Перейти к содержимому

«Железная леди» Советского района Гомеля

О приверженности бывшей главы администрации Советского района Гомеля Татьяны Филимончик к строгому порядку и чистоте до сих пор ходят легенды.

Мол, по её воле в районе каждый четверг стригли и пропалывали газоны, под линейку высаживали цветы, регулярно мыли окна в подъездах и оттирали грязь даже с фасадов жилых домов. Но и этого было мало.

zheleznaya-ledi-sovetskogo-rajona-gomelyaС приходом новогодних праздников она требовала новых конструкций новогодних ёлок, оригинальных орнаментов праздничной иллюминации, заставляла разноцветьем сверкать витрины магазинов и остановки общественного транспорта. При ней самый молодой район Гомеля действительно стал самым чистым и ухоженным. Скорее всего, именно за это её запомнят и ещё долгие годы будут благодарить местные жители. И наверняка удивятся, когда узнают, что Татьяна Филимончик – это в чистом виде оппозиционер, пришедшая к власти без поддержки «сверху». В этом пришлось убедиться, листая подшивки старых гомельских газет. То она открыто высказывает недовольство дублированием отделов в районном и городском исполкомах, при этом отмечает, что архитектор в районе всего один. То она доказывает руководству горисполкома, что в 53-м микрорайоне ряд домов построены с ошибками, из-за чего в 358 квартирах сырые чёрные стены. Новые подробности из жизни гомельской «железной леди» в нашем интервью.

– В 1991-м году я возглавила местный исполком. Это было время метаний. Многие предприятия останавливали работу, настроения в трудовых коллективах царили, что и говорить, бунтарские. Люди задавали правильные вопросы – как прокормить семью, и желали услышать ответы от нас, представителей власти. А мы просили потерпеть, просили руководителей предприятий собрать волю в кулак и сохранить производства. Тогда на второй план стали отходить вопросы жилищно-коммунального хозяйства, денег на ремонт жилья катастрофически не хватало. Что уж говорить о строительстве, которое, по сути, было заморожено.

Я не любила понедельники, потому что это был день приёма граждан по личным вопросам. Они шли не по одному-двум, как сегодня, а десятками. Из тридцати как правило двадцать задавали вопросы по улучшению жилищных условий. Очередь формировали районные исполкомы, а распределением квартир из подменного фонда занимались городские власти. Ситуация складывалась парадоксальная. Тогда многие гомельчане выезжали на постоянное местожительство в Израиль и США. Бросали квартиры, работу, садились в самолёт и улетали навсегда. Освобождённое жильё переходило в государственный фонд. Несмотря на действующее законодательство, принцип распределения этих квартир даже мне, председателю исполкома, был непонятен.

Люди негодовали, приходили на приём целыми семьями и устраивали в моём кабинете истерики. Как им помочь? Со стороны тогдашнего городского руководства было полное непонимание. Терпеть подобное стало невыносимо, и мы с моим первым заместителем Юрием Ивановичем Люкшиным обратились в Совет министров и Верховный Совет БССР. Приехала комиссия, изучила вопрос на месте, и признала, что в Гомеле, цитирую эту фразу дословно, «сложилась порочная система распределения жилья, которая ведёт к злоупотреблениям». Вскоре правом самостоятельно выделять жильё нуждающимся наделили местные райисполкомы. Результат не заставил себя долго ждать. За четыре года нам удалось продвинуть очередь на десять лет вперёд. Сегодня это кажется парадоксальным, но это факт.

– А что это за почти криминальная история, связанная со строительством рынка «Осовцы»?

– В 90-е торговля машинами и автозапчастями происходила в Гомеле стихийно. Люди становились вдоль дороги на деревню Осовцы и торговали два дня, по субботам и воскресеньям. Желающих занять место на обочине было очень много, поэтому кое-кто начал делать на этом бизнес. Всю ночь жгли костры, охраняли «точку», а утром перепродавали её барахольщикам. В ситуацию мы не вмешивались – территориально это место относилось к Гомельскому сельскому исполкому. Правда, тот голову над проблемой не ломал – все заботы переложил на общественную организацию автомобилистов.

К 1995-му году рынок «вырос» до Речицкого шоссе к остановке «Солнечная». Вот тогда в Советский райисполком начали поступать жалобы от жителей 52-го и 54-го микрорайонов, медперсонала и пациентов Медгородка, куда не мог по выходным проехать рейсовый автобус. Костры и ночной шум усугубляли положение. Не отреагировать мы не могли, и в феврале того же года на заседании райисполкома приняли решение «О мерах по упорядочению авторынка в Гомеле».

Вскоре сельский исполком обратился к нам за помощью в строительстве рынка. Мы согласились – обозначили границы торговых площадей, начали устанавливать турникеты, позаботились о наличии туалетов.

Сборы от торговли, а это 150 млн рублей в месяц, стали поступать в районный бюджет. Деньги мы направляли на ремонт улиц частного сектора и восстановление после пожара колхозного рынка на улице Быховской. Вот тут и начались закулисные игры. Дело в том, что в это же время частная структура «Союзсервис» строила авторынок под химзаводским путепроводом. Мы не были против здоровой конкуренции, но она такой, увы, не была. Приведу хотя бы один пример. Вечером строительными блоками перекрывалась дорога на Осовцы, а утром сотрудники Госавтоинспекции направляли водителей в сторону химзавода. Нагло врали, что авторынок «Осовцы» не работает.

Пробить в Гомеле стену непонимания, заручиться поддержкой городских властей тогда не получалось. Они вместо помощи открыто строили козни, и не скрывали, что приняли сторону частной структуры. «Кормились», видно, с этого доходного бизнеса. Что скрывать, были и угрозы в мой адрес.

К тому времени Президент Александр Григорьевич Лукашенко развернул серьёзную борьбу с коррупцией. Когда он приехал в Гомель, я воспользовалась случаем и подала ему письмо с подробным описанием сложившейся ситуации. Вскоре приехала комиссия из 27 (!) человек. Признали, что оба рынка строятся на законных основаниях. Но чтоб этот процесс не затягивался, установили конкретные сроки их ввода. Уложились в них и мы, и наши конкуренты. Но позже время расставило всё на свои места – химзаводской рынок не был так востребован, как «Осовцы», и вскоре прекратил своё существование.

– Страна в те годы, что бы ни говорили сегодня недоброжелатели Лукашенко, действительно погрязла в коррупции. Зная это, как вы согласились в 1996-м году возглавить исполком после его преобразования в администрацию?

– Моё назначение на должность главы позволило лично убедиться: справедливость в этой стране если и восторжествует, то благодаря Президенту. Ведь в той же истории с авторынком даже приближенные к нему люди убеждали меня, что он не станет вникать и вряд ли поможет. Более того, упрекали меня, что я заработала себе репутацию оппозиционера: мол, плохо, когда местные власти внутри региона не находят взаимопонимания. Слышать подобные заявления мне, всегда свято верившей в торжество справедливости, было как минимум обидно. Поэтому представьте себе, какие чувства меня переполняли в те дни.

Отлегло на душе в день назначения. Президент пригласил будущих глав на согласование. Вошёл в зал, пожал каждому руку, а мне при этом улыбнулся: «Ну что, жулики жить не дают?»

– Предлагаю переключиться на тему местных советов депутатов. Говорят, что раньше их численный состав в десять, если не больше раз, отличался от сегодняшнего. Если это так, то какой в этом был смысл?

– Раньше депутат представлял интересы одной улицы или нескольких дворов. Границы округа были в разы меньше, и польза от этого была существенная. Депутата действительно знали в лицо, к нему шли и давали наказы. И он не тонул в бесконечности вопросов, а занимался решением конкретных поручений. Один только наш райсовет насчитывал порядка 80 депутатов. Они, как и сегодня, зарплату не получали, имели только право на бесплатный проезд в общественном транспорте.

Сегодня роль депутатов местных советов сильно принижена, а раньше с ними считались, их даже побаивались. Достаточно вспомнить, как прежде проходили отчёты председателя рай­исполкома перед депутатами. Готовились к ним основательно, причём не только я, но и все начальники отделов. Иногда сессия длилась два дня. Это было не рядовое чтение докладов, а настоящий экзамен на профпригодность. Вопросы из зала задавались острые и прямо в лоб.

– При таком подходе и производства не должны были останавливаться. Как решали эту проблему?

– Когда складывалась критическая ситуация, обращались за помощью в профильные министерства. Многие же вопросы старались решить внутри района. Для этого создали свой совет директоров промышленных предприятий, взяли за правило раз в два месяца проводить выездные семинары. Не только для первых лиц, но и главных инженеров. Стало очевидным, что многие из них за пределы своих предприятий давно не выходили, а потому не знают, какую продукцию производят их ближайшие соседи. Тогда ведь Интернета и мобильных телефонов не было, ощущался явный дефицит в информации. Эту брешь и закрыли наши семинары.

Вообще, что касается директорского корпуса, то мне обычно везло на крепких хозяйственников. Работать было комфортно с такими руководителями, как директор литейного завода «Центролит» Николай Викторович Андрианов и сменивший его на этом посту Михаил Алексеевич Сайков. Много и долго можно говорить о культуре производства на примере предприятия «Гомельжелезобетон» и его бессменного руководителя Александра Петровича Старостова. Кстати, Андрианов был первым председателем совета директоров, затем его на этом посту сменил Старостов.

По-деловому комфортно было работать с плеядой руководителей вагоноремонтного, ныне вагоностроительного завода – Петром Филипповичем Титковым, Леонидом Васильевичем Барабановым, Игорем Александровичем Красновым. Всегда находила поддержку у Михаила Иосифовича Починка (тепловые сети), Лилии Антоновны Рылушкиной («Гомельторгавтотранс»), Владимира Павловича Ходаковского (автопарк №1), Анатолия Алексеевича Маслова (домостроительный комбинат) и Василия Васильевича Габрусева (СУ-243). Боюсь не назвать чьих-то имен и тем самым обидеть, поэтому лучше остановлюсь и скажу главное. Все руководители прекрасно знали и понимали, что чистота и порядок – это всего лишь внешняя сторона жизни района. Главной же и неустанной нашей заботой всегда было и до сих пор остаётся строительство жилья, благоустройство дворов, ремонт школ и спортивных сооружений. В последние десять лет к этому добавились вопросы реконструкции предприятий, экспорта и импорта, помощь сельхозпредприятиям и десятки других забот.

Светлана Коломиец, фото из архива Татьяны Филимончик
Газета «Советский район», 26.12.2013


2


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов