Здесь можно увидеть «тревожный» чемоданчик Владимира Чащина, расследовавшего «хлопковое дело», письмо Морозова о помиловании и даже тюремный амогонный аппарат.
В двух залах музея криминалистики собрана история становления и деятельности правоохранительных органов области. Отправная точка экспозиций — 1917 год: зарождение силовых структур региона в документах, оружии, фото, обмундировании. И одно из первых дел — о мошеннике Тургуне Хасанове, прототипе Остапа Бендера.
…Путешествуя по городам и весям СССР, молодой человек, пользуясь всего лишь удостоверением, «выданным взамен украденного в поезде», обманом брал деньги в исполкомах и других учреждениях. Из документа «должностные лица» узнавали, что их гость не кто иной, как председатель Центрального исполнительного комитета Узбекской ССР Файзулла Ходжаев. Бумага, как ни странно, была настоящей — с подлинной подписью председателя ЦИК Крымской республики Ибрагимова. Похождения Тургуна Хасанова закончились в августе 1925 года, когда, явившись в кабинет к председателю Гомельского губисполкома, он привычно попросил 60 рублей. Ему немедленно выдали деньги, пригласили на банкет и в театр, поселили в исполкомовскую гостиницу. Не поверил в подлинность высокого гостя лишь начальник милиции Матвей Хавкин. Внимательно изучив в журнале «Красная нива» портреты всех председателей ЦИК союзных республик, он решил вывести мошенника на чистую воду.
Задержанный проявил необыкновенное хладнокровие и предложил вместе отправиться на переговорную станцию, где он вызовет товарищей Калинина, Червякова и даже Сталина, которые разрешат возникшее недоразумение. От переговоров «по прямому проводу с товарищем Сталиным» гомельские милиционеры отказались, но зато произвели личный обыск и нашли справку об освобождении из мест заключения на имя Тургуна Хасанова.
Рассекречивание резидентов польской разведки, героические будни тыловой разведки в годы Великой Отечественной войны, розыск предателей после неё — всё это отражено в уникальных документах на музейных стендах. На них представлены фотографии тех лет, боевые награды бойцов-милиционеров, личное оружие. Многочисленные подпольные группы, действующие на Гомельщине, — «Музыкант», «Гром», «Родина» наводили ужас на фашистских захватчиков. Закончилась Великая Отечественная, и многие фронтовики пришли на работу в органы внутренних дел. Их имена теперь увековечены на стендах музея.
Вторая часть экспозиции посвящена современной деятельности правоохранительных органов.
Отдельный стенд рассказывает об известном гомельском следователе Владимире Чащине, участвовавшем в расследовании громкого «хлопкового дела». За работу Чащина тогда премировали радиоприемником, который теперь стоит в музее рядом с «тревожным» чемоданчиком легендарного следователя.
Нашлось в экспозиционном зале место и техническому раритету. Милицейский мотоцикл «Урал М-67» с коляской — примерно такой преследовал Деточкина в старом советском кинофильме «Берегись автомобиля» — начинал службу в далеких 1960-х, но и сейчас на ходу.
Не обошли создатели музея стороной и тюремный быт заключённых. Вот, к примеру, обычная тумбочка для хранения личных вещей осужденных, напичканная тайниками. Удивительно, но в задней стенке этого незамысловатого предмета мебели оказался… самогонный аппарат. А вот — изъятые у заключенных ИК-20, что под Мозырем, незаконно изготовленные предметы.
Ещё один раздел музея — раскрытие криминальных преступлений последних десятилетий. Здесь можно узнать о биологических, дактилоскопических, баллистических и других видах экспертиз и даже увидеть рабочий кабинет эксперта-криминалиста.
Одна из экспозиций — автоматы, ножи, кастеты. А это уже «соучастники» преступлений бандитских группировок «морозовцев» и «пожарников», бесчинствующих длительное время на Гомельщине. Рядом письмо Морозова с просьбой о помиловании. И фотокадры из зала суда.
Особый раздел посвящён милиционерам, погибшим в мирное время. Фотографии, личные вещи, оружие, отправленные и не отправленные домой письма — всё это собрано благодаря кропотливому труду сотрудников музея. Теперь раритеты Гомельского музея криминалистики доступны для просмотра широкому кругу людей.
Валентина Сыс, фото Олега Белоусова
Гомельская правда, 08.04.2010