Перейти к содержимому

Театральная жизнь Гомеля в 20-е годы ХХ века

Театральная жизнь Гомеля в 1920-30-е годы ХХ века была довольно насыщенной и разнообразной, несмотря на отсутствие собственного стационарного театра. В качестве театральных зданий в эти годы использовались деревянный летний театр в парке княгини Паскевич, два зимних театра – им. М.И. Калинина (бывший иллюзион «Художественный», действовавший при гостинице «Савой») и им. Я.М. Свердлова. Помимо них постановки осуществлялись в клубах: железнодорожников и им. Гикало.

Летний театр в начале 1920-х годов был в ужасном состоянии: «…крыша его текла и, когда во время спектакля шёл дождь, то зрителям приходилось сидеть под зонтиками».

Театр им. Я.М. Свердлова находился в городском сквере. По некоторым свидетельствам, он был заново построен на месте Народного дома. В рекламных афишах этот театр упоминается до середины 1920-х годов.

Лучшей театральной сценой города была площадка театра им. М.И. Калинина. В начале 1920-х годов его здание было увеличено в длину, было достроено фойе, площадь сцены возросла в 2 раза. Количество мест в зрительном зале было увеличено до 900. в 1926 году сцену механизировали – установили поворотный круг.

Театральное дело в эти годы возглавил Д. Файль, который являлся председателем губернской дирекции государственных театров. Именно дирекция приглашала гастролёров, контролировала репертуар, занималась ремонтом и оснащением театральных сооружений.

Благодаря усилиям Д. Файля по финансовому обеспечению культуры Гомель выделялся не только в БССР, но и во всём СССР.

На средства, которые дирекция гостеатров отчисляла в местный бюджет, был отремонтирован театр им. Калинина, содержался городской симфонический оркестр, были открыты декорацийная и пошивочная мастерские.

На средства местного бюджета в 1926 году на Комсомольской улице (сейчас – проспект Ленина) был построен деревянный цирк. Он очень быстро стал одной из основных театральных сцен города, особенно в 1930-х годах. Зрительный зал цирка был рассчитан на две тысячи мест. В 1930-е годы в помещении цирка работал БГТ-3, возникший из передвижной труппы В.И. Голубка. С 1939 года в этом здании давал постановки второй в республике русский государственный драматический театр.

Следует отметить, что место для строительства цирка было выбрано крайне неудачно. Его построили на месте старого кладбища, поэтому здание сильно просело. В 1939 году были проведены ремонтные работы, которые не коснулись его неприглядного внешнего убранства. Здание цирка сохранилось в таком виде до лета 1941 года, когда в него попала бомба, полностью уничтожившая здание.

В 1920-30-е годы предпринимались неоднократные попытки создания в Гомеле стационарного театра. Ещё в 1920-е годы дирекция гостеатров вынесла на обсуждение проект строительства театра на 1600 мест. Но реализовать этот проект не удалось: не удалось собрать 350 тыс. руб. на его строительство.

В конце 1930-х годов ещё одну попытку предпринял известный белорусский художник и архитектор Б. Звенигородский.

Не имея стационарного театра и постоянной профессиональной актёрской труппы, Гомель отличался широким размахом самодеятельного театрального творчества. Так, в 1922 году действовали 8 драматических кружков (около 300 участников). Наиболее значительными среди них были: театральный коллектив «Синяя блуза», театр учащихся, театральные коллективы клуба железнодорожников, европейского педтехникума, исправительно-трудового дома. Репертуар этих коллективов составляли пьесы «Лес», «Поздняя любовь» А. Островского, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Дни нашей жизни» Л. Андреева и др. Репертуар, содержание пьес согласовывались с репертуарной комиссией губполитпросвета.

В 1930 году на основе самодеятельного кружка железнодорожников был создан Театр рабочей молодёжи (ТРАМ). Первым художественным руководителем стал Р. Лунц, а с 1932 года – Е. Мирович.

Театр вёл активную пропагандистскую и культурно-просветительную работу на предприятиях города, в сельской местности Гомельщины. В 1935 году этот коллектив был реорганизован в колхозно-совхозный театр (официальное название – Первый белорусский колхозно-совхозный театр). В репертуар коллектива, просуществовавшего до 1937 года, входили пьесы: «В весеннюю ночь» Е. Мировича, «Не всё коту масленица» А. Островского, «Шестеро