Перейти к содержимому

Как начинался Залинейный район

Залинейный район Гомеля появился после строительства Либаво-Роменской (1873) и Полесской (1888) железных дорог. Возник он «за линией» — отсюда и название. Мы попытаемся дополнить общеизвестные факты, используя документы областного архива, выявленные недавно и ранее не использовавшиеся. В результате постройки железных дорог, Гомель превратился в крупный транспортный узел. Это в совокупности с общими тенденциями капиталистического развития привели к быстрому росту населения и территории города.

После строительства железной дороги оказалось, что она проходит в стороне от основных городских кварталов. В 70-е годы 19-го века между линией и застройкой находились не освоенные городом земли, на которых имелись считанные дома и хозяйственные здания (район нынешних улиц Красноармейская (прежнее название — Генеральская), Катунина (Технической), Победы (Почтовой) и проспекта Ленина (Замковой)). Кроме того, между современными улицами Рогачёвской, Ветковской, Победы и линией ж.д. находилось известное старожилам Горелое болото, мешавшее застройке. В 1875 г., после строительства станции и мастерских, началось интенсивное строительство в районе, прилегающем с востока к линии. В 70-80-е годы район был почти полностью застроен, здесь селились преимущественно железнодорожники. Тогда же возникла необходимость в расширении территории города за железную дорогу — население стремительно росло, возник жилищный кризис.

Мы не берём в расчёт район Монастырька, где впервые жилища появились ещё в 50-е годы 18-го века и принадлежали староверам-переселенцам (Гомель. Энциклопедический справочник. Мн., 1991). В дальнейшем, до 20-го века, Монастырёк жил обособленной жизнью старообрядческого предместья. До постройки железной дороги существовало прямое сообщение с Монастырьком по ул. Кузнечной (Интернациональная). Начальная часть современной ул. Л. Толстого была продолжением Кузнечной (переименована в 20-е годы 20 века). После прокладки железнодорожной линии, Монастырёк оказался ещё больше отгорожен от города. Улицы, прилегающие к Монастырьку — Песковатая (ныне — Белорусская), Ильинская (Слепнёва), Радькинская (Чичерина, Чкалова), Быховская и др. — формировались одновременно с остальной частью Залинейного района.

В 80-е годы 19-го века были построены первые дома по ул. Герасимовской (Н. Островского) и Радькинской (Чкалова). В 1881 году началась застройка ул. Семёновской (Заслонова), в 1882 году — Скобелевской (Ауэрбаха), в 1884 году — Алексеевской (Бочкина), в 1885 году — Ярославской, Федосеевской (Циолковского) и Гомельской (не считая отдельных домов, появившихся ранее). В начале 20-го века Залинейный на западе достиг улицы, названной позднее Батарейной (Хмельницкого). Первый деревянный дом здесь был построен в 1901 году (угол Батарейной и Орловской (Воровского)).

Поселение за линией официально вошло в городскую черту 23 декабря 1907 года. В 1911 году оно занимало площадь в 379 1/3 десятины, весь город — 1054 (одна десятина — 1,09 га), имело 47 улиц общей протяжённостью 12470 саженей (сажень — 2,13 м). В подавляющем большинстве улицы были немощёными. В районе насчитывалось 907 домовладений, из них 6 каменных, 870 деревянных и 31 смешанное (во всём городе — 4834 домовладения) (Ф. Жудро, И. Сербов, Д. Довгялло. Город Гомель. Вильно, 1911). На плане Гомеля 1913 года Залинейный район уже перешагнул ул. Батарейную и достиг деревни Любны. Его интенсивному заселению способствовал приток беженцев во время Первой Мировой и Гражданской войн.

В 1920 году Гомель официально делился на три района: Городской, Залинейный и Новобелицу. К началу 30-х Залинейный достиг на западе улиц Мильчанской (на плане 1931 года под этим названием), Джураева (обозначена как Продольная) и улицы без названия (позднее названа Минской). На юго-западе граница района проходила по ул. Лещинской (в то время она была гораздо длиннее и доходила до современной улицы Черноморской) до пересечение Батарейной и далее на юг по этой улице. На углу Батарейной и Лещинской обозначена обширная Базарная площадь. На месте современного кинотеатра «Октябрь» находились сенные склады военведа. Напротив них через современную улицу Барыкина (Стасенкова) (в то время улица ещё не доходила до этих мест) находился Либавский городок и земли совхоза «Пески» (последние, естественно, не входили в городскую черту). Либавским городком называли несколько больших бараков заселённых железнодорожниками, в районе современных улиц Чкалова и Куйбышева (Рогалев. От Гомеюка до Гомеля. Гомель, 1993). Далее на юго-восток располагались деревня Любны (вошедшая в городскую черту в 1934 году) и Монастырёк. Такими были примерные границы Залинейного района в начале 30-х годов 20 века.

Прошло много времени, но даже в начале 21 века, пройдясь по немощёным улицам Залинейного района, застроенным одноэтажными деревянными домами, многим из которых более і00 лет, мы словно попадаем в атмосферу конца 19-го века, когда район застраивался. С тех пор его облик мало изменился.

Дмитрий Гусаков, старший сотрудник Госархива Гомельской области
Вечерний Гомель, 25 сентября 2003


8


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов