Из стен гомельской СДЮШОР-8 вырвалось немало классных футболистов.
Одни только Кульчий, Омельянчук и Баранов чего стоят. Бригада корреспондентов Goals.by наведалась в кузницу кадров, где много всего узнала и увидела. Как нынче зарабатывают подобные учреждения? Сколько этапов включило в себя открытие центра? Какую сумму Евгений Поболовец отстегивает на подрастающую смену? Вся информация о гомельской школе — в материале, продолжающем традиционную рубрику Goals.by.
— Что снимаем? — мило «лыбится» опоздавшая на двадцать пять минут Маша.
— «Откуда дети берутся» будем снимать.
— Ого! Это же надо было другой объектив брать :). И не груби.
На эту девушку обижаться нельзя — в Гомеле хороших фотографов дефицит. Амелина быстро вошла в раж, и каждый занялся своим делом.
СДЮШОР-8 — ведущая футбольная кузница юных талантов в Гомеле. Располагается в центре города, можно сказать, «над рекой» (если убрать забор, то в Сож легко прыгнуть прямо с обрыва). Мошкара, откровенно говоря, готова отгрызть голову, а вот местная администрация принимает куда более приветливо. Тут тебе и кофе (очень вкусный, кстати), и печенье… Мы хоть и скромная «парочка», но стрелка часов близилась к отметке «17» (рабочий день был на финише), поэтому отказываться не стали.
Внешний вид всего, что открылось взору, конечно, впечатляет. Равно, как и «начинка» СДЮШОР-8 — не подведет. А разве может быть иначе? Строили и открывали объект всем миром. А дабы растянуть удовольствие, этот процесс решили максимально замедлить.
— Первым открывали футбольное поле и манеж. АБФФ проводила здесь исполком, и к нему было приурочено открытие. Второй этап — открытие административно-бытового здания. Ждет нас и третий — гостиница и корпус, где будут располагаться еще один тренажерный зал, бассейн и сауна, — не скромничает директор комплекса Виктор Капошко.
Каждый раз церемония открытия все ярче. Спасибо нашему опытному фотокору, которая отыскала в личном архиве снимочек того самого второго этапа. В этот же день отмечали столетие белорусского футбола. Все боссы отечественного и местного «соккера» — тоже в кадре.
История СДЮШОР-8 берет начало с далекого 1972-го. Виктор Капошко стартовал здесь обычным тренером еще в 75-м. А в 2003-м был назначен рулевым. Пусть стенам нового административного здания и остальным архитектурным сооружениям всего ничего, но атмосфера, дух и характер чувствуются. Этот футбольный конвейер неоднократно выпускал «первоклассный игроцкий продукт». От одного взгляда на стенд, который красуется в холле, сразу понимаешь, куда ты попал.
— Из наших стен вышло много настоящих мастеров: Юсипец, Борель, Сысоев и многие другие. Да и сейчас наши ребята играют в Украине и в России, а также в национальной сборной Беларуси: Сергей Омельянчук, Антон Амельченко. Есть наши воспитанники и в «молодежке». И в U-16, U-17, U-18 — перечислять всех у нас времени не хватит.
Если бы класс футболиста определялся так же, как качество виски (по выдержке), то наверняка еще один выпускник СДЮШОР-8 был бы не только самым ценным, но и дорогим игроком. Хотя вряд ли кто-то будет спорить, что именно таковым и является Александр Кульчий. Даже учитывая тот факт, что он сейчас без клуба.
Когда десятилетние малыши слышат фамилии футболистов, которые выпустились отсюда, они выходят играть на все сто, не щадя ни себя, ни соперников. Ответственность за результат вместе с уважением к сопернику им прививают смолоду. Все тридцать минут, что довелось наблюдать за детской «двухсторонкой», ни один из пацанов не опустил руки. Такие баталии, азарт и спортивную злость не всегда увидишь в высшей лиге, честно.
***
— Виктор Алексеевич, делаю вывод, что ваша СДЮШОР реально соответствует определению «кузница кадров».
— Не буду хвастаться, но мы реально ведущая школа в области и одна из сильнейших в стране. Материально-техническая база у нас тоже на уровне. Футбольное поле 110 на 70 метров, две мини-футбольные площадки 40 на 20. У нас сейчас занимается 640 детей, работает 11 тренеров в штате и 13 работников с почасовой оплатой, которые оформлены на полставки.
— Да. Мы сами не ожидали, но если нам построили такой стадион, то нужно работать. Тем более, в центре города. Арена у нас занята с половины восьмого утра до 22-х часов. Пытаемся и зарабатывать. Есть платные группы — приходят люди в возрасте вплоть до 60-ти лет.
— Как-то все очень радужно. Неужели нет никаких проблем?
— Финансирование. Вроде, оно и нормальное, но проблемы есть. Стоит вопрос подсыпки футбольного поля. На нем занимаются наши дети, ФК «Гомель», команды первого и второго дивизионов, разные турниры проводятся, дублирующие составы тренируются. Нужно освежить поле резиновой крошкой. Нам выделили определенную сумму, мы закупили — это была главная проблема.
Вторая после аренды статья доходов — поставка молодых футболистов в структуру ФК «Гомель». Действует это сотрудничество на основе договора.
— В положении есть моменты, касающиеся компенсации. За передачу одного игрока нам полагается двести базовых величин. Буквально в марте ФК «Гомель» проплатил школе четырнадцать миллионов за подготовку двух наших воспитанников. Еще мы активно развиваем женский футбол, у нас своя команда в высшей лиге. «Неман-Белкард» совсем недавно за одну девочку перечислил нам хорошую сумму, — итожит заработки школы ее шеф.
Вернемся к сотрудничеству с «Гомелем». По словам директора СДЮШОР-8, теплые отношения с главным клубом региона длятся уже порядка трех-четырех лет. Примерно восемьдесят процентов дублирующего состава «зелено-белых» — выпускники школы. В зимнее время стадион вычищен от снега — тренируйтесь, пожалуйста. Тренажерный зал — берите сколько угодно, ради Бога. Но как только дело коснулось финансовых аспектов, Евгений Поболовец пошел своей дорогой. За двух ребят, перешедших в «Гомель», на банковский счет СДЮШОР-8 должны были «упасть» 14 миллионов белорусских рублей (двести базовых величин). Но по каким-то причинам выплаты задерживались. Но как только прошла информация о том, что с 1-го апреля «базовая» вырастает более чем в три раза, в «Гомеле» проснулись и за сутки до сего момента оплатили переходы. Виктор Капошко мог затянуть весь этот процесс и вместо четырнадцати получить сорок миллионов. Но он дядька хороший и желает «Гомелю» только добра и процветания.
Кроме талантливых юных футболистов в СДЮШОР-8 массово «рождаются» еще и тренерские кадры.
— В настоящее время тренеры «Гомеля» Борель, Лузаев, Прохоренко, Меркулов. Они все воспитанники нашей школы и работали у нас. А когда началось лицензирование клубов, мы их отдали в «Гомель».
***
— А это конференц-зал. И по совместительству музей. Иногда проводим экскурсии, здесь же проходят послематчевые пресс-конференции, а также заседания областной федерации футбола.
— Кроме того, имеется огромный плазменный телевизор. После игры тренеры могут посмотреть записи, разобрать эпизоды. Здесь также выставлены практически все наши трофеи и самые памятные фотографии.
Повидал я достаточно, поэтому могу с уверенностью заявить — таких пресс-центров в Беларуси лицезреть не доводилось. Из его окон отчетливо просматривается все поле — условия для онлайна просто идеальные, особенно в холодное время года. Вполне возможно, что и мне, и коллегам еще доведется поработать здесь на матчах высшей лиги. Трибуны стадиона вмещают 1004 зрителя, стоячие места формально запрещены. Но если добавить еще 500 сидений, то арена будет готова принимать матчи элитного дивизиона. Как по мне, так это все равно куда лучше, чем в марте на «Центральном» или других стадионах страны. Особенно в Жлобине. По крайней мере, в туалетах СДЮШОР-8 сделан, как мы привыкли говорить, евроремонт.
— Виктор Алексеевич, стадион есть. Может, вам команду в «вышку» заявить, как вы сделали это в женском чемпионате?
— А почему бы и нет! 🙂
— Раздевалки у нас тоже отвечают современным требованиям. Хотите — проверьте. Имеется туалет, душевые. Всего раздевалок шесть, каждая вмещает порядка двадцати пяти футболистов.
Не раз замечал, как футболисты команд высшей лиги (особенно те, кто с приличной шевелюрой) пользуются после матча феном. Здесь же все куда проще. В наличии имеется первоклассная сушилка для волос с регулятором мощности и сенсорным дисплеем. Вроде бы и мелочь, а ведь, например, Филипенко, Коваленку, Хлебосолову или даже Ходасевичу было бы чертовски приятно :).
— Сушилку для волос отмечают и представители АБФФ, и зарубежные спортсмены, которые в наших турнирах участвуют. Говорят: «У нас такого нет!» Ну и наши, естественно, довольны, — не скрывает гордости босс СДЮШОР-8.
— В тренажерке, куда я хожу, — не так круто :(.
— Ты ходишь в тренажерку? — «ржала» Маша :).
— У нас тут все белорусское, кстати, — выполнял госплан по рекламе импортозамещения Виктор Капошко.— Это все уже было со дня открытия корпуса. Команды здесь подтягивают физическую подготовку. И детки наши. Все сделано для достижения общей цели: поднятия на новый уровень сначала детско-юношеского футбола, а через него и взрослого.
— А вот это наш фельдшерский пункт, — продолжает экскурсию вошедший во вкус руководитель.
— Во время каких-либо соревнований я нахожусь на поле и оказываю ребятам первую помощь, — рассказывает местная доктор. — А сюда обычно приходят, когда на тренировке что-то случается. Бывает, что и наши сотрудники заходят. Можете прилечь на кушетку, сфотографироваться :).
— Спасибо, я лучше измерю рост, давно хотел.
Вспомнив Машину попытку прикола про тренажерку, не удержался и решил сравнять счет.
— Амелина, может, взвесишься? 🙂
— Очень смешно. Не хочу расстраиваться!
И все-таки на финише дня она меня «сделала». Узнав, что СДЮШОР-8 в скором будущем планирует запустить свой сайт, взяла и договорилась на «халтурку». Это так мило…
***
«Дорогу молодым!» Как-то этот лозунг не совсем подходит в нашем случае. Одну из самых ярких спортивных школ страны Виктор Капошко возглавляет уже десять лет. Пока учреждение исключительно процветает. А зачем искать от добра добра? В ближайших планах — запуск собственного сайта, пусть он и будет достаточно примитивным (разработчик попросил всего миллион рублей), но сам факт уже говорит о многом. Третий и, дай Бог, последний этап открытия комплекса — гостиница с прочими вытекающими радостями (бассейн, сауна, восстановительный центр).
Будем ждать нового Кульчия, Омельянчука, Амельченко. Как говорится: тема везде есть, главное — подход нужен…
— Ребята, вы уже уходите?
— Да, час уже не ранний ведь, вы бы тоже уже собирались :).
— Обычно рабочий день с восьми утра и до восьми вечера. Могу и дольше задержаться, все зависит от задач, которые стоят перед школой, — с улыбкой выпроводил нас за забор Виктор Капошко.
Андрей Бондаренко, Goals.by, 03.06.2012