Перейти к содержимому

История деревни Волотова

Впервые название «Волотова» встречается в инвентаре Гомельского староства 1560 года. В нём при описании окрестностей «села Плесо» (ныне Плёсы) сообщается: «При том селе Волотове церковь заложенья светого Николы; при той церкви поп Опонас Семенович держит землю Токарево поле и Комсин с давного наданья на ту церковь». Упоминается и «… озеро села Волотова, в котором вступу никому нет, одно тому попу». Люди «попа Волотовского Ннкольского», держащие землю «здавных часов на ту церковь приданную» указаны в селах Новоселки и Старое. Из этого следует, что в 1560 году на месте сегодняшней деревни Старая Волотова существовало одноименное село, в котором издавна стояла церковь в честь святого Николая (судя по всему, она была деревянная).

Следующий раз Волотова попадает на страницы документов только в 1776 году. В описании границ подаренного П.А. Румянцеву Гомельского имения указывается — «озеро Волотова» («…Озером Волотовою в вершнну оного»). Описание интересно тем, что в нём нет никаких упоминаний о деревне с таким названием, даже при пересчёте всех прощеных земель в пределах бывшего Гомельского староства. Случайным это не может быть — вероятно, на 1776 год деревня Волотова в том месте уже (или ещё) не существовала. И потому что эти земли были не заселены, здесь в начале XIX века, по указанию Н.П. Румянцева, были поселены немцы-колонисты, которые через 100 лет совсем ассимилировались. В документах XIX века село указывается как «Волотово» и «Волотова», озеро как «Волотовское». В книге 1886 года упоминается околица «Волотовка».

Откуда название?

Как считают исследователи, наиболее вероятно, что именно форма «Волатава» является первоначальной. Но в дальнейшем она постепенно заменилась на легче произносимое «Валатава». Исходя из этого, название деревни явно мифологического происхождения и восходит к белорусским словам — волаты (силачи), волотовки (курганы, под которыми погребены древние богатыри-силачи).

Во второй половине XIX века о существовании курганов в окрестностях Волотовы не было известно. А вот о связи гомельской Волотовы именно с мифологическими богатырями непосредственно свидетельствует Евдоким Романович Романов — известный археолог и этнограф, уроженец Новой Белицы. В своих записях он сообщает следующее: «На моей родине, в Гомеле, я слышал в детстве предание о том, что в Волотове (погост в 2 верстах от Гомеля) жили в старинности силачи, что с переходом Гомеля к Румянцеву силачи исчезли, но время от времени являлись избранным счастливцем и позже. Последнее появление было мещанке Василисе Ефремовой в 1867-1869 годах, там же, в Волотове, в саду. По её рассказу, которое я сам слышал, когда мне было 12-13 лет, силач был очень высокого роста, одетый в дорогую одежду (шавки и бархаты), и поразил Василису необыкновенной красоты лицо. Он был без оружия, с Василисой не говорил, но и вреда ей не сделал. Она видела в этом для себя предвестие необыкновенного счастья…»

Почему Богатыри?

Признанный знаток первобытной культуры Э. Б. Тайлар в 1871 году, анализируя происхождение мифов о великане, пришёл к интересному выводу. В большом количестве таких мифов спрятан намек на злых или добрых туземцев-автохтонов с их своеобразным языком, религией и одеждой, населявших эти земли раньше, до прихода современных жителей. «В Европейском сказочном мире великаны представлены в виде язычников каменного периода, которые сторонились людей, покоривших страну, ненавидели их земледельческие занятия и звук их церковных колоколов». Близкие к этому описанию черты имеют и гомельские богатыри из Волотовы, о которых сообщает Романов.

Стоит заметить, что через все белорусские сказки и предания, связанные с богатырями, проходит одна яркая идея: богатыри раньше людей обитали белорусские земли.

Сравнение гомельских легенд о богатырях в Волотове с мифологическим всприатием великанов в европейской культурной традиции свидетельствует, что в них отразились воспоминания о реальных древних людях, проживавших здесь в некие «доисторические времена» («до Румянцева»).

Что означает «ещё до Румянцева»

У каждой исторической эпохи есть свои переломные события-границы, которые фиксируются в народной памяти и становятся «началом истории». У сегодняшних людей это «когда-то ещё до революции», «до войны», в XIX веке — это «до Румянцева», «до Екатерины II», «до шведов» и т.д. Во времена Средневековья таким переломным событием-границей стало введение христианства (много где насильственное). То, что было раньше и вошло в фольклор в виде легенд и преданий о необычных богатырях-богатырях, которые некогда обитали эти земли.

А может «Волотова» от имени «Велес»?

Близким по звучанию к слову «Волотов…» появляется и имя Велес (Валос, волос) — древний бог подземного мира, покровитель скотоводства, богатства и плодородия в балто-славянской мифологии. В Беларуси известный обычай — в конце жатвы богу Велесу оставляли несжатыми горсть колосьев, которые называли «Волосовой бородкой». Подобное явление известно и в окрестностях Вологды (Россия), только там при жатве овса оставляли несжатыми несколько «волотей», а во время Дожинок оставляли «волотку на бородку». Известные исследователи мифологии Иванов и Топоров также этимологически сближают слово «богатыри» с именем бога Велеса.

Но стоит отметить, что все зафиксированные варианты названия изучаемой нами деревни и озера (начиная аж с 1560 года!) имеют неизменный корень «Волотов…» Это явно связывает происхождение названия именно с древними богатырями. Но по своей сути богатыри всё равно не такие уж и далёкие от Велеса. И вот почему.

В древних представлениях боги и мифологические существа делились на две группы: боги неба — Перун, Сварог и другие, и боги подземного нижнего мира — Велес, Ящер и другие. Между ними находились люди. Украинский археолог Писаренко утверждает, что богатыри относились к нижнему миру и считались не просто силачами, но и умершими предками, которые были посредниками между людьми и богом Велесом, и способствовали будущему урожаю. Именно поэтому богатыри для Василисы и были «предзнаменованием необыкновенного счастья».

В соответствии с таким разделением располагались и святилища. Упрощённо это выглядит так — капище, посвящённое богам неба, ставили на возвышенности, пригорке; капище подземным богам — около воды или на специальном острове посреди болота (жертву им обычно топили или закапывали, ведь таким образом она быстрее попадала в подземное царство).

Во времена христианизации церковь пыталась приспособить языческие обряды и представления к своей религии. Велес был ассимилирован и заменён христианским защитником крупного рогатого скота святым Власом (Авласом, Власием) но значительная часть его функций в представлении древних славян перешла к… Святому Николаю. В Николае, самом почитаемом крестьянами святом, они видели близкого и сочувствующего сообщника их беспокойств. Исследователи отмечают: «для более позднего слоя славянской демонологии характерен обычай завивания «бородки» Миколе («Миколина бородка»,»бородка Микуле»), восходящий к древним представлениям о завивании бороды Волоса-Велеса».

Волотовская церковь

Из известной нам истории Волотовы самым ярким событием является постройка М. П. Румянцевым в 1801-1805 годах каменной Николаевской церкви по проекту архитектора Джона Кларка. Уникальное явление — получив в 1796 году Гомель в наследство, Николай Петрович, имея большие планы его перестройки, первым делом строит храм в честь св. Николая. Но не в центре Гомеля, а далеко на окраине, в небольшой Волотове. А храм в центре Гомеля, после обета в честь св. Петра и Павла, он начинает строить только в 1808 году. Да и само посвящение церкви св. Николаю обусловлено не только тем, что её спонсор сам был Николаем — на 250 лет раньше на этом месте уже была церковь «святого Николы». Видимо, как-то граф узнал о её существовании здесь в старинности, может, даже от местных жителей. И это свидетельствует о его бережном отношении к сохранению местных традиций.

Волатовской идол

В 1970-х годах под будущий микрорайон «Волотова» из существующих старичков и акватории Сожа стали намывать песок. В нём в начале 1980-х годов экскаваторщик нашёл деревянный древний идол, поднятый земснарядом со дна вместе с землей. Сейчас эта уникальная вещь законсервирована и хранится в фондах областного музея. Возможно, это и есть изображение местного Велеса, так как топить языческих идолов во времена введения христианства было распространенной традицией. Вспомним хотя деревянный идол Перуна, сброшенный в Днепр князем Владимиром в Киеве в 988 году.

Святилище

Анализ историко-этнографических материалов свидетельствует, что вероятно в дохристианские времена (до XI-XII веков) на территории сегодняшней деревни Старая Волотова находилось святилище подземного бога плодородия Велеса. Исходя из принципов расположения капищ различным богам, оно должно было располагаться невысоко, недалеко от воды. Допустимым остается и вариант его расположения на высоком мысу коренного берега, на месте сегодняшней Волотовской церкви, хотя доказательств этому, к сожалению, пока не найдено. Значительное место в осуществлении здесь религиозных ритуалов обязательно отыгрывало озеро, судя по всему, это известное нам Волотовское озеро, старое русло Сожа. Дополнительное косвенное свидетельство об этом есть и в инвентаре 1560 года — «…озеро Волотова, в котором вступу никому нет, одно тому попу».

Во время введения в Гомеле христианства святилище было разрушено, и, вероятно, на его месте была построена упоминаемая в 1560 году деревянная церковь, посвященная «светому Николе». Хорошо известна традиция, когда церкви возводились на местах бывших языческих центров.

С переходом Гомеля к Румянцеву происходят большие изменения в жизни местного сообщества. Закончился период, когда город был восточной границей Великого Княжества Литовского. Появляется новый хозяин, который кардинально перепланировывает и перестраивает Гомель. В жизни Волотовы этот перелом закрепляется постройкой первого за последние 600 лет каменного храма в Гомельском старостве, звон которого очерчивают границу между прошлым и современным. Возведение в Волотове храма в честь св. Николая не является случайным — это своеобразная дань уважения нового владельца местным древним традициям.

Определенную непонятность вызывает удалённость от Гомеля предполагаемого Волотовского святилища — около трёх километров. Приблизительно на таком же расстоянии от города находилась и Перынь — комплекс святилищ близ древнего Новгорода. С другой стороны не таким уж и большим было это расстояние для религиозно настроенных людей X-XII веков. Ведь даже говоря о начале XIX века, исследователи отмечают: «путь по реке Сож от парка до Волотовы стал первым прогулочным маршрутом города». Не стала бы эта дорога «первым прогулочным маршрутом» если бы была дальней и сложной. С другой стороны, в Старой Волотове археологи находили керамику из поселения времён зарубинецкой культуры и Киевской Руси (V-ХІІ веков), и возможный вариант что святилище принадлежало именно этим жителям.

Любопытное обстоятельство — как утверждают гомельские исследователи паранормальных явлений, именно над Волотовским и Любенским микрорайоном чаще всего видели НЛО. Можно верить, а можно нет, но окрестности Любенского микрорайона — это второе древнее культовое место. Ещё в конце XIX века здесь в урочище Любенская роща, находился большой курганный некрополь радимичей, насчитывавший 60 насыпей.

Евгений Маликов, историк
Гомельская правда, 24 марта 2005


7


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов