Перейти к содержимому

Главная площадь Гомеля — от Базарной до Ленина

Мы уже рассказывали историю Дворцово-паркового ансамбля Румянцевых-Паскевичей, который является одной из главных достопримечательностей города над Сожем.

Впрочем, ею список не ограничивается. В рамках проекта мы расскажем о местах, имеющих богатое прошлое, которое представляет интерес для жителей Гомеля и его гостей.

Мамонты на площади

Центральная точка Гомеля, к которой привязана вся городская композиция, – площадь Ленина.

Когда-то давно она называлась Базарной. Древние предки гомельчан облюбовали это место для жительства одним из первых. Однако, несмотря на это, археологических находок здесь было сделано очень мало.

Как-то раз гомельские строители нашли бивни мамонта, попадались также единичные экземпляры керамики, отдельные «единицы оружия» находили при рытье котлована для строительства драмтеатра. Куда же делось все остальное наследство некогда богатого окольного града? Об этом мы расскажем чуть позже…

Тем не менее на основе имеющихся данных гомельский археолог, доктор исторических наук Олег Макушников сделал реконструкцию средневекового Гомия. Собственно, Гомель как таковой во времена Киевской Руси почти весь и размещался на территории нынешней площади и парка.

Ручей Гомеюк (Лебяжий пруд) с юго-запада и Киевский спуск с северо-востока, соединенные между собой рвом, служили древнему граду естественной защитой. На этом месте не единожды разыгрывались драматические события.

В середине 17-го века украинские казаки с примкнувшими к ним местными крестьянами и православными мещанами неоднократно штурмовали укреплённые стены Гомеля. При этом, как сообщает летописец, осаждавшие придумали хитрый приём – пробравшись в «мёртвую зону» под дубовым палисадом, казаки обухами просто вышибали мушкеты из рук защитников города.

Правда, замковые «мушкетеры» нашли ответные меры – умудрялись хватать особо дерзких украинских повстанцев за одежду и втягивать их к себе на верх частокола.

Румянцевская перестройка

В целом же Гомель периода ВКЛ и Речи Посполитой, как и большинство средневековых городов, представлял собой относительно хаотичную деревянную застройку с узкими улочками и переулками.

Здесь стояли сложенные из брёвен православные Николаевская, Пречистенская, Троицкая и Спасская церкви и деревянный католический костёл Вознесения Девы Марии, крупные усадьбы шляхты, купцов и богатых мещан и многочисленные лачуги бедноты. В то время городская рыночная площадь находилась примерно возле современного дворца в парке. От неё лучами расходились пять основных улиц – Чечерская, Троицкая, Спасская, Корниловская и Речицкая.

Как ни странно, но «европейскую внешность» в виде регулярной планировки впервые постарались придать новые владельцы Гомеля — российский граф Пётр, а затем Николай Румянцевы. Это произошло в конце 18 века, после 1-го раздела Речи Посполитой.

Канцлер Российской империи Николай Румянцев захотел дать своему белорусскому имению новый упорядоченный облик, едва ли не на манер Рима или Парижа. По Большому плану застройки Гомеля 1808 года, центром города должна была стать новая площадь. А тут ещё «кстати» пришёлся пожар, сжёгший в 1801 году значительную часть города. Уцелевшие усадьбы мещан по приказу графа снесли.

Дольше всего пришлось засыпать городские рвы и овраги, сносить валы и ровнять местность. Работы по приказу графа вели с таким усердием, что при нивелировке площади в 1825 году весь культурный слой старинного Гомеля был полностью уничтожен.

После этого на рыночной площади построили каменные Гостиный двор, городскую ратушу, католический костёл и другие здания. Католический костёл, возведённый по проекту английского архитектора Джона Кларка, располагался на площадке перед современным зданием «Гомельоблтелекома».

Неподалеку находился двор Гомельской вольной пожарной команды (тушение пожаров в то время было делом «добровольным»). Гостиный двор находился примерно на месте нынешнего скверика и представлял из себя прямоугольную кирпичную постройку со сводчатой аркой центрального входа, с лавками, рундуками и обжорными рядами.

Между площадью и улицей Базарной (Трудовой), в начале 20 века стоял ряд двухэтажных жилых домов. В той части площади, что прилегала к Киевскому спуску, находилась часовня-памятник в честь царя-«освободителя» Александра II.

По воскресным дням на Базарной кипела торговля… Крестьяне из окрестных сёл, управляющие многочисленных помещичьих имений, крупные купцы и мелкие торговцы – все везли сюда свой товар.

Два раза в год здесь проходили крупные ярмарки: Васильевская в январе и Воздвиженская – в сентябре. На них съезжались купцы и коммерсанты не только из Беларуси, России и Украины, но даже – из-за границы. Торговому оживлению способствовало и расположенная рядом, на Киевском спуске, речная пристань, откуда судна курсировали вниз по Сожу и Днепру, до самого Киева и Херсона.

Революционная перепланировка

В воскресный базарный день 29 августа 1903 года на площади случилась банальная ссора крестьянина с торговкой. Но из-за тухлой селедки разгорелись нешуточные страсти – почти как на броненосце «Потёмкин».

Именно с этой стычки начался известный Гомельский погром 1903 года, впрочем, на самом деле — заранее спланированный городской полицией. В драке на площади пытались отметиться и слуги князя Паскевича, прибежавшие из парка.

Однако к этому времени в городе был сформирован отряд еврейской самообороны, который и пресёк беспорядки. Это событие прогремело тогда на всю Российскую империю. Кстати, и в последующем гомельская площадь ещё не раз становилась местом различных массовых выступлений, беспорядков и бунтов.

В начале 1918 года в Гомеле едва не повторился очередной погром. По одним данным, его пытались устроить местные криминальные элементы, по другим — прорывавшийся через Гомель в Киев гайдамацкий курень сотника Пустовита. Тем не менее новая попытка предать Гомель грабежу и разгулу была остановлена.

Кто стал на пути погромщиков? По этому поводу также есть разночтения. По одной из версий, это были местные красногвардейцы и красные матросы из 2-й Революционной армии Рейнгольда Берзина, по другим — отряды городской самообороны из учащейся молодёжи и представителей «общества».

Любопытный факт – в гомельском архиве автор этих строк нашёл документы, согласно которым в 1925 году Базарную площадь намеревались переименовать в площадь Героев самообороны – к 20-летию революции 1905 года. Но это решение не прошло.

Кстати говоря, в 1920-е годы на площади по-прежнему функционировал рынок. Как говорят, НЭП вызывал оживление не только экономики, но ещё больше – организованной преступности. Особенно «беспределили» на Базарной банды наглых карманных воров и грабителей-«торбохватов», действовавшие практически в открытую. Центральная площадь получила в это время название «Гомельской Хитровки». Газета «Полесская правда» писала: «Крестьяне из окрестных сёл просто боятся ездить на гомельский базар, где из-под живого человека всё выхватывают…»

Долгое время милиция ничего не могла поделать с «щипачами» и «стопперами» — запуганные бандитскими «перьями» и наганами свидетели повсеместно отказывались давать показания.

В конце 1930-х, в период «большего террора» и не менее масштабной зачистки накануне войны, в числе прочего, развернулась и кампания по «борьбе с церковниками». Правда, если православные храмы в Гомеле и закрывались, то, как правило, здания их передавались под клубы, дворцы спорта и так далее. А вот окончательно «чуждый» костёл на площади, к сожалению, было решено взорвать…

Ленин и Мельпомена

До революции в Гомеле выступали многочисленные театральные труппы, в том числе и из Украины и России, но вот своего городского театра не было.

«Отцы города» не раз намеревались осчастливить местную публику строительством помпезного здания для обители муз. Вот только денег для этого ни в скромном бюджете Гомельской городской Думы, ни у частных меценатов, включая Паскевичей, найти так и не удалось. К строительству здания Гомельского областного драматического театра на центральной площади смогли приступить лишь в конце 1930-х годов.

Первоначально было выбрано место на территории парка, для чего даже вырубили часть ценных деревьев. По воспоминаниям старожилов, в 1940 году под будущий театр уже заложили фундамент. Однако строительству помешала война. Городская площадь также стала местом боёв. Как говорят пожилые гомельчане, в котловане, вырытом под фундамент театра, немцы хоронили жертв своего оккупационного террора.

В ходе строительных работ, проводившихся на площади Ленина в 1960-х годах, были обнаружены записки, оставленные защитниками города в 1941 году. Судя по наличию в них украинизмов, можно предположить, что их оставили политбойцы из отряда Маневича, многие из которых были уроженцами Днепропетровска, Днепродзержинска, Никополя и других юго-восточных регионов Украины.

А уже в конце 1980-х на площади были найдены бутылки с зажигательной смесью. Хорошо известно, что в 1941 году гомельская пацанва массово собирала стеклотару для их изготовления (один пионер умудрился собрать 10 тысяч бутылок), а на ликеро-водочном и других предприятиях эти бутылки превращали в пресловутые «Коктейли Молотова».

Один английский военный историк в своей работе почему-то даже назвал Гомель родиной этого незамысловатого, но достаточно эффективного оружия для борьбы с бронетехникой…

26 ноября 1943 года на каланче, находившейся на нынешней площади Ленина, водрузили Красное знамя.

Сама площадь, как и большая часть города, была сильно разрушена. Восстанавливали её по генплану 1946 года. При этом Гостиный двор отстраивать заново не стали. На его месте был разбит скверик (ныне – имени Кирилла Туровского, с одноименным памятником). В то время здесь красовалась яркая цветочная клумба, с вазами вычурных, под античность, форм.

В 1950-м году был принят новый план развития Гомеля на 20 лет вперед. В соответствии с ним площадь именовалась Советской или Театральной. Тут было запланировано здание Гомельского городского Совета (в последствии – областного Совета и облисполкома), физкультурного техникума (Дворец спорта) и Дома актёра (областного театра).

И в 1954 году театр построили по ещё довоенному проекту. К старому варианту добавили классические колоннады и портик, парадные лестницы отделали мрамором, двери выполнили из дуба с бронзовыми ручками с инкрустацией цветным стеклом, панели в зале расписали белорусским национальным орнаментом.

В 1958 году на площади был установлен бронзовый памятник Владимиру Ленину на постаменте красного гранита. С того времени Центральная площадь Гомеля стала носить имя вождя революции.

В советское время бытовала остроумная расшифровка скульптурной композиции, поневоле образовавшейся на площади. Дело в том, что крышу драмтеатра украшает скульптура античной музы Мельпомены, поднявшей над головой венок.

Ленин же стоит напротив с суровым выражением лица, в эмоциональном порыве сжимая свою пресловутую кепку. Местные юмористы твердо верили, что скульптор запечатлел Ильича в момент, когда тот решительно отказывает театральной богине, зовущей его под брачный венец.

28 января 1961 года в скверике рядом с площадью выстрелом из ракетницы, был зажжен первый газовый факел – в Гомель по отводу Щорс-Гомель от газопровода Дашава-Минск пришёл природный газ из предгорий Карпат.

В том же 1961 году был построен Дом физкультуры и спорта «Спартак». Ныне этот дворец спорта частично сдается в аренду под офисы и коммерческие заведения.

В 1968 году у самого входа в парк возвели ресторан «Беларусь». Под стать названию его фирменным отличием стали блюда белорусской кухни. «Бэсэр» — так называли его в 1970-1980-х в народе, сокращая ещё раз, на свой лад, аббревиатуру «БССР».

Ресторан «Беларусь» считался одним из «центровых кабаков» Гомеля, и попасть в него, несмотря на трёхэтажную планировку и целых 300 мест в наличии, на выходные или праздники было непросто. Нереально низкие по нынешним меркам цены в советских ресторанах делали их посещение общедоступным.

Если не удавалось дать строгому швейцару небольшую взятку, у жаждущих попасть в «кабак» оставался только один выход… Точнее, вход – взобраться на балкон второго этаж, по нему и проникнуть далее внутрь «Бэсэра». Ныне «Беларусь» стала «Европой» — несколько лет назад старый советский ресторан был преобразован в развлекательный центр с соответствующим названием.

В 1981-м году был построен Дом связи (ныне — «Гомельоблтелеком»), в то время – одно из самых высоких административных зданий города. 14-этажный силуэт этого сооружения из стекла и бетона как бы замкнул собой «сверху» композиционное построение площади.

Любопытно, что ранее на этом месте располагалась уже упомянутая пожарная каланча, так же в довоенное время являвшаяся, пожалуй, самой высокой точкой Гомеля.

С первых же послевоенных лет на площади Ленина ставят новогоднюю елку. Первоначально ель была натуральной.

В 2001 году институт «Гомельпроект» разработал конструкцию искусственной елки. В том же году она была установлена на Октябрьской площади в Минске, а в следующем – на площади Ленина в Гомеле.

В перестроечные годы площадь Ленина снова становится местом массовых выступлений.

В 1988 году, на Масленицу, в Гомеле должен был состояться концерт певца Александра Барыкина. Народ запрудил площадь, но концерт так и не состоялся. Тогда раздосадованная толпа принялась перекрывать движение, ворвалась в гостиницу «Гомель» в поисках эстрадного кумира и едва не взяла штурмом находящийся на площади облисполком.

В 1989 году тут проходит первый в городе митинг, посвящённый чернобыльской катастрофе. Количество его участников было так велико, что площадь Ленина не могла вместить всех.

26 апреля 1990 года по поводу первой «павловской» либерализации цен и чернобыльских выплат забастовали завод «Гомсельмаш», завод Кирова, фабрика «Полеспечать» и некоторые другие предприятия. Площадь вновь заполнилась народом, в том числе и пролетариями с «Сельмаша» в промасленных робах.

Рабочие стояли, пытаясь понять, зачем привели их сюда председатели профсоюзных комитетов и что будет дальше? Со страной и с каждым из них?
Молча взирали на все происходящее, как на новую сцену капризной истории, и застывший в бронзе вождь, и театральная Мельпомена – муза трагедии…

Юрий Глушаков
24.12.2013


25


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов