Перейти к содержимому

Гомельский театр кукол отмечает 50-летие

50 лет назад в Гомеле появился профессиональный кукольный театр. На днях он отмечает свой юбилей.

«Хочу пожелать, чтобы мой любимый театр был коллективом творческих единомышленников, – не скрывая чувств, говорит артистка Тамара Горячева (на фото), работающая в кукольном 48 лет, – и чтобы на сцене артисты смотрелись, как единый ансамбль, объединённый нашим замечательным режиссёром Григорием Гольдманом. И ещё творческого вдохновения». А для того, чтобы понять, как устроен театр изнутри и почему кукольного персонажа играть сложнее, чем Гамлета, мы пообщались с директором театра Дмитрием Гореликом и его труппой. Также журналисты «ГВ» побывали в производственной и швейной мастерской театра, где создаются марионетки, зашли на склад, где хранятся декорации, в гримёрки артистов, чтобы узнать, что их побуждает заниматься нелёгкой в буквальном смысле профессией и как происходит волшебство оживления кукольного действа. Об этом читайте на страницах 20-21.

Сохранилась «Пушкинская сказка»

– Каждая кукла, каждый элемент декорации – это произведение искусства, – утверждает, показывая на марионеток, развешанных в музее Гомельского государственного театра кукол, его директор и художественный руководитель Дмитрий Горелик. – Кукол из спектаклей прежних лет осталось немного. Дело в том, что на протяжении долгого времени у нас не было своего здания, и куклы хранились в различных подвальных помещениях по всему городу. Из-за этого многие из них пришли в негодность. Несмотря на это, сегодня в нашем репертуаре есть спектакль «Пушкинские сказки», который ставился в далёком 1976 году. Теперь он носит название «Сказка – ложь, да в ней намёк». Постановка с новым названием, а куклы старые. В настоящее время ситуация с хранением реквизита, декораций и кукол изменилась в лучшую сторону. Это произошло после того, как 10 лет назад у нас появилось своё замечательное здание на улице Пушкина. А шесть лет назад мы провели реконструкцию этого здания, что тоже положительно сказалось на нашей работе.

С куклами – как в балете

– Работать в кукольном театре не так просто, как может показаться стороннему человеку, – рассуждает Дмитрий Абрамович. – Есть великолепные драматические актёры, герои-любовники. От некоторых из них, попавших в кукольный театр, можно было услышать следующее: «Не могу работать с куклой. Почему свои эмоции и переживания я должен выразить через, грубо говоря, кусок тряпки?» А вот хороший артист-кукольник, если подходит типажом под драматического актёра, найдёт работу в любом театре. Например, Зиновий Гердт работал в кукольном театре, но был хорошим драматическим актёром. К тому же, у актрис-кукольниц физическая нагрузка гораздо выше, чем у драматических. Поэтому кукольные артисты по статусу приравниваются к танцорам балета. Просто попробуйте 20 минут подержать вытянутой руку. Это очень сложно. При стандартной ширме высотой 1,7 метра артистам невысокого роста приходится обувать специальные скамеечки – котурны или туфли на платформе. А если у артиста рост 1,9 метра, то он вынужден отклоняться. Это сложно. Есть ширмы высотой 60 сантиметров. Там артисты играют спектакль лёжа. В ростовых трёхметровых куклах – пневмороботах, – к примеру, сложно дышать. Если, не дай Бог, перекроется воздохозаборный клапан, то человек может попросту задохнуться. Плюс у артиста на поясе висят три аккумулятора. В общем, для детских спектаклей нужна большая выдержка и выносливость.

Медведь из мастерской

– На создание куклы может уйти и три дня, и неделя. Начинаем работу с эскиза. В соответствии с ним создаём маску персонажа, – рассказывает заведующий производственными мастерскими Олег Легчилкин. – Для того чтобы делать кукол, нужно, конечно, заканчивать постановочные курсы, но чтобы стать настоящим художником-практиком, необходимо многое постигать самому в процессе работы в театре. Главная наша задача при создании персонажа – сделать куклу лёгкой и как можно больше похожей на оригинал. Создаём и бутафорские предметы для спектаклей. Например, вот двухметровая кегля из пенопласта и бочонок мёда. (Олег Демьянович показывает на реквизит). Они смотрятся, как настоящие. Сейчас работаем над головой медведя из папье-маше. Это будет ростовая кукла для новогоднего представления. Используем в качестве материала дерево, поролон и мех из шуб. Лапти для будущей премьеры делаем из обычных домашних тапочек. В общем, во всём руководствуемся творческим подходом. Сейчас наши мастерские заняты изготовлением новогодних костюмов. В этом году у нас не совсем обычное представление. Мы решили поставить белорусские Колядки, в которых заняты 25 актёров.

Для взрослых

– Кукольный театр сегодня работает не только для детей, – поясняет Дмитрий Горелик. – В нашем репертуаре семь спектаклей для молодёжи и взрослых. Это «Адвечная песня», «Собачье сердце», «Поминальная молитва», «Генералы в юбках», «Вишнёвый сад» и «Тартюф». В проекте на 2014 год постановка спектакля для взрослых «Гедда Габлер» Генрика Ибсена и комедии «Мандрагора» Никколо Макиавелли. А для детей в будущем году хотим поставить «По законам природы» по сказке Евгения Клюева, «Приключения Чиполлино» Джанни Родари и «Двенадцать месяцев» Самуила Маршака. Сейчас работаем с гомельским драматургом Василием Ткачёвым над постановкой его пьесы «Не ўсе зайцы трусы».

Конечно, 90 процентов нашей работы связано с детской аудиторией, но это нисколько не облегчает наш труд. Дети настолько строгие ценители – взрослым до них далеко. Ведь ребёнка не обманешь. Он фальшь на сцене чувствует сразу. У нас как-то спрашивали, почему мы не ставим спектакли с современными мультперсонажами, например, с трансформерами. На мой взгляд, их хватает по телевизору и в Интернете. Однако у нас есть спектакль «Однажды в Цветочном городе» с современными персонажами. Там присутствуют Гарри Поттер, Незнайка и даже телепузики.

Гамлет проще

– Хочу привести ещё один показательный случай. Как-то к нам пришёл молодой человек и сказал, что играл в любительском театре Гамлета, а теперь хочет попробовать свои силы у нас. Гамлета можно сыграть, особенно в любительском театре. А вот сыграть шестого зайчика за восьмым сугробом… Я предложил взять куклы. Он попробовал, сказал: «Извините, не моё». Получается, Гамлет прощё… Понимаете, что ещё интересно – особенностью детского восприятия кукольного спектакля является то, что у ребёнка нет разделения на исполнителя и персонажа. Если взрослый мужчина играет кузнечика, то для ребёнка существует только кузнечик. А актёр существует только для мамы и папы.

В планах – третий этаж

– В репертуаре театра более 50 спектаклей, декорации которых занимают достаточно большую площадь, – рассказывает Дмитрий Абрамович. – Сейчас нам не хватает складских помещений для их размещения. Также мы хотели бы сделать пристройку к зданию театра со стороны внутреннего двора и надстроить третий этаж. В Минске подобный прецедент уже есть. Там точно такое же, как наше, бывшее здание Дворца культуры переоборудовали в Белорусский молодёжный театр. Если у нас увеличатся площади, то можно будет лучше оснастить сцену всевозможными кранами, а на третьем этаже оборудовать гримёрки со спальным местом, душевой и туалетом. Это было бы удобно для приезжающих к нам гастролёров. Получились бы своеобразные гримёрки-гостиные. Кроме этого, гомельские актёры могли бы отдохнуть между спектаклями после высокой эмоциональной и физической нагрузки.

О том, как работается в театре, мы спросили у самих кукловодов. Кто-то из них посвятил любимому делу практически всю жизнь, а кто-то только начинает осваивать сцену.

Ефим Берлянд, машинист сцены. Работает в театре 25 лет.

– Впервые в кукольный театр я попал в пять лет. Потом в восемь мама привела меня заниматься сюда в театральную студию. «Вся моя жизнь пройдёт здесь», – подумал тогда я. Только человек искусства может здесь удержаться. Мне нравится моя неординарная работа. Спектакли у нас разные. Для того, чтобы смонтировать на сцене «День Кутясика и Кутилки», нужно минут 30. Столько же, чтобы настроить свет. А если на сцене собираются показывать «Приключения Пинга и Понга», то декорации нужно монтировать минимум шесть часов. Там происходит смена континентов – Антарктиды, Африки, Австралии, Южной Америки.

Юрий Лохмаков, ведущий мастер сцены. Работает в театре 34 года.

– Я работаю с перчаточными, тростевыми куклами. В общем, с марионетками на любой вкус. Из-за сложности нашей деятельности мы можем идти на пенсию после 25 лет работы. Но несмотря на большую физическую и эмоциональную нагрузку, я продолжаю быть верным своей профессии. Она мне очень нравится.

Тамара Горячева, на сцене кукольного театра 48 лет.

– Время для театра всегда сложное: то не хватает актёров, то не очень высокие зарплаты, то не было постоянного помещения. За время работы в театре мною сыграно более 100 ролей. Они не могут быть хорошими или плохими. Об этом судить только нашему дорогому зрителю.

Евгений Хромов, артист. 17 лет на сцене театра.

– Для спектакля, как и драматические актёры, мы тоже проходим пробы. Режиссёр оценивает и, если его что-то не устраивает, меняет персонажей. В «Собачьем сердце» работаю и с куклой, и живьём. И не могу сказать, что тяжелее. Везде есть свои сложности. Но так как изначально я кукольник, то заставить жить на сцене марионеток мне легче. Быть драматическим актёром я бы не хотел. Мне интересно вдыхать жизнь именно в предметы. Кукла Шарикова, например, интересна тем, что человек многие эпизоды так бы не сыграл в силу физических возможностей.

Екатерина Корчевская, артистка. На сцене театра 18 лет.

– Маленьких ролей в кукольном театре не бывает. Актёры кукольного театра понимают это, мне кажется, лучше других. Есть спектакли, где можно играть ведро или волну в третьем ряду. Это небольшая роль, которую нужно не только технически точно исполнить, но постараться подойти к ней творчески, вложив кусочек души даже в маленькую волну или ведро. Этот процесс затягивает. Во взрослых спектаклях у меня чаще всего характерные роли, но я очень хотела бы сыграть комического персонажа. Никогда не играла снегурочек, карамельных барышень. А ещё я всегда стараюсь смотреть на спектакль, в котором играю, со стороны. Как будто я сижу в зале и я ребенок. И думаю: «Будет мне это интересно или нет?» Если дети выражают реакцию на определённый момент сцены, то это остаётся в роли и дорабатывается. Дети научили нас не врать на сцене. Взрослый, где нужно, похлопает, засмеётся. Ребёнок этого делать не будет. После такой практики, играя спектакли для взрослых, стараешься выходить на сцену с такой же искренностью.

Хочу пожелать своему театру, чтобы он развивался. Интересных режиссёров, художников, потому как в кукольном театре они имеют иногда даже большую ценность, нежели режиссёры. Ведь артисты выражают спектакль через предметы, которые видит художник. А ещё желаю театру замечательных драматургов и зрителей, хотя они у нас и так очень хорошие.

Руслан Иванов. На сцене театра 8 лет.

– У меня нет любимой роли, но есть любимая кукла. Это трёхметровый пневморобот в виде бурого медведя, наполненный воздухом. Он очень пластичный. Я с этим мишкой объездил множество городов. Всего в нашем театре таких пневмороботов двенадцать. Нравится мне и то, что сцена даёт возможность самовыражения.

Артём Шилов. На сцене театра три месяца.

– Мне ещё 17 лет, и за то небольшое время, которое я здесь провёл, мне уже хочется работать в кукольном театре всю жизнь. Мне очень нравится такая творческая деятельность. Как говорил Аркадий Райкин: «Артист – это не работа, а образ жизни». Это целиком про меня, ведь на сцену я начал выходить в четыре года. Сейчас в ученики меня взял артист Евгений Хромов. Роли пока нет. Но, надеюсь, что скоро получу.

Иван Король, молодой специалист. Работает пять месяцев.

– По профессии я драматический актёр театра и кино. Когда было распределение, упорно настаивал, чтобы меня направили только в Гомельский театр кукол. В выборе не разочаровался. Уже танцевал на сцене в спектакле «Карлик Нос» и неоднократно играл в массовке.

Чернявский Дмитрий, фото: Анна Пащенко
Гомельские ведомости, 06.12.2013


2


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов