Первое и обычно самое сильное впечатление о любом городе складывается при въезде в него. С Железнодорожного района начинается северная часть областного центра. На его территории расположен и железнодорожный вокзал — ворота города.
Сегодня район с полным правом можно назвать и промышленным, так как здесь сосредоточена основная часть наиболее мощных производств Гомеля. Это один из самых густонаселенных районов области, где проживает 190 тысяч человек. По местным меркам настоящий мегаполис.
Как живёт и развивается сегодня этот уникальный район? Об этом на встрече с журналистами рассказал глава администрации С.Н. Кравцов.
От центра до окраин
К 60-летию Великой Победы полностью реконструирована площадь Победы. Её украсил фонтан, аналогов которому нет в области, она избавилась от транспортного движения и стала одним из самых востребованных мест отдыха у гомельчан.
Привокзальная площадь пока обновлена частично. Не красит её вид левого крыла бывшего Дворца культуры железнодорожников, который уже много лет ремонтируют и реконструируют в культурно-спортивный комплекс. Закончить работы планируется в 2010 году. Сейчас ведётся так называемое закрытие контура здания (накрывается крыша, застекляются окна), чтобы зимой можно было вести внутреннюю отделку. Средства выделяются из областного и городского бюджетов. Естественно, немалые расходы несет и Гомельское отделение Белорусской железной дороги. С окончанием работ гомельчане получат лучший в городе концертный зал, который сможет вместить более тысячи зрителей. В культурном комплексе будут оборудованы современные гримёрные для артистов, появится новая сцена, расширится фойе. При этом сохранятся все элементы прежнего декора: оригинальная лепнина, полуколонны, колоннады и балкончики.
Ещё одна боль Привокзальной площади — рынок «Курчатовский». Однако просто снести его будет неправильно. Рабочих мест лишатся более 500 человек, а население потеряет любимый базар, который ласково называет «Пятачок». Поэтому решено сначала предоставить предпринимателям этого рынка рабочие места в новом торговом комплексе, который строится на улице Гагарина — недалеко от вокзала, затем уже сносить «Курчатовский».
В Сельмашевском микрорайоне, где нет реки, местные жители большие надежды возлагают на летний отдых у каскада озёр в районе улицы Озёрной. Сейчас там продолжается благоустройство. Только в этом году здесь был израсходован миллиард рублей из республиканского фонда охраны природы и окружающей среды. И первая очередь строительства выполнена — очищена водная гладь. Теперь разрабатывается проектно-сметная документация на вторую очередь, которая предусматривает реконструкцию и благоустройство прибрежной полосы каскада озёр (улицы Приозёрная — Коммунальная — Озёрная — проспект Космонавтов). Там же будет оборудована и сценическая площадка для проведения праздничных мероприятий.
Зигзаги экономики
Три года подряд Железнодорожный завоевывал переходящее Красное знамя в соревновании административных районов областного центра в социально-экономическом развитии. Нынче не все прогнозные показатели будут выполнены. Меньше запланированного произведено товаров народного потребления. Снизили их производство частные предприятия «Батик», «Беккер-систем», «Чистая вода» и другие.
А вот акционерные общества «Гомельстройматериалы» и «Гомельстекло» наоборот еле успевают удовлетворять заказы на свою продукцию, отгружают её потребителям прямо с конвейера. Перестало лихорадить и флагман отечественного машиностроения производственное объединение «Гомсельмаш».
В государственную комплексную программу развития регионов включены инвестиционные проекты по вводу технологической линии производства полированного стекла (вторая очередь) стоимостью 140 миллиардов рублей и организация на незадействованных площадях ОАО «Гомельстекло» с участием иностранной компании производства стеклянных банок. СОАО «Гомелькабель» приобрело в этом году 2 современных эмальагрегата стоимостью 1 миллион евро. В будущем году туда поступят ещё два. Будут введены новые мощности по добыче строительного песка для производства силикатных блоков на ОАО «Гомельстройматериалы». Включена в республиканскую программу реконструкция транспортной инфраструктуры Северного промышленного узла, где располагаются предприятия свободной экономической зоны «Гомель-Ратон».
Согласитесь, перспективы развития промышленного потенциала Железнодорожного района впечатляют.
Анатолий Рыдкин, Гомельская правда, 01.11.2007
Вопрос-ответ
— Как решается в районе жилищная проблема?
— На учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий находятся 11856 человек. Во втором квартале был введён в эксплуатацию 28-квартирный дом по ул. Рощинской. В четвёртом будет сдан многоквартирный дом по улице Ефремова. В начале 2008 года планируется завершение строительства 104-квартирного дома в г. п. Костюковка. С начала года улучшили свои жилищные условия 465 семей.
— Правда ли, что в будущем году начнут расширять Полесский мост?
— Да, намечена его реконструкция. К концу нынешнего года планируется закончить архитектурный проект. После прохождения экспертизы будет разработан строительный проект. Строительные работы ориентировочно начнутся в первом полугодии 2008 года.
— Когда разгрузят 13-ю поликлинику в Волотове, которая буквально задыхается от наплыва посетителей?
— На 2008 год запланирована при условии выделения необходимых средств из республиканского и областного бюджета подготовка проектно-сметной документации на строительство взрослой и детской поликлиники в микрорайоне №17. А пока для удобства населения открыт доврачебный кабинет в жилом доме по улице Чечерской, 7, где приём ведёт медсестра с 8.00 до 20.00.
— Будет ли ходить в Костюковку городской транспорт?
— Организация автобусного городского маршрута до Костюковки пока не планируется. Ведь любой новый маршрут в городе — это дополнительные убытки, которые можно компенсировать только из государственного бюджета. А предусмотренные в бюджете средства на дотирование работы городского пассажирского транспорта не обеспечивают нормативный уровень компенсации затрат даже по существующей маршрутной сети.