозспособом почтовики, несмотря на нехватку материалов, поднимают дом Маянца из руин. Здесь и открывается центральная городская почта. Ныне тут находится филиал РУП «Белпочта».
Бывший дом Ловьянова подняли из руин в 1951 году, в советское время тут долго размещался магазин «Дары природы».
Однако часть зданий на Советской так и не удалось восстановить – на их месте построили новые. Например, там, где была «Савой» сначала разбили сквер, а в 1950-м открыли трехэтажный магазин «Главлегсбыта», ставший на тот момент одним из крупнейших и красивейших магазинов во всей БССР.
После открытия в конце 1980-х на той же Советской нового универмага «Гомель» этот магазин получил у гомельчан название «Старый универмаг». Ныне его здание включено в список культурно-исторических памятников республиканского значения.
В стиле советского «историзма» оформлен дом по Советской, 2. На его фронтоне надпись — 1950. Предположительно, в первые послевоенные годы это был дом работников завода им. Кирова. Основой для этого дома послужили восстановленные коробки от двух старых зданий.
В 1950-1980-е годы здесь размещался магазин «Детский мир». Характерно, что отдельные виды одежды в его ассортименте были таких размеров, что штанишки для октябрят и пионеров вполне подходили и взрослым.
Дом по ул. Советская, 3, где размещается магазин «Букинист», тоже построен до революции. Он был сильно разрушен в годы войны, реконструирован с надстройкой верхнего этажа.
В советское время на месте нынешней закусочной «Над Сожем» находилась столовая, которая в эпоху перестройки превратилась в «Чебуречную». Это было первое в Гомеле кооперативное заведение такого рода, своеобразный «пионер» рыночных реформ общепита, да и всех последующих за ним преобразований, взлетов и падений в жизни города, его улиц и людей…
Юрий Глушаков, фото: Наталья Ошека и архивные, 11.03.2014