Если архитектура считается летописью народа в дереве и камне, то люди, которые её создают – это золотые страницы в этой летописи. Такой страницей в истории нашего города является известный петербургский архитектор Оскар Рудольфович Мунц. В этом году исполняется 65 лет со дня смерти архитектора. К сожалению, сегодня в городе мало кто знает это имя. А ведь, в самом центре Гомеля находится удивительное по красоте здание, являющееся сегодня памятником архитектуры. Автором этого уникального и единственного его творения в Гомеле и является Оскар Рудольфович Мунц.
Памятники архитектуры являются бесценными и поучительными документами нашей истории, нашим национальным достоянием. Бесценными в нашей истории должны оставаться и люди, которые создают эти шедевры. Ведь, память – один из тех факторов, который делает народ народом, а человека – человеком. Именно поэтому речь пойдет об уникальном человеке, архитекторе, жизнь и деятельность которого также связана с историей нашего города. Благодаря документам, которые были найдены в Российском Государственном историческом архиве, удалось более подробно познакомиться с жизнью и деятельностью О.Р. Мунца.
Мунц О.Р. родился в 1871 году в Одессе. Принадлежал к старшему поколению советских зодчих. В 1889 году он сдает проверочный экзамен в число академистов Императорской Академии художеств, в 1892 году поступает в Высшее художественное училище при Императорской академии художеств на архитектурное отделение. В 1893 году канцелярией распределительного отделения Санкт-Петербургского градоначальника было выдано свидетельство бывшему Нидерландскому подданному Оскару Мунцу, 21 года от роду, лютеранского вероисповедания. Свидетельство было выдано, согласно «изъявленному им желанию, к присяге на подданство России и свободного проживания в разных городах и селениях российской империи».
В мае 1894 года О.Р. Мунц окончил научный академический курс при Императорской Академии художеств. За свои классные работы он был удостоен малой и большой серебряных медалей. В 1896 году окончил архитектурное отделение Императорской Академии художеств. За отличные познания в искусстве и науках, Оскар Мунц был удостоен звания художника-архитектора с присвоением права на чин 10 класса при поступлении на государственную службу и с предоставлением производить постройки.
Золотая медаль, с которой окончил архитектурное отделение Академии художеств О. Мунц, давала право на заграничную командировку. Л.Н. Бенуа, профессор Высшего художественного училища при Академии художеств, научный руководитель Мунца, подал заявление в художественный Совет Императорской Академии с просьбой о посылке за границу ученика его мастерской. 8 ноября 1896 году состоялось заседание Художественного Совета. Совет поручил ректору Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств В. Маковскому просить графа И.И. Толстого созвать Совет Академии для совместного с Художественным Советом обсуждения отправки за границу О.Р. Мунца. Вскоре граф Толстой даёт ответ Маковскому: «Совет 11 декабря 1896 года постановил послать за границу О.Р. Мунца на один год». Во время заграничной командировки О. Мунц посетил Австрию, Германию, Италию и Францию. По возвращении в Россию обосновался в Петербурге, работая вначале помощником у известных тогда зодчих А.И. Гогена, И.С. Китнера, Л.Н. Бенуа.
Самостоятельная творческая деятельность Мунца началась в 1901 году. В это время Гомель являлся крупным торговым центром. Развитие и рост торгово-промышленных предприятий в городе вызвал к жизни и интенсивной деятельности финансовые отделения – банки. В 1903 году в Гомеле открывается комиссионерство, преобразованное в 1904 году в отделение Северного банка. Правление находилось в Санкт-Петербурге. 30 июля 1910 года от слияния Русско-Китайского и Северного банков был основан Русско-Азиатский банк – самый крупный акционерный коммерческий банк дореволюционной России. Председателем правления банка (он же Директор-Распорядитель) был А.И. Путилов, назначенный по Указу императора Николая II Директором общей канцелярии Министерства Финансов. В сфере влияния Русско-Азиатского банка находились крупнейшие предприятия военной промышленности и транспортного машиностроения. Банк контролировал товарищества Путиловских заводов, Акционерные товарищества Русско-Балтийского и Петербургского вагонных заводов и мн. др. Под его эгидой основана Русская генеральная нефтяная компания (концерн «Рашен дженерал ойл корпорейшен»). На 1910 год в России насчитывалось 106 отделений, агентств и комиссионерств Русско-Азиатского банка и 22 отделения и агентства банка за границей и в Маньчжурии.
В 1910-1912 годах для Гомельского отделения Русско-Азиатского банка архитектором О.Р. Мунцем было построено новое здание. Оно архитектурно оформило угол улиц Румянцевской и Барона Нолькена (ныне Советской и Ланге). Для придания ему большей монументальности Оскар Рудольфович завершает полукруглую угловую часть постройки высоким глухим барабаном и куполом, которые являются как бы своеобразной визитной карточкой, рекламой банка. В центре барабана – фигура бога предпринимательства Меркурия и аллегорическая женская скульптура. Под карнизом была надпись «Русско-Азиатский банк».
На основании Декрета ВЦИК от 14 декабря 1917 года Русско-Азиатский банк был национализирован. После национализации в банке в разные годы действовали различные банковские учреждения. Сохранение функции способствовало сохранению неизменности архитектурного облика. Ныне в этом здании располагается Главное управление Национального банка РБ по Гомельской области.
С середины 1900-х годов вплоть до революции в творчестве Мунца преобладают строгие линии позднего модерна (доходный дом на Нарвской площади, дача Завадовского в Финляндии, отделка интерьеров Екатерининского собрания в Петербурге, проекты театра на тысячу мест, Московского вокзала и т.д.). Суровость и сила ощущается в одном из лучших памятников архитектуры первых революционных лет – Волховской ГЭС (январь 1918–1926 гг.), где О. Мунц использовал самый современный материал – железобетон. Мощность Волховской гидроэлектростанции 56 тыс. кВт. Это было первое крупное строительство молодой Советской республики и явилось важнейшей ступенью в истории гидротехнических сооружений и промышленного зодчества. ГЭС построена под руководством инженера Г. Графтио, архитектурная часть проекта разработана О. Мунцем, академиками Покровским, Тихомировым А., Гундобиным Н.
В конце 1920-х–1930-х годов в творчестве Мунца появляются черты своеобразно новой архитектуры: проект памятника Колумбу в Санто-Доминго, дом правительства в Харькове, дом техники и дом треста «Апатит» для Кировска, генплан этого города. Во 2-й половине 1930-х годов в его творчестве наблюдаются попытки освоения наследия и монументализации форм: Дворец труда в Сталинграде, заполярный Дом Советов в Мурманске. Большинство зданий массового назначения (жилые дома, школы) сохраняют рационализм и строгость архитектуры предшествующих лет.
Обладавший острым аналитическим умом, Оскар Мунц неоднократно выступал в качестве архитектурного критика, теоретика и историка архитектуры. Литературная и редакторская деятельность Мунца началась в 1914 году в редакции «Архитектурно-художественного еженедельника» (1914–1917) и продолжалась до самой его смерти. С 1933 года Оскар Рудольфович Мунц – руководитель группы, а с 1938 – руководитель мастерской треста «Ленпроект». Последняя работа зодчего – проект дома-бомбоубежища (1941).
Умер О.Р. Мунц в 1942 году в осажденном Ленинграде, в стенах Академии художеств, где он бессменно вёл преподавательскую работу с 1904 года в качестве преподавателя и профессора архитектурного факультета.
Говорят, что каждый камень и каждое бревно взлелеяны руками мастера, затем также с любовью прилажено одно к другому, да благословлено молитвой. Тепло рук не исчезает через столетия, как не исчезают чувства и душа. Так не должно и исчезнуть имя архитектора О.Р. Мунца, который создал для нашего города настоящий архитектурный шедевр.
Надежда Брагина
Гомельские ведомости, 27 сентября 2007