Инженеров готовят знатоки

Было время, когда молодые инженерные кадры для производственного объединения «Белоруснефть» готовили несколько солидных вузов многонациональной страны. Было из кого выбирать командиров нефтедобывающего производства. Но после распада Советского Союза в подготовке белорусских нефтяников возникли большие проблемы. Ведь не только профильного вуза, но и мало-мальски специализированного техникума в республике не оказалось.

Поэтому в Гомельском государственном техническом университете имени П.О. Сухого сначала на кафедре гидроавтоматики, а с 1998 года на кафедре разработки и эксплуатации нефтяных месторождений началась работа по подготовке инженеров нефтяной промышленности. Возглавил её доктор технических наук Борис Павлович Минеев. Первый десяток инженеров-нефтяников, подготовленных в Гомеле, пусть слабо, но всё же укрепил надежды на то, что быстрых разумом нефтяницких «Платонов» гомельская земля всё же будет рождать. Работу по их подготовке ведут своеобразные знатоки, то есть не профессиональные преподаватели, а люди, пришедшие непосредственно с производства. Без мудрёного академизма материал ими излагается понятно и конкретно. Хотя самим учителям войти в свою роль сложно. Их не готовили к педагогической работе, и поэтому многое делается наскоком и огромным усилием воли. Есть вопрос и с учебниками, который решается по принципу — с миру по нитке. Кое-что Борис Павлович привозит с региональных и международных выставок и презентаций, кое-чем делятся российские коллеги.

После окончания первого курса студентам предоставляется возможность побывать на геологической практике в Крыму. Хотя работать предстоит среди гомельских полей, а не в крымских горах. А поэтому в последующие годы ничего, кроме Речицы, студентам «не светит». Всё бы ладно, да только в Речице на производство студентов пустить не могут, показывают объект в общих чертах, что вряд ли способствует развитию инженерного мышления. Поэтому распределение студентов после пятого курса на производство, а после и написание дипломных работ ставит гамлетовский вопрос: быть или не быть специалистам? Практиканты несколько месяцев работают в качестве помбуров и помощников оператора. Как уж там идёт становление молодого инженера, один Бог знает. Вот несколько реплик тех, кто уже побывал на такой практике, и тех, кто к ней ещё только готовится, но знает многое по рассказам старших товарищей: «Да им часто даже ключ гаечный подержать не дают!», «А я вообще за четыре года учебы ещё нефти живой не видел!». Конечно же, это эмоции максималистов. Но доля правды в их восприятии производственной действительности всё же есть. А это означает, что процесс обучения напрашивается на совершенствование. Во время моей беседы в «курилке» мысли высказывались такие: будущих нефтяников беспокоит отсутствие базовых знаний, особенно старшекурсников, поскольку они обучались ещё в голых стенах, и объясняли им профессиональные тонкости всё больше на пальцах. Волнуются и за будущее: «Хоть бы корочку помбура давали, а то ходят слухи, что вручат свободные дипломы и гуляй».

В наступившем году кафедра разработки и эксплуатации нефтяных месторождений будет готовиться к своему пятилетию. В планах — собрать выпускников (которые, кстати, и так часто заходят к Борису Павловичу), поговорить и о личном, и об общем — какой быть кафедре. Здесь подумать есть над чем. Хотя за эти пять лет сделано многое — появились лаборатории, завозится необходимое оборудование, наглядные пособия. Но только одно это проблемы не решает. Объединение «Белоруснефть» должно относиться к кафедре, как к своей структурной единице.

Павел Мицкевич, студент

Гомельская правда, 6 марта 2003

7

Подписаться на каналы Гомельского историко-краеведческого портала, где размещаются публикации всех сайтов портала: Дзен, Телеграм, ВКонтакте, Одноклассники.