Перейти к содержимому

Гомель был его любимым городом…

С большим удовольствием прочитал статью В. Лебедевой и Т. Литвиновой «Звезда отечественного зодчества» про одного из самых успешных архитекторов Гомеля — С. Д. Шабуневском («ГП» за 4 декабря 2008 года). В дополнение к написанному хотелось бы сказать и свои слова.

В истории Гомеля было два архитектора, которые наиболее повлияли на развитие архитектуры довоенного города, — это Джон Кларк в начале XIX и Станислав Шабуневский в первой половине XX веков. И если Джон Кларк выполнял перестройку Гомеля в соответствии с идеями П. Румянцева, то Станислав Шабуневский осуществлял проекты своего видения города. Вклад, сделанный им в развитие Гомеля, огромный, он хорошо освещён в научной и популярной литературе, поэтому не имеет смысла повторять их. Без лишнего пафоса и преувеличения можно с уверенностью сказать: Гомель был действительно любимым городом этого человека, который он с энтузиазмом, творчески, что самое главное, разумно перестраивал.

К сожалению, из огромного творческого наследия знаменитого архитектора исследователи почти упустили деревянную архитектуру Гомеля, Речицы, Клинцов и других городов бывшей Гомельской губернии 1920-х годов. Порочность такой ситуации особенно очевидно, если учесть, что много из его каменных зданий было уничтожено во время войны и после неё.

Хотя архивных свидетельств пока не найдено, но не вызывает сомнения, что авторству Шабуневского принадлежат два деревянных конструктивистских здания по переулку Пушкина №№ 3 и 5 в Гомеле (1924 и 1926 годов постройки). На правоту такого мнения указывает ряд фактов. Во-первых, исследователям не известны другие архитекторы, которые бы в 20-х годах в Гомеле свободно работали в стиле «конструктивизм» и «арт-деко». Во-вторых, С. Шабуневский в то время был главным архитектором Гомеля, и очевидно он принимал решение о застройке фасада целого квартала в непосредственной близости от центра города. Третье — по соседству находятся два другие здания 20-х годов в этом же стиле — так называемый «круглый серый дом», возведённый по проекту Шабуневского (улица Пушкина, 26), и дом, известный старожилам как «еврейский кооператив» (улица Пушкина, 28, автор проекта неизвестен). Сейчас оба деревянных дома по переулку Пушкина внесены в список историко-культурных ценностей, взяты под охрану государства, и вместе с соседними каменными домами образуют уютный конструктивистский уголок старого Гомеля (а ещё десять лет назад отдельные проектировщики предлагали их снести, а на их месте возвести «элитное жилье»).

В середине 1920-х годов за пределами города, вдоль шоссе на Могилёв и Минск, был возведён специальный рабочий поселок — Красный Октябрь, который в ориентирах сегодняшнего Гомеля находился в районе улицы Дынды, на пересечении улиц Кирова и Советской. По архивным данным известно, что этот посёлок, а также и ряд других подобных в Гомеле, был спроектирован С. Шабуневским. Не вызывает особых сомнений, что и непосредственная застройка этого поселка типовыми одноэтажными домами-бараками на две половины, выполнено по проектам Шабуневского. Полагаю, архивные исследования в будущем только подтвердят высказанную гипотезу.

Искусствоведческий анализ, который был проведен, свидетельствует, что дамы в названном рабочем поселке были выполнены по традициям народной архитектуры, но отделан лаконичным деревянным декором с применением мотивов стилей «конструктивизма» и «арт-деко» — прямолинейность, симметричность и подчеркнут утилитаризм простых линий, которые в разных вариантах сочетают несложные геометрические фигуры (прямоугольники, треугольники). Это замечено в оформлении наличников и переплётов окон, композициях из скрещённых рельсов на дошчатых фронтонах домов, крылец. В отличие от предыдущего времени здесь местами исключены растительно-геометрические мотивы из народного декора, всё скромно и сдержанно. Всё это дополнительно свидетельствует о способности архитектора, который их спроектировал, творчески соединять традиционное деревянное зодчество и новейшие в то время архитектурные стили.

