Перейти к содержимому

Николай Румянцев о Петропавловском соборе

«Лучшее желание моего сердца». Так отзывался о Петропавловском соборе Николай Румянцев.

В 2009-м году исполняется 200 лет заложения и 185 лет со дня освящения главного православного храма Гомельской епархии кафедрального собора святых Петра и Павла.

Николай Румянцев

При погребении канцлера Российской империи, известного мецената графа Николая Петровича Румянцева, в гомельском соборе святых Петра и Павла 1 февраля 1826 года его сподвижник и исследователь древней истории протоиерей Иоанн Григорович произнес в надгробной речи: «Целые области, даже далекие страны, в которых он разливал свои милости, благословляют имя его».

Имя Н.П. Румянцева сегодня благословляют и в Гомеле, где им было свершено немало добрых дел. Будучи владельцем Гомельского имения, с большим вниманием и заботой граф относился к церковным сооружениям. При нём были разобраны церкви, находившиеся на территории проектируемой тогда центральной площади Гомеля, либо бывшие в ветхом состоянии, и построены новые: вместо трёх деревянных две каменные и одна деревянная православные церкви, а также храмы для иудеев и католиков.

На средства и стараниями Николая Петровича на новой гомельской площади был выстроен величественный собор в честь святых апостолов Петра и Павла. По мнению доктора архитектуры В.Ф. Морозова, в его сооружении заказчик хотел видеть напоминания о лучших образцах архитектуры классицизма — Казанском соборе в Петербурге, церкви святой Женевьевы в Париже и соборе святого Павла в Лондоне. Яркий памятник этого архитектурного направления, один из немногих дошедших до наших дней в Беларуси, собор и сегодня не только украшает городской пейзаж, но являет собой поистине центр духовной жизни Гомельской епархии.

Строительство храма было задумано Румянцевым ещё в 1808 году. В историческом очерке «Город Гомель» под авторством Жудро Ф. А., Сербова И. А. и Довгялло Д. И. указывается, что 24 марта он обратился к архиепископу Могилёвскому Валааму с просьбой разрешить «устроить» в Гомеле каменную церковь. К письму прилагался проект работавшего в имении графа архитектора Джона Кларка.

Духовная консистория одобрила проект, и архиепископ наложил на прошение резолюцию: «На заложение церкви грамоту изготовить».

В этой же книге указывается: «На основании храмозданной грамоты, по прочтении ея перед народом 18 октября 1809 года, церковь святых апостолов Петра и Павла и была заложена протоиереем Иоанном Григоровичем с гомельским и посторонним священством».

Сооружение храма по причине чрезмерной занятости канцлера государственными делами растянулось на полтора десятка лет. Особенно активные строительные работы велись только с 1815 года, когда он ушёл в отставку. В материалах Национального исторического архива Беларуси встречаем документы этого периода о заключении договоров со строителями и поставщиками. С купцом из посада Митьковка Новозыбковского повета Василием Никитичем Петуховым был заключен контракт на подрядные работы, где он подписался в следующем: «Строящуюся поныне в местечке Гомле каменную церковь с колокольнею обязуюсь я каменною работой по назначенному плану и по указанию архитектора Кларка докончить чистою прочною отделкою… Окончить работу к 9 числу октября месяца непременно». Петухов, в свою очередь, «дабы не могло произойти остановки в кирпиче, …подрядил вольных на выделку оных…» и нанял крестьянина Спасовой Слободы Трифона (Трофима) Ивановича Кожемякина на выделку и поставку кирпича. Для его изготовления экономией графского имения был построен кирпичный «завод». «Завод сей будет на Ипути подле Пахомова монастыря, откуда удобно доставлять кирпич в Гомель водой», — сообщалось Румянцеву в Петербург.

Кроме того, подрядчик заключил контракт с могилёвским купцом Иваном Ивановичем Мощковским на поставку железа «для покрытия церкви». Как указывает В.Ф. Морозов, в 1816 году кладка стен была завершена, здание накрыли листовым железом, в 1818 году закончили крыльцо с наружными лестницами, устроили внутреннюю лестницу на колокольню и начали отделку церкви. Он же приводит документ о наставлениях по поводу обустройства Петропавловского собора, которые давал управляющий Дерябин отправлявшемуся в Москву архитектору И. Дьячкову, чтобы тот постарался «снять несколько рисунков с иконостасов в натуре и достать таковых же от архитектора. Сии рисунки должны быть из числа богатых, посредственных и простых, в резьбе и позолоте, но все в хорошем новейшем вкусе».

Украшение храма также длилось несколько лет. Николай Петрович лично участвовал в решении вопросов о строительстве и убранстве храма. Он внёс в собор часть мощей святого Николая, жертвовал иконы для иконостаса, много церковной утвари.

В очерке «Город Гомель» сообщается, что церковь была окончена лишь к 1824 году, «благолепно украшена, снабдена священными сосудами, облачением и прочей нужной утварью». Здесь же приводятся сведения о том, что 26 марта 1824 года Румянцев обратился к архиепископу Могилевскому Иосифу с письмом с просьбой разрешить освятить новоустроенную Петропавловскую церковь, заявляя: «сим исполнив свой обет, я удовлетворяю лучшему желанию моего сердца». В мае соборная церковь была освящена в честь святых апостолов Петра и Павла протоиереем Иоанном Григоровичем.

Около ста лет Петропавловский собор служил «домом Господним на земле» для православных прихожан Гомеля и окрестностей, играя важную роль в церковной жизни города. В 1907 году он получил своего первого епископа — викария Могилёвской епархии Митрофана. В некрополе Петропавловского собора в 1925 году была погребена последняя из владельцев Гомельского имения княгиня Ирина Ивановна Паскевич, в память о которой в наше время установлен её бюст из белого мрамора. Такая честь ей была оказана гомельчанами за многочисленные безвозмездные деяния, которые княгиня предпринимала для города. История донесла нам имя последнего настоятеля собора перед его закрытием в 1928 году. Это протоиерей Александр Зыков — благочинный священник Гомельского округа, один из старейших клириков Могилевской епархии, активный член епархиального совета.

В 1931 году при Гомельском музее был создан антирелигиозный отдел, который в 1939 году преобразовался в самостоятельный Антирелигиозный музей с маятником Фуко и размещался в помещении собора. Во время немецкой оккупации он снова был открыт как церковь. В 1961 году, в хрущевские времена, когда церкви закрывались повсеместно, был закрыт и гомельский Петропавловский собор. Он был передан краеведческому музею, который устроил в нем временную экспозицию, а с 1962 по 1987 год здесь размещался планетарий общества «Знание».

В 1989 году, благодаря стараниям верующих, а также части гомельской общественности, храм был вновь возвращён для богослужений. В 1990-е годы была начата реконструкция, восстановлена колокольня, рядом построена крестильная церковь в честь Иоанна Предтечи.

Именно Петропавловский собор, построенный при активном участии Н.П. Румянцева, стал для него последним приютом. И хотя смерть настигла графа в Петербурге, по выраженному им ранее желанию тело было отвезено в его любимый Гомель и предано земле в соборе святых Петра и Павла.

Татьяна Литвинова, заведующая художественным отделом музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля
Гомельская правда, 9 июля 2009


9


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов