Перейти к содержимому

Исторические судьбы гомельских православных храмов: век ХХ

Одной из отрадных примет нашего времени стало возвращение храмов верующим, постройка новых церквей, соборов, открытие воскресных школ, развитие системы духовного образования. Начавшийся в середине 80-х гг. ХХ в. процесс изменения государственно-конфессиональных отношений предопределил трансформацию советской модели политико-правового регулирования религиозной жизни общества. Перемены были зафиксированы законодательно. Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповедования и религиозных организациях», принятый в 1992 г., снял множество ограничений на деятельность религиозных организаций. Отсутствие опыта в выстраивании государственно-конфессиональных отношений привело к ряду противоречий в политико-правовой области. Новый Закон Республики Беларусь 2002 г. «О свободе совести» попытался урегулировать имущественные отношения, экономическую деятельность религиозных организаций, их социальную работу. В первую очередь укрепился статус конфессий для Беларуси традиционных: Белорусской Православной Церкви и Римско-Католической. В 2003 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью (БПЦ). Соглашение должно было объединить и скоординировать усилия общества, церкви и государства в деле духовного и нравственного воспитания детей и учащейся молодежи. Православная церковь на протяжении многих веков была хранительницей лучших педагогических традиций белорусского народа, и ее опыт на сегодняшний день востребован. В рамках вышеуказанного Соглашения была разработана Программа сотрудничества между Министерством образования РБ и БПЦ сначала на 2004–2006, потом на 2007–2010 гг. Сотрудничество церкви с образовательными учреждениями не означает клерикализацию системы образования, она по-прежнему носит светский характер, Программа не преследует цель ущемить права других конфессий или граждан, что и зафиксировано в принятом документе [4, с. 49–50].

Параллельно с оздоровлением отношений между церковью и государством происходит осознание масштаба потерь, не всегда восполнимых. В Гомеле в советский период из семи храмов функционировал только один – Никольская церковь, построенная в начале ХХ в. на деньги рабочих-железнодорожников, которая ни разу не была закрыта. Верующие объясняют это тем, что на строительство храма благословил праведный Иоанн Кронштадский [5]. Во время Великой Отечественной войны в Гомеле были уничтожены церкви Рождества Богородицы и святого Александра Невского. Собор святых Петра и Павла был разграблен [2].

В хрущевскую «оттепель» начинается новый виток репрессий в отношении Церкви. В это время Гомель потерял два храма – Свято-Георгиевскую церковь (район магазина «Аленка») и Преображенскую на проспекте Ленина (уникальную по своей архитектуре и внутреннему убранству) [2]. В конце ХХ в. начинают осознаваться ошибки прошлого. С большим трудом и в упорной борьбе православные добились в 1989 г. возвращения собора святых Петра и Павла. Активное участие принимали и простые граждане, и видные деятели науки и культуры. Но особая заслуга в том принадлежит Марии Богуш и её единомышленникам [1, с. 68].

13 декабря 2001 г. в день апостола Андрея Первозванного – первого проповедника Евангелия на Руси и ученика Христа – состоялась закладка камня под строительство Свято-Михайловского храма-памятника жертвам Чернобыля. Первоначально церковь Св. Архистратига Михаила находилась в д. Вылево Добрушского района, пережила войны и многие невзгоды. По решению Совета Министерстров Республики Беларусь был разрешён перенос и восстановление храма в г. Гомеле в районе парка «Фестивальный».

В 2003 г. в микрорайоне Волотова был заново открыт приход Преображенской церкви. Восстанавливать храм планируют по образу и подобию разрушенного собора Преображения Господня. Кроме того, рядом с ним разместятся крестильный храм и православный центр психологической помощи.

В 2004 г. были начаты реставрационные работы волотовской Николаевской церкви, история которой насчитывает около 200 лет. Восстановление храма проводилось на основе чертежей Джона Кларка, которые чудом сохранились в одном из музеев Санкт-Петербурга. Именно по этим чертежам строилась Николаевская церковь в 1801–1805 гг. [3]. На сегодняшний день в Гомеле десять православных храмов.

Цивилизованность государства, уровень духовности общества определяются, как известно, отношением к старикам, детям и немощным. Другим важным показателем является бережное отношение к культурному, духовному наследию, уважение религиозных чувств людей, что является гарантом успешного развития любого народа.

М. С. Коленчикова, И. И. Пусикова, Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого
Научный руководитель И. А. Грищенко

Беларусь в современном мире: материалы межвузовской научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов, Гомель, 15 мая 2008 г.

Литература

1. История Гомельского кафедрального собора Святых Правоверных апостолов Петра и Павла. – Издание Гомельского Свято-Петропавловского кафедрального собора. – Гомель, 2008.
2. Материалы музея «Гомельский дворцово-парковый ансамбль».
3. Пригодич, Н. Воскрешение / Н. Пригодич // Гомельская праўда. – 2005, 27 окт.
4. Программа сотрудничества между Министерством РБ и БПЦ // Весн. адукацыi. – 2008. – № 2.
5. Церковь, построенная на деньги рабочих-железнодорожников // 7 дней. – 2004, 3 апр.


6


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов