2 декабря 2008 года отмечается 140 лет со дня рождения выдающегося белорусского зодчего Станислава Даниловича Шабуневского (1868-1937), чье имя включено во все энциклопедии и учебники по архитектуре, а жизнь и творчество оказались неразрывно связанными с Гомелем.
Гомельская земля родила будущего архитектора — его родиной стало село Скородное Мозырского уезда Минской губернии (ныне — Ельский район Гомельской обл.). С. Шабуневский происходил из древнего шляхетского рода, который вёл свою историю от XVI в., но до XIX в. потерял землевладения и перешёл к мелкой чиновничьей службе, что было довольно типичным интеллигенции рубежа ХІХ-ХХ веков. Отец Станислава был почтовым служащим и несколько раз менял место работы, переезжая из одного уездного города в другой.
Взросление и ученичество С. Шабуневского прошло в Пинске, Бобруйске. Эти города поразили его своей древней архитектурой и оказали влияние на формирование художественного вкуса. В 1890 году он закончил образование в знаменитой, с 1617 года, Слуцкой мужской классической гимназии, где учился на средства Комитета помощи бедным ученикам. Поступив после гимназии, в Санкт-Петербургский университет на математический факультет, через год Станислав решил, что его жизнь должна быть преданно архитектуре. Однако учёба на математическом факультете не прошла даром – в большинстве будущих произведений мастера чувствуется математическая точность, стремление «проверить алгеброй гармонию».
В 1891 году Шабуневский стал студентом Петербургского института гражданских инженеров, где его обучали такие знаменитые архитекторы-практики своего времени как Р.А. Гедике, И.С. Китнер, В.А. Шретер и др. Институт был успешно закончен в 1896 году. С дипломом первого разряда Станислав был направлен на должность инженера в строительный отдел Гомельского участка Либаво-Роменской железной дороги. Но сложилось так, что вместо железнодорожных объектов его первой значимой работой в Гомеле стал проект здания Александровской мужской гимназии (1898), в котором сейчас находится главный учебный корпус Белорусского университета транспорта. Кстати, в этом году этому шикарному сооружению, выполненному в стиле неоклассицизма, исполняется 110 лет.
С. Шабуневскому повезло, что в начале его творческой деятельности сложился круг его контактов с окружением творческой и образованной интеллигенции Гомеля. А определяющим моментом его профессиональной биографии стала поддержка со стороны князей Паскевичей – Фёдора Ивановича и Ирины Ивановны. Их безупречный вкус и интуиция позволили увидеть в молодом человеке большое дарование. С. Шабуневскому была предложена ответственная должность городского архитектора Гомеля.
Тогдашний Гомель стремительно превращался из провинциального уездного городка в промышленно-транспортный и культурный центр, который по своему потенциалу обгонял Губернский Могилёв. После прихода сюда Либаво-Роменской и Полесской железных дорог в несколько раз увеличилось население, возникли новые районы, росла банковская и социальная сферы. К счастью, в тогдашнем Гомеле нашлись силы и возможности, способные обеспечить его развитие соответственно требованиям ХХ в. Интеллект и осведомленность Паскевичей, материальные возможности гомельских купцов-предпринимателей как Поляковый, денежный, Шановичи, Домбровский и др., а также талант архитектора С. Шабуневского определили настоящую революцию в облике города.
Архитектор Шабуневский был мастером пространственно-планировочной организации города, его функциональной структуры с характерными чертами, присущими первым десятилетиям XX века. Для него Гомель был объектом постоянных творческих поисков. Мастером создан эмоционально насыщенные, выразительные, крупномасштабные архитектурные произведения, которые по-настоящему украсили Гомель. Назовем хотя бы некоторые из них. Кроме мужской гимназии, это здания отделений Орловского (угол улиц Советской-Первомайской) и Виленского банков (угол улиц Советской-Крестьянской). Внешне разные, банки имели много общих черт: срезанные угловые части обоих зданий выходили на перекресток улиц, фланкировались портиками с колоннами, завершались куполами. Разрустованные фасады богато декорированы с использованием мотивов классицизма и модерна.
Настоящим украшением Гомеля был и остается особняк по ул. Ирининской, 15, в котором сейчас «Дом гражданских обрядов». Как свидетельствует дата на фигурном аттике и обладательская монограмма в картуше над главным входом дома, он был построен для знаменитого Гомельского врача Наума Александрова в 1903 году. Главный фасад здания богато отделан лепными рельефами в духе модерна с элементами историзма. В стиле модерн выполнен двухэтажный жилой дом на углу улиц Баумана-Билецкого (ранее Боярская-Миллионная). Он строился в качестве доходного имущества купца К.П. Денежкова, где жилище сдавалось желающим внаём. Для таких же целей существовал дом, что сейчас имеет адрес Советская, 20 и выделяющийся на фоне соседних построек роскошной модерной лепниной, что любил использовать в своих работах архитектор Шабуневский.
Более сдержанный декор использован им в зданиях лечебного назначения: земской больнице и больнице. Они появились на улице Князя Паскевича во время Первой мировой войны на средства княгини И.И. Паскевич. Строения отмечены формами модерна и классицизма и органично вписались в прибрежную панораму со стороны р. Сож, достойно гармонируя с дворцово-парковым ансамблем. И сегодня они используются в качестве медицинских учреждений. Это старый корпус больницы скорой помощи и находящийся на реставрации военный госпиталь по ул. им. Комиссарова).
В творчестве архитектора Шабуневского был опыт причастности к проектированию домов в так называемом «русском стиле». Сюда можно отнести св. Никольскую церковь Полесской железной дороги (1904 г.), которая после реставрации вошла в комплекс одноименного мужского монастыря по ул. Д. Бедного; бывший клуб спичечной фабрики «Везувий» (1922 г.), сейчас – корпус объединения «Гомельдрев» на ул. Севастопольской, 61.
После революции С.Д. Шабуневский продолжал работать архитектором, проектируя не только для Гомеля, но и других мест, главным образом, Клинцов. Он возглавил осушение известного в Гомеле ”горелого болота», благодаря чему спрямили ул. Почтовую (ныне Победы) в сторону железнодорожного вокзала. Под его руководством в 1920-е годы шла реставрация дворца Паскевичей после пожара в результате Стрекопытовского мятежа 1919 г. Жилые дома, которые строились по проектам архитектора Шабуневского в послереволюционное время, соответствовали конструктивистским художественным тенденциям. Одним из первых многоэтажных домов Гомеля с 1927 г. был дом на ул. Пушкина, 26, который имел квартиры секционного типа. А самое высокое здание в довоенном городе появилось в 1931 году. Им стал шестиэтажный дом для рабочих паровозовагоноремонтного завода, так называемый Дом-коммуна. Длинные коридоры с большим количеством квартир коммунального типа и общими кухнями соответствовали тогдашним коммунистическим убеждениям – жить вместе, коммуной. С чертами конструктивизма, но уже с отдельными благоустроенными квартирами, в тот самый период построил С.Д. Шабуневский дом по пр. Ленина, 51. Он состоит из центрального объёма и боковых крыльев, которые создают уютный внутренний дворик. Последним реализованным проектом мастера было здание на углу Кирова-Артилерийской (что ближе к винзаводу)…
В феврале 1931 года С.Д. Шабуневский был арестован органами ОГПУ. Архитектора обвиняли в причинности к право-троцкистской контрреволюционной организации, в которой он и другие её члены якобы вели вредительскую деятельность в строительстве. Во время следствия он не признал себя виновным, но был осужден на 10 лет с отбыванием наказания в городе Кемь на Беломорканале. Здесь он и умер в 1937 году полностью реабилитирован за отсутствием состава преступления в 1989 году.
Потеря Станислава Шабуневского, нанесла большой ущерб архитектуре не только Гомеля, но и всей Беларуси, созданное же им осталось и сегодня составляет ценную часть архитектурного наследия нашего города.
Думается, что сделанное мастером должно быть оценено и отблагодарено его земляками. По нашему мнению, есть все основания присвоить имя Станислава Шабуневского одной из улиц Гомеля, почтить его мемориальной доской на одном из созданных им же зданий. А в ряде скульптурных изображений клоуна, дворника, пассажира, радимича, памятник архитектору Шабуневскому стал бы самым естественным актом отдачи дани конкретному человеку, внесшему свой значительный вклад в создание облика нашего города.
Лебедева Валентина Михайловна (преподаватель кафедры белорусской культуры Гомельского государственного университета Ф. Скорины)
Литвинова Татьяна Федоровна (заведующий художественным отделом музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля)
Гомельская правда, 4 декабря 2008
Перевод Александра Флегентова