Недавно, работая в Национальном историческом архиве Беларуси в Минске, я обнаружил интересный документ: «Статистическое описание города Гомеля 1867 г.». Документ интересен тем, что он малоизвестен и показывает состояние города в период, который пока ещё мало изучен. Так что же представлял собой Гомель в 1860-е годы.?
«Гомель составлял прежде казённое имение, пожалованное в безпереоброчное (т.е. за пользование землёй жители города были обязаны платить владельцу оброк и эта повинность не подлежала изменению – авт.) владение князю Паскевичу-Эриванскому; но в 1865 году оброчные статьи и 207 участков земли переданы в ведение города, остальные же земли находятся в ведении Государственных имуществ». В Гомеле насчитывалось 12556 жителей, в том числе в Белице — 1751. Большинство жителей были православными, иудеями и староверами. Проживали также католики и небольшое количество протестантов. По феодальному принципу жители города делились на сословия: мещан, купцов, дворян, крестьян и другие.
Граница городских земель на севере в то время доходила до Кавказского рва (современный Подгорный переулок, который в то время проходил дальше к Советской мимо современного здания цирка). Далее граница города включала в себя усадьбу городской больницы (находилась напротив цирка) и проходила примерно по линии: городская больница – перекрёсток Ирининской и пр. Ленина (православное кладбище) – угол Крестьянской и Катунина – угол Нововетренной и Речицкой – угол Педченко и Гагарина. И далее по Гагарина, Интернациональной и линии железной дороги. Здесь уже находилась Спасова слобода, заселённая преимущественно старообрядцами, за слободой – предместье Монастырёк. Отдельно, на выезде из города, на шоссе в губернский город Могилёв (современная улица Советская) находились казармы инженерного ведомства (территория фабрики «Труд»).
На прилегающих к городу территориях находились поля, огороды, ветряные мельницы, жилые и хозяйственные постройки жителей, иногда представлявшие из себя небольшие поселения-застенки и хутора. В это время уже имелось довольно значительное население на месте современных улиц Госпитальной, Портовой (этот район позднее известен как «Кавказ») и Подгорной.
Гомель был прежде всего торговым городом. Он находился на Петербургско-Киевском шоссе, судоходной реке Сож и производил «весьма значительную торговлю хлебом и солью, привозимых из южных губерний по рекам Днепру и Сожу». Довольно значительной была также торговля лесом. В Гомеле проходили три ярмарки: Васильевская — 1 января, Крестовоздвиженская — 14 сентября и на Троицын день (в мае – авт.), каждая из которых продолжалась по одной неделе, но наиболее массовой была первая.
Производство было представлено мелкими ремесленными мастерскими. В городе имелось всего одно крупное предприятие — свеклосахарный завод князя Паскевича, на котором работало более 200 рабочих — мужчин, женщин и мальчиков, один мастер и несколько мастеровых.
Деловым и торговым центром Гомеля в то время являлась Базарная площадь (район современной площади Ленина и прилегающие территории). Там проходили ярмарки и значительная часть розничной торговли. На площади находился Гостиный двор и множество каменных и деревянных лавок. Жители города стремились жить как можно ближе к площади, т.к. поблизости от неё было выгодно открыть лавку, сдать в аренду землю или помещения. Кварталы города занимали более 185 десятин земли (десятина равна 1,0925 га), из которых городским жителям принадлежало только 44 3/4 десятин, остальные территории занимали казенные крестьяне, постройки и сады князя Паскевича и военно-инженерного ведомства. Всё это приводило к большой скученности построек, особенно в центре города. «При значительном числе городских жителей, такое малое пространство земли, занимаемое их населением было причиной тесноты в расположении построек, особенно в центре города, где они сгруппированы почти сплошной массою». К тому же почти все эти постройки были деревянными и многие из них с соломенными крышами. Гомель, построенный при Румянцевых, уже перерос те размеры, которые были ему тогда отведены. Население росло, а территория его не увеличивалась. Эти обстоятельства приводили к частым пожарам в Гомеле в 1850-60-е годы.
Первый сильный пожар произошёл в 1856 году когда в городе сгорело 540 домов (из более чем 1200). Следующие крупные пожары случились в 1859 и 1863 годах. Но особенно ужасным был пожар, произошедший в Гомеле во время Троицкой ярмарки в ночь с 13 на 14 мая 1865 года. Тогда загорелась одна из лавок на Базарной площади. Огонь быстро перекинулся на соседние лавки, Гостиный двор и прилежащие кварталы. В результате пожар истребил весь центр города. Сгорел каменный двухэтажный Гостиный двор, построенный ещё при Румянцевых, лавки на площади, деревянные дома по Базарной (Трудовая), Резницкой (позднее Мясницкая, Коммунаров), Лужевой (предположительно Миллионная, Билецкого) и Берёзовой (барона Нолькена, Ланге) улицам.
Горький опыт предыдущих событий вынудил городские и губернские власти принять меры, чтобы происшедшее больше не повторилось. Прежде всего, в 1860-е годы была расширена территория Городского пожарного двора (находился на месте современного здания Белтелекома). По проекту генерального плана г. Гомеля предполагалось расширить Базарную площадь сзади Гостиного двора и снести находившиеся там дома и лавки. На месте сгоревшего Гостиного двора, выстроенного в одну линию, предполагалось построить Гостиный двор с торговыми рядами в форме прямоугольника с внутренним двором и выездом из него с четырёх сторон. На месте погоревших деревянных домов в соседних кварталах жителям предлагалось построить каменные или получить новые участки под застройку на окраинах города. Строить деревянные дома на месте сгоревших домов запрещалось. На месте сгоревших домов «между улицами Резницкой и Базарной против синагоги» (сейчас на этом месте находится братская могила советских воинов и вечный огонь) предполагалось устроить лавки для мелочной продажи «ввиду того, что место это, находясь в центре города, представляет собой большую выгоду для означенной торговли». Владельцы земельных участков и домов, предназначенных под снос, неоднократно писали прошения могилёвскому губернскому начальству с просьбой оставить им участки и разрешить строить на них деревянные дома, так как они совершенно разорены пожаром и средств для постройки каменных домов у них нет. Но интересы города были выше интересов отдельных домовладельцев и власти продолжали разрабатывать проект генерального плана Гомеля.
Предполагалось также построить две пристани в разных концах города и устроить к ним удобные подъезды. Торговая пристань для причала и выгрузки товаров с судов должна была находиться в устье Киевского спуска, другая пристань — в устье Ильинского спуска — предполагалась для выгрузки лесных материалов. «Внутри города, невдалеке от городской больницы, при шоссейной дороге, находится искусственная сажалка или пруд, необходимый на случай пожаров. Место вокруг сажалки ничем не занятое, пустопорожнее и в настоящее время не имеет никакой благовидности» (имеется в виду место современного сквера). Поэтому предложено было устроить вокруг пруда городской бульвар.
Ещё одной проблемой города были кладбища, которые к тому времени находились в черте города, что «было несогласно с законом». Поэтому решено было эти кладбища в перспективе закрыть, и отвести для них, а также для кузниц, фабрик, скотобоен, кожевенных и других заводов места за чертой города в «узаконенном от городских построек расстоянии».
27 октября 1867 года на общем собрании городского общества в присутствии городской думы проект генерального плана был «найден составленным основательно и соответствующим как средствам, так и нуждам города и удобству жителей, а посему одобрен…» а затем утверждён руководством губернии.
В конце 1860 годов город стал быстро расти в северном и западном направлениях. Дополнительный толчок развитию Гомеля дало проведение через него в 1873 году линии Либаво-Роменской железной дороги. Город стал быстро осваивать территории, прилегающие к вокзалу.
Как генеральный план реализовывался на практике, мы видим из документов и изданий последующих десятилетий. В 1870-е годы на месте бывшего пустыря был устроен городской сад (бульвар), ставший одним из любимых мест отдыха горожан (современный сквер), в устьях Киевского и Ильинского спусков были построены две пристани и к ним обустроены два спуска к реке. В 1879 году на Базарной площади было выстроено 10 каменных лавок и тем положено начало постройке Гостиного двора (сооружение всего комплекса Гостиного двора в его проектируемом виде было окончено только к началу 20 в.). Ближайшие к площади кварталы города теперь застраивались кирпичными домами.
Городские власти провели и другие мероприятия, которые способствовали уменьшению пожароопасности и придали городу более благоустроенный и современный вид. В 1870-е годы было введено освещение на улицах, попадающиеся на некоторых домах соломенные крыши по настоянию полиции все без исключения были заменены деревянными. По постановлению городской думы почти по всем улицам были устроены деревянные тротуары, началось мощение улиц булыжником.
Старые кладбища были закрыты в 1880-е годы. Вместо них тогда же были открыты новые: православно-католическое Засожское (на въезде в Белицу, появилось, вероятно, в 70-е гг.), по Могилёвскому шоссе православное, т.н. Новиковское, кладбище (на месте современного Университетского сквера) и еврейское (на месте стадиона ГГУ им. Скорины).
Кстати, многие улицы в то время не имели фиксированных названий и в документах их названия писались с маленькой буквы. Некоторые из них вообще могли иметь одновременно два и более названий. Например, современная улица Советская в документах того времени называется Почтовой улицей, «которая проходит через весь город» (на улице находилась почтовая станция). Или просто Шоссейной дорогой (так, кстати, называлась и позднейшая улица Фельдмаршальская- Пролетарская (шоссе Петербург-Киев проходило и через неё). Чуть позднее Почтовая стала называться Пробойной, а в конце 19 — начале 20 вв. называлась Румянцевской. Создаётся впечатление, что этим названиям вообще придавалось мало значения и существовали они только для того, чтобы отличить одну улицу от другой. Упоминаемая в документах улица Резницкая в конце 19 — нач. 20 вв. известна как Мясницкая, после революции — ул. Коммунаров; Берёзовая в конце 19 века переименована в улицу барона Нолькена (в честь генерал-майора, барона Станислава Ивановича Нолькена, который в конце 19 в. был городским головой), с 1919 года ул. Ланге.
Таким образом, драматические события в истории города послужили толчком к коренному изменению его облика.
Дмитрий Гусаков, историк
Гомельские ведомости, 26 февраля 2008 г.
(оригинальное название «Это было давно…»)