— Вы не подскажете, как пройти к галерее Ващенко? — обратился на перекрестке улиц Карповича и проспекта Ленина к молодой женщине с ребёнком прохожий (судя по тому, что название сверялось по записи в блокноте, явно гость города).
— Дядя, а я знаю, — опередив маму, откликнулся мальчишка, на вид 10-11 лет, и указал рукой в нужном направлении.
Картинка на улице приятно поразила и порадовала. Ещё пару лет назад по телефону приходилось частенько подсказывать читателям адрес картинной галереи, открывшейся в городе в 2002 году в помещении бывшего садика-яслей. Сегодня без преувеличения можно сказать, что она стала местом притяжения людей нестандартно мыслящих, увлечённых, не представляющих себя без подпитки прекрасным. И, что примечательно, влекут сюда многих не только картины мастеров, но и особая атмосфера, царящая в залах галереи, домашность, уютность. Именно сюда мне захотелось прийти буквально в первый день после возвращения из тура по Европе, самым прекрасным аккордом в котором было, пожалуй, посещение Дрезденской галереи.
С гомельчанами из нашей группы провели параллели между известной во всем мире галереей старых мастеров и родной, только начавшей отсчёт своей истории. И, не кривя душой, согласились, что к последней никак не применим эпитет «провинциальная». В этом, несомненно, заслуга тех, кто создал и развивает её, кто делает всё возможное, чтобы она была достойна имени прекрасного художника Гавриила Ващенко.
А как это удаётся? Об этом — наш разговор с директором галереи Людмилой Михайловной Шимбалевой.
Если человек не идёт в музей, может ли музей прийти к нему?
— Людмила Михайловна, обратимся к статистике: за год в галерее проведено 28 выставок, которые посетили 26 тысяч человек. Звучит! Учреждение подтвердило свою экономическую состоятельность. Слышать это довольно приятно, ведь чаще работники культуры жалуются на падение интереса к искусству, на отсутствие желания у нынешней молодежи посещать выставочные залы.
— А мы тоже сталкиваемся с этим. К сожалению, региональные музеи утратили за последние 20 лет свой былой престиж. Это обусловлено, конечно, многими социальными и экономическими факторами, но главное то, что новые поколения практически не приучены самостоятельно посещать музеи.
— Но если человек не идёт в выставочный зал…
— Значит, нужно сделать так, чтобы ему захотелось прийти в него. А как? У каждого, как говорится, свои секреты. Безусловно, есть они и у нас. Главный — постоянное обновление экспозиций (сменяемость через три недели), широкая реклама. И всегда помним о том, что у нас не просто галерея, а объект культуры, который носит имя уникального человека, художника Гавриила Ващенко. А, значит, претендуя на самобытность, мы должны постоянно подтверждать это.
Держим связь с посольствами и международными институтами в сфере обмена культурными проектами. Такое сотрудничество является самым перспективным для получения зарубежной выставки. Культурные проекты, предоставленные посольством, всегда отличаются высоким качеством, не требуют больших затрат на перевозку и таможенное оформление. Прежде всего отмечу сотрудничество с институтом имени Гёте в Москве. Мы — постоянный партнер института в сфере организации на Гомельщине выставок современного искусства Германии. Показанные у нас проекты «Немецкий Информель», «Путевые заметки. Остановка Европа» объединили представителей разных стран — Германии, России, Швеции, Латвии и других. Причём посольство Швеции в Беларуси само вышло на нас с предложением о сотрудничестве.
А вот с посольством Китая контакты завязались уже по нашей инициативе. Предоставленная ими в 2005 году выставка «Современная китайская акварель» стала настоящей жемчужиной. Большой интерес вызвала экспозиция «Шёлковый сад». Запомнилась выставка мексиканских фотографов штата Веракрус, организованная с помощью посольства Мексики в Беларуси.
Второй путь к обновлению экспозиций — связь с зарубежными музеями и галереями. Наш большой друг в этом плане — Черниговский областной художественный музей, в коллекции которого находятся настоящие шедевры мировой живописи — работы Николая Ге, Генриха Гот-либа Хойзера, иеромонаха Самуила. Кстати, мы первыми в Беларуси самостоятельно решились на обмен проектами с Черниговом. И, конечно же, связь с музеями и галереями страны. Тесно сотрудничаем с музеем М. Шагала в Витебске. Экспозиция «Марк Шагал и художники современного авангарда», включавшая 35 подлинных графических работ известных художников европейского художественного авангарда, получила огромный резонанс. За ней последовали выставка «Марк Шагал и Библия», 1 -й и 2-й международные шагаловские пленэры.
Уже пять лет совместно с ОДО «Гомель-СпортСервис» и Гомельским художественным училищем являемся организатором конкурса детского и юношеского творчества в честь художника Станислава Дьяконова, который вышел за рамки областного и имеет все шансы стать республиканским. Организация таких конкурсов позволяет укоренить положительное отношение к искусству в психологии молодежи.
А какой резонанс получил прошедший в 2008 году Международный славянский пленэр, посвященный 65-летию освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков!
— Все это звучит впечатляюще. И, что примечательно, вы не сидите и не ждёте, когда к вам придут, чтобы прикоснуться к такому богатству, а искусно предлагаете его.
— Как-то мы задумались: а много ли среди посетителей галереи школьников? Ведь многое закладывается в детстве. Предложили сотрудничество Урицкой средней общеобразовательной школе. И приятно отметить, что оно оказалось успешным. Ребята (а мы работаем с 10-11-летними мальчишками и девчонками) ждут встреч с искусством с нетерпением. Занятия проходят как в школьной аудитории, так и в салоне. Вначале ролик о художнике знакомит ребят с его полотнами, а затем он сам словно с экрана спускается к юным посетителям, и начинается доверительная, искренняя беседа. А сами мальчишки и девчонки стали пропагандистами галереи среди своих родителей, соседей. Решили приобщить к искусству и подростков, находящихся на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних, а также взрослых, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Так родился проект «Дорога в мир искусства». Картины, выставленные на простых креслах в актовом зале ИТК №4, произвели на многих непередаваемое впечатление. И наверное, заставили задуматься о своей жизни, многое переосмыслить.
Вы не наши клиенты, а гости
— Проходя по залам галереи, ловишь себя на мысли, что чувствуешь себя здесь не просто посетителем, а гостем. Как вам удалось создать такую атмосферу?
— Мы стремимся достичь европейского уровня обслуживания — от входа в галерею до пребывания в её залах. Работаем без выходных и без перерыва, чтобы заглянувший к нам даже случайно не оказался перед закрытой дверью. Особое отношение, конечно же, к социально незащищенным слоям населения. В день пожилых людей сделали для них свободный вход в галерею. А как трогательно прошла акция для детей-инвалидов: на колясках, с помощью взрослых они перемещались по залам и надолго застывали у картин. Видели бы вы их светящиеся от восторга глаза. Совместно с центрами социальной защиты всех районов Гомеля на базе галереи проходят и другие благотворительные акции и мероприятия.
Особая ставка делается на наш салон. Проведение в нём акций наполняет встречи с искусством особыми эмоциями.
— Салон — это действительно здорово! А вам не кажется, что в нём не хватает рояля или пианино, чтобы восприятие искусства шло и через приятную классическую музыку? Не мечтаете о приобретении музыкального инструмента?
— Почему же не мечтаем? Мечтаем разбогатеть и приобрести мини-рояль. Тогда описанное вами станет реальностью.
Считать, чтобы больше отдать
— Руководитель любого предприятия, в том числе учреждения культуры, должен быть экономистом, уметь считать и предугадывать, чтобы предприятие оставалось на плаву. У вас два высших образования, одно из которых экономическое. Часто приходится применять полученные в этой сфере знания?
— Безусловно. Стремимся развивать платные услуги. Это организация постоянных и временных экспозиций в галерее, салонные встречи с художниками, проведение лекций как на базе галереи, так и с выездом нашего сотрудника на базу другого учреждения, изготовление картин по предварительному заказу. В художественном салоне можно купить как сувениры, так и произведения заслуженных деятелей искусств и народных художников Республики Беларусь. Здесь же могут приобрести оригинальные сувениры иностранцы. Помогаем в оформлении документов для вывоза картин за границу. Практикуем и выездную торговлю сувенирами — на «Славянском базаре» в Витебске, на «Славянских театральных встречах» в Гомеле.
Галерея начинается с дороги
— Считается, что театр начинается с вешалки. А с чего начинается музей?
— Если говорить применительно к нам, то, наверное, с дороги. Галерея расположена не совсем удачно: в стороне от главных магистралей, далековато от остановки, не на самой оживлённой улице в городе. Значит, необходимо сделать так, чтобы здание стало более заметным, узнаваемым. Вы, наверное, обратили внимание, какая чистая к нам ведёт дорога, как ухожен дворик. Модернизирована подсветка. Теперь здание привлекательно и заметно не только днём, но и в сумерках. Расскажу об одном случае. В общежитие БелГУТа, которое напротив нашей галереи, шёл гость из Москвы, приехавший на какую-то встречу в университет. Шёл с дорожной сумкой. Но, увидев наше здание, не заходя в общежитие, завернул к нам. Так приятно было слышать его признание: «В следующий приезд в Гомель снова приду к вам. Поражён и внешним видом, и внутренним содержанием галереи».
— Продолжая тему оформления здания, нельзя не высказать своего восхищения его убранством в новогодние и рождественские дни. Без преувеличения галерею и её дворик можно было назвать «маленьким Парижем».
— В 2000-м году мне довелось побывать в Париже, и я была буквально потрясена украшением города, его зданий. Тогда дала себе слово, что обязательно сделаю что-то похожее в Гомеле. В позапрошлом году мы назвали свое новогоднее оформление «Лунной мелодией», а в 2008-м внесли в него парижские мотивы. Все окна в голубых дождях, а на нижних — подсветки, маленькие эйфелевы башенки. У крыльца же симпатичный Снеговик с кистью в руках. Вот что вы подумали, когда шли к нам и увидели его?
— Улыбнулась и восхитилась: «Ой, как здорово! И где только удалось достать такую кисть?»
— А мы для галереи, если нужно, что угодно достанем. Чтобы любой проходящий мимо человек ощутил праздник души. И захотел продолжения: поднялся на крыльцо, открыл двери. Дорога к прекрасному тоже должна быть прекрасной.
Беседу вела Евгения Мироновская, фото Николая Бельковича, Гомельская правда, 15.01.2009