К Гомельскому аэропорту ведёт прямая дорога, с которой издалека хорошо видны очертания аэровокзала. Это небольшое двухэтажное здание, за которым заканчивается привычное земное измерение и начинается другое — воздушное.
За много лет внешне аэропорт практически не изменился. Правда, теперь здесь реже можно услышать мощный гул самолетов, а на привокзальной площади тихо и безлюдно.
Словно этот островок цивилизации стал вдруг необитаемым.
Как пояснили в администрации аэропорта, такое безлюдье бывает здесь не всегда. В летние месяцы авиаперевозок традиционно больше. А сейчас — в начале зимы — просто не сезон. Но не только сезонностью объясняется нынешняя ситуация в аэропорту. Ни для кого не секрет, что за последние десять-пятнадцать лет спрос на пассажирские авиаперевозки значительно сократился. Сегодня для поездок по территории Беларуси и в страны СНГ многие выбирают железнодорожный и автомобильный транспорт. А те, кто направляется самолётом за границу, чаще всего вылетают из Минска, Киева или Москвы.
В течение нескольких лет финансово-экономическое положение предприятия «Аэропорт Гомельавиа» оставалось очень непростым. Только в нынешнем году ситуация начала меняться к лучшему. За шесть месяцев убытки аэропорта удалось сократить в 2,2 раза. До конца года руководство предприятия планирует вывести его на работу с нулевой рентабельностью, то есть уравнять расходы с доходами.
Как рассказал исполняющий обязанности заместителя директора РАУП «Аэропорт Гомельавиа» Е.А. Краснещенков, для стабилизации финансового состояния предприятия в текущем году были проведены мероприятия по уменьшению затрат, введена новая амортизационная политика. Вместе с тем были приняты меры по увеличению загрузки открытой в прошлом году авиалинии «Минск — Калининград».
Минск, Гродно, Калининград — в эти города летают сегодня самолеты «Гомельавиа». Изучается вопрос о возобновлении полётов на традиционных в советские времена авиалиниях на Одессу и Москву. Кроме того, через Гомельский аэропорт выполняются чартерные рейсы в Нижневартовск в интересах российских нефтедобывающих предприятий. В летние месяцы самолёты из Гомеля летают во многие города Италии, доставляя туда на оздоровление детей из районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Выполняются также авиарейсы в Германию.
Несмотря на финансовые трудности в требуемом состоянии находится вся инфраструктура аэропорта, особенно взлётно-посадочные полосы, в лётной годности поддерживаются и самолёты.
Вместе с плановыми ремонтами имеющихся самолётов на «Гомельавиа» проводится работа по введению в эксплуатацию новых, более современных типов авиалайнеров. В частности, подготовлено технико-экономическое обоснование эксплуатации самолета АН-140, который должен заменить АН-24. Новый АН превосходит старый по оснащённости, по экономичности, по многим другим параметрам и соответствует европейским стандартам.
Одна из самых серьёзных проблем, затрудняющих работу предприятия «Аэропорт Гомельавиа», — высокая цена на реактивное топливо, которое поставляет Мозырский нефтеперерабатывающий завод. Именно этот фактор не позволяет Гомельскому аэропорту на равных конкурировать с ближайшими аэропортами в России и Украине, где цены значительно ниже. По словам Е.А. Краснещенкова, для решения этой проблемы создаётся топливозаправочный комплекс, который будет поставлять реактивное топливо предприятию. Ожидается, что в результате этого стоимость топлива снизится на 15-20 процентов, и у аэропорта появится серьёзный резерв для реализации планов развития.
Также одним из важнейших вопросов в деятельности аэропорта является его включение в свободную экономическую зону «Гомель-Ратон». Пока в границы СЭЗ входят только привокзальная площадь и гостиница «Полёт». На «Гомельавиа» рассчитывают, что предприятие в перспективе может стать резидентом СЭЗ, и налоговые преференции позволят привлечь больше клиентов за счёт уменьшения на 15-20 процентов тарифов на обслуживание авиакомпаний.
— С начала следующего года, — рассказывает Е. А. Краснещенков, — мы планируем выполнять чартерные полёты на самолётах ТУ-154 и районы Западной Сибири в интересах российских нефтедобывающих компаний. Также будут осуществляться полёты по заявкам турфирм и полёты в Италию по чернобыльской программе. В мае-июне следующего года будет открыта авиалиния на Москву.
Увеличение количества авиарейсов, а также введение топливозаправочного комплекса позволят нашему предприятию с 2004 года работать рентабельно. А рентабельная работа в свою очередь позволит выполнить реконструкцию технологических зон аэропорта, завершить уже начавшийся ремонт пассажирского павильона, на более современном уровне оборудовать гостиницу, столовую, цех бортпитания и другие объекты.
Платон Павлов
Гомельские правда, 11 декабря 2003