Перейти к содержимому

Новаторство в архитектуре Гомеля в начале XX века

Достойное место в становлении современной белорусской архитектуры занимает творчество Станислава Даниловича Шабуневского (1868–1937). Гомель стал для него своеобразной лабораторией, экспериментальной площадкой. Архитектор работал в разнообразных стилях: эклектика, неоклассицизм, модерн, конструктивизм. Его работы при этом отличаются индивидуальностью и смелостью решений.

Шабуневский как выпускник Санкт-Петербургского инженерного института в 1896 г. получает направление в строительный отдел гомельского участка Либаво-Роменской железной дороги. Молодой специалист включился в культурную жизнь Гомеля, средоточием которой была Ирина Ивановна Паскевич. В своих просветительских устремлениях Паскевичи не желали уступать Н. П. Румянцеву. В конце XIX в. зародилась идея открыть в городе мужскую классическую гимназию. Но конкурс на лучший архитектурный проект провалился. Тогда свои услуги предложил Шабуневский. Площадка для строительства, выбранная молодым архитектором, находилась в центральной части города на пересечении улиц Могилёвской и Новиковской (ныне Кирова и Карповича). Здание гомельской гимназии представляло собой крупный двухэтажный объём П-образной формы, площадь застройки которого составляла 1365 м2. Оно стало самым крупным учебным зданием, построенным в Беларуси в дореволюционный период, не только по масштабу, но и по архитектурно-художественной значимости. Сам архитектор определил стиль как «неогреческий». Архитектор старался подчеркнуть парадностью и монументальностью главного фасада, что это храм науки. В украшении здания было использовано много декоративной пластики, но она не утяжеляла здание. В 1899 г. гимназия была освящена. Многие современники отметили новаторский характер проекта. Впоследствии здание гимназии взяло на себя ведущую роль в застройке прилегающих кварталов. Сегодня это один из корпусов БелГУТа.

В 1903 г. на углу улиц Румянцевской и Ирининской (в настоящее время Советская и Первомайская) было возведено здание Орловского коммерческого банка. Здание представляло собой капитальный двухэтажный объём Г-образной формы. Угловое завершение акцентировалось небольшой башенкой с высоким куполом, что придавало сооружению живописный силуэт. В этой работе архитектор ищет своё «я», он пытается синтезировать исторические и современные формы и упор делается не на декоративность, а на тектоническую объемность здания. После успешного строительства здания Орловского коммерческого банка зодчий получил заказ на проектирование Виленского коммерческого банка. Для его возведения молодой архитектор выбрал участок в центре города на углу улиц Румянцевской и Троицкой (ныне Советская и Крестьянская), напротив существовавшей в то время Троицкой церкви. Главной проблемой была частная собственность на землю и недвижимость. Этим, пожалуй, можно объяснить тот факт, что проект Виленского коммерческого банка был составлен в 1902 г., а возведено здание было почти через 10 лет – в 1910–1912 гг. Несколько лет было потрачено на тяжбы, связанные с выкупом застройщиком земельного участка. Свято-Никольская (Николаевская) церковь Полесской железной дороги в Гомеле была торжественно освящена 22 октября 1904 г. Это четырехчастное, крестовокупольное сооружение. Вертикальной доминантой храма служит трёхярусная колокольня, которую завершают шатер и главка. С архитектурно-художественной точки зрения эта работа не отличалась парадностью и изысками. Во-первых, средства были ограничены, так как церковь строилась на пожертвования. Во-вторых, необходимо было придерживаться стиля сооружений Полесской железной дороги. Но даже при ограниченности возможностей, Шабуневский сумел подчеркнуть классические детали: портик, полуколонны, пилястры, спаренные консоли.

В 1907 г. по проекту Станислава Шабуневского было построено здание технического училища (сегодня – это школа машинистов локомотивов на улице Киселёва, 2). В этой работе ощущается стремление мастера освоить стилистику модерна.

Большое место в решении внешнего облика зданий Станислав Шабуневский отводил фактурно-цветовому оформлению фасадов. В большинстве работ зодчего использован его излюбленный прием – контрастное сочетание кирпичной кладки с различной штукатурной обработкой, что давало эффектное колористическое решение. Архитектор стремился создавать целостные композиции, которые обладали бы гармоничной мерой монументальности, интеллектуальной утончённости и высокой эмоциональной выразительности.

В отдельных работах С. Д. Шабуневского 1908–1912 гг. прослеживаются определённая сдержанность, рационалистичность, намечается отход от активного использования насыщенной декоративной пластики, что сближало его работы с лучшими образцами отечественного модерна (гостиница «Савой», земская больница, особняк К. П. Грошикова, почтово-телеграфная контора). Дореволюционный период творческой деятельности Станислава Шабуневского завершился проектированием и строительством гинекологической больницы, которая была построена в лучших традициях неоклассицизма. Земельный участок и основные средства на строительство были выделены И. И. Паскевич и именно ее пожелания оказали влияние на выбор художественного облика зданий больницы. С 1906 г. Станислав Шабуневский принимал активное участие в инженерном благоустройстве Гомеля. Он входил в состав комиссии по созданию городского водопровода, вносил существенные предложения по прокладке первой очереди водопроводной сети. В сложный послереволюционный период поддержку архитектору оказал союз строительных рабочих. По их рекомендации в 1924 г. зодчий был назначен на должность гомельского губернского инженера. В этом качестве он осуществляет строительство Дома культуры железнодорожников. За основу был взят проект М. Г. Кириллова. Но в ходе строительства Шабуневский внёс существенные поправки.

В 20-е гг. в моду входит стиль конструктивизма. Для Шабуневского жилые дома, выполненные в этом стиле (Пушкина, 27 и проспект Ленина, 51), это не просто дань моде. Архитектор жаждет эксперимента, вершиной которого станет Дом-коммуна. По задумке автора дом должен восприниматься как с дальнего, так и с близкого расстояния. Дом функционально должен был выражать идею нового социума, нового быта и семьи. Все общественно значимые объекты должны были находиться на первом этаже: столовая, прачечная, ясли. В жилых квартирах отсутствовали кухни, а санузел был запланирован на блок. И хотя экзамена временем такая планировка не выдержала, в архитектурном отношении здание до сих пор являет собой памятник конструктивизма.

В 1931 г. С. Д. Шабуневский был арестован органами ОГПУ. За «связь с троцкистами» он получил 10 лет лагерей и умер в заключении в 1937 г. До сих пор в Гомеле имя архитектора никак не увековечено.

В. В. Павлющенко, Гомельский государственный технический университет, имени П. О. Сухого
Научный руководитель И. А. Грищенко

Беларусь в современном мире: материалы V Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, Гомель, 24 мая 2012 г.


5


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов