В наше время технологии не стоят на месте. Они действительно способны радикально улучшить нашу жизнь, но только в том случае, если все эти новшества гармонично вписываются в уже существующую среду, а не нарушают её… О достижениях этой гармонии, о значении монументального искусства в нашей жизни говорилось и на прошедшей в республике с 1 по 7 октября Белорусской архитектурной неделе…
Монументальные ценности
Наш город развивается и стремительно меняется на глазах. Вряд ли сегодня найдется много людей, которые станут возражать против этого. Другое дело – цена этого вопроса. И не только в денежном, но и в культурном отношении. Взяться за эту тему нас побудили звонки и обращения наших читателей…
Внимание многих гомельчан и тех, кто впервые бывал в нашем городе, всегда привлекало панно на стенах Гомельского государственного медицинского колледжа, что расположен по улице Кирова. Выполнено это панно было в лучших традициях социалистического реализма – настолько естественно выглядел здесь, например, взлетевший в прыжке футболист. Никаких сомнений – его удар по мячу будет победным. Да и лица ученых-медиков, изображенных на другой части панно, также внушали уверенность: медицинская наука не дремлет и сделает всё, что от неё потребуется, для здоровья народа. Так ли оно было в то время или нет – вопрос другого порядка, но сам этот образчик искусства недавно ушедшей советской эпохи был очень примечательным и интересным.
Теперь уже действительно был – с недавних пор это панно исчезло. Все дело в том, что строителями ОАО «Трест № 14» здесь выполнены работы по утеплению фасада здания, в результате которых поверх старого изображения положили термоплиты и новый слой штукатурки. После чего, конечно, студенты колледжа уже никогда не замерзнут ни в актовом, ни даже в спортивном зале. И фасад здания ныне приобрел строго единообразный вид, с геометрически правильными полосами на месте былых советских физкультурников и ученых. Но как быть с искусством?
По мнению главного художника Управления архитектуры и градостроительства Гомельского горисполкома Леонида Мельникова, в обязанность которого входит согласование проектов строительства и реконструкции городских зданий, большой художественной ценностью это изображение не являлось. Выполненное в технике граффито панно, как он считает, морально устарело и не несло в себе особой эстетической ценности.
Граффито (сграффито) – разновидность монументально-декоративной живописи, принцип которой основан на процарапывании специальным инструментом верхнего тонкого слоя штукатурки до обнажения нижнего слоя, по цвету контрастирующего с верхним. Так утверждает «Популярная художественная энциклопедия», изданная в Москве в 1986 году. Правда, иные специалисты полагают, что данное панно было выполнено в технике барельефа, который является видом рельефной скульптуры.
Кстати говоря, панно на улице Кирова – не единственное из канувших в лету. Нет уже и таких образцов монументального искусства, как мозаичная картина на стене Дома быта по улице Интернациональной, изображения работника и работницы на корпусе фабрики «Спартак» по улице Советской. Только основательная фигура пролетария с мотком провода на квадратном плече сегодня по-прежнему украшает стену у проходной завода «Гомелькабель»…
Тёплый дом для всех
Аналогичную процедуру утепления, в специальной терминологии именуемой термореновацией, претерпел и дом №4 по улице Баумана. Эта бывшая улица Боярская является уникальной частью исторического центра города, в живописных двориках которого ещё сохранился колорит старого Гомеля. И не только во двориках – часть зданий имеет здесь официальный статус архитектурных памятников. Например, бывший дом Грошикова на углу улиц Баумана и Билецкого, построенный по проекту известного гомельского архитектора Станислава Шабуневского. Однако расположенный неподалеку дом на Баумана такой «охранной грамоты» не имел. Но по мнению ряда специалистов, тем не менее, являлся весьма ценным образцом городской архитектуры конца XIX – начала XX столетия. Его фактурный вид по достоинству оценили и гомельские телевизионщики – в сводчатой арке этого здания, чем-то напоминающей колорит Одессы или «бандитского» Петербурга, несколько лет назад снимали игровые сцены к документально- художественному сериалу про похождения гомельских налётчиков 20-х годов.
Но это хорошо для туристов, краеведов и прочих ценителей прекрасного. А для жильцов изнанкой древности этого здания стали холод и сырость в их квартирах. Поэтому после их многочисленных жалоб и было принято решение утеплить здание. Работы выполнило РСУ-2. И всё бы ничего, и жильцы довольны. Кроме одного – исторический архитектурный декор на фасаде здания ныне уничтожен. Вместо него уложены плиты из термостойкого материала, подобного пенопласту, а на наклеенную сверху сетку ровным слоем нанесена новая яркая штукатурка. И тепло, и красиво. Но нельзя ли было в этом, как и в других случаях, поступить по-другому? Сохранить лепные карнизы и прочие детали и завитушки, что составляли характерный стиль дореволюционных доходных домов, так красочно описанных Достоевским, Горьким и Куприным?
Мнение специалиста
Гомельский историк, кандидат искусствоведения Евгений Маликов изложил следующую точку зрения на проблему сохранения памяти об ушедших годах:
– Изображения на стенах медицинского училища, выполненное по штукатурке, было масштабным и объёмным – все согласятся, что этот барельеф был прекрасным произведением монументального искусства Гомеля! Утепление, конечно, важное дело, но его можно было выполнить различными способами, щадящими изображение – утеплить по контуру, выбрать меньшую толщину термоплиты и т.д. Такие работы проводились, например, на Доме специалистов, официальном памятнике архитектуры конструктивизма, расположенном на углу улиц Кирова и Комсомольской. Однако там специалисты положили термошубу вокруг барельефов, не уничтожая само изображение. Что касается дома на улице Баумана и других старинных зданий, предназначенных к термореновации, то здесь не всё так просто. В принципе, сами стены этих домов достаточно толстые, до 70-80 см. Но холод в здания может проникать по разным причинам – через двери, подвалы, щели в крышах. Жильцы дома на Баумана совершенно справедливо жалуются на холод, но такие дома очень часто не имеют отмостки, и влага может проникать в здание снизу. А вот после утепления термошуба не будет пропускать влагу, и, таким образом, вода будет замерзать-отмерзать внутри дома, что приведёт к преждевременному разрушению строения. Я уже не говорю о том, что нецелесообразно расходовать государственные деньги на уничтожение исторического облика города и 150-летнего архитектурного декора его зданий! Это просто кощунственно!
А может, нарисовать заново?
Мы отправились осматривать здание на Баумана вместе со специалистами-строителями. У этого здания отмостка всё же имеется – со стороны улицы таковой служит асфальтовое покрытие тротуара, а со стороны двора, по периметру здания, недавно положена бетонная полоса. Хотя не исключено, что за долгие годы своего существования дом уже вобрал в себя изрядное количество влаги. Одним из вариантов термореновации, щадящей исторический фасад, могло бы стать внутреннее утепление. Но согласились бы жильцы на такой вариант? Ведь оно означало бы хоть и незначительно, но все же сокращение внутренних объемов и площадей их квартир. Да и в финансовом выражении это мероприятие, могущее повлечь за собой перенос некоторых коммуникаций, стало бы более затратным. Сколько же мы готовы потратить на сохранение памяти о прошлом нашего города?
Конструктивный взгляд на происходящее предложил заместитель директора по хозяйственной части Гомельского государственного медицинского колледжа Олег Усхонов: если будут изысканы соответствующие возможности, то на фасаде учебного заведения можно восстановить красочное панно, где всё так дышало оптимизмом.
Начальник Управления архитектуры и градостроительства Гомельского горисполкома Татьяна Усенок считает, что соответствующие специалисты в каждом отдельном случае должны внимательно оценивать проекты по реконструкции здания. Именно они проводят необходимое обследование и дают свое заключение, определяют, нуждается ли строение в термореновации или нет, каким способом утепление будет выполнено и так далее. Городские архитекторы определяют и эстетическую ценность объектов. Так, панно на здании УВД Гомельского облисполкома было признано обладающим такой ценностью и сохранено, а вот подобное изображение возле медуниверситета – нет. Что касается здания на Баумана, то здесь, как говорит Татьяна Усенок, просто невозможно укрепить лепнину на термошубе. Но сохранение архитектурных достопримечательностей, по мнению главного архитектора города, всегда являлась приоритетной задачей сотрудников её управления.
С 1 по 7 октября в стране впервые проводилась Белорусская архитектурная неделя. Следует отметить, что на важность памятников монументального искусства для наших городов указал в своем выступлении министр архитектуры и градостроительства РБ Анатолий Ничкасов. Что же, вопрос сохранения нашего историко-культурного наследия требует от соответствующих специалистов, прежде всего, высокого профессионализма и объективного взгляда. И высокой ответственности и бережного отношения от всех нас. Как и все, что происходит в нашем городе. В городе, который мы любим и красоту которого мы все хотели бы и сохранить, и приумножить…
Георгий Добронравов
Новый Вечерний Гомель, 10.10.2012