Нужно отметить, что исследователями деревянной архитектуры традиционно считалось, что стиль «модерн» начала XX века был последним, который применялся в деревянной архитектуре, а примеры применения стилей «конструктивизм» и «арт-деко» в деревянном зодчестве и архитектурном декоре в научной литературе неизвестен. Поэтому указанные гомельские дома со своими образцами архитектурного отделки в определённой мере являются уникальными на просторах Восточной Европы.

К сожалению, за последние семь лет территория бывшего рабочего посёлка Красный Октябрь была полностью застроена современными девятиэтажными домами и автостоянкой, а деревянные строения были снесены. От посёлка, возведенного по проекту С. Шабуневского, сохранились только направления улиц и около двух десятков фотографий.

Подобные здания часто встречаются и в бывших рабочих посёлках на окраинах современной Новобелице (улицы Войкова, Севастопольская), Речице (ул. Войкова, Кирова), поэтому авторство этих проектов, с большой долей вероятности, можно идентифицировать также С. Шабуневскому. Пока это гипотеза, хотя и наиболее вероятная. Дело за архивами.

Среди современников творческая личность Шабуневского явно выделялась своей яркостью, неординарностью, способностью предлагать и реализовывать идеи, которые на много лет опережали обычную архитектурную практику Гомеля того времени, при этом они были актуальный, реальный и востребованный жизнью. И даже сейчас, спустя 80 лет, мы продолжаем находить неизвестные страницы из архитектурного наследия, оставленной этим человеком. Вопрос только в том, как мы дальше ею распорядимся — станет ли она достойным дополнением к историко-культурных достояний современного Гомеля, либо безвозвратно исчезнет в вихре времени, как сам С. Шабуневский и большинство возведенных им зданий.

Учитывая вклад С. Шабуневского в развитие нашего города, явно парадоксальная ситуация — имя этого человека никак не увековечено в структуре и топографии Гомеля.

Поэтому не вызывает сомнений необходимость увековечить в городской структуре Гомеля память нашего известного земляка. И это должен быть настоящий памятник, достойный памяти творческого человека, архитектора, который большую часть своей жизни посвятил нашему городу. Такой памятник должен стать достойным украшением города, соответственно и его образ должен быть творческим, ярким и неординарным, каким, собственно, и был сам С. Шабуневский.

В качестве возможного места размещения памятника наиболее соответствующим представляется площадка сквера по улице Кирова, между БелГУТом и зданием Института полимеров. Центральная клумба сквера — уже фактически готова площадка для будущего памятника, которая находится непосредственно перед зданием бывшей мужской гимназии, с возведения которого и началась блестящая карьера С. Шабуневского. Чуть дальше, на углу улиц Комсомольской и Советской, находился личный дом Станислава Даниловича (повреждён во время войны и окончательно снесён во время послевоенной реконструкции города). На таком же расстоянии в другую сторону от сквера находится ещё один знаменитый проект этого автора — дом-коммуна. Таким образом, с точки зрения исторической обусловленности указанное место идеально подходит для размещения памятника Шабуневскому.

Стоит добавить ещё и тот немаловажный факт, что молодые архитекторы, которых выпускает университет транспорта, выходя за стены своей «альма-матер», всегда будут видеть пример их старшего коллеги, архитектора, на которого нужно равняться в своей профессиональной деятельности. Установление в этом месте памятника потребует соответствующего преобразования и сквера, который находится в достаточно запущенном состоянии. Часть денег для памятника можно было бы собрать в качестве добровольных пожертвований гомельчан. Соответственно и сам памятник стал бы для города более близким, родным, «народным».

Евгений Маликов, историк
Гомельская правда, 27.01.2009
Перевод Александра Флегентова


16


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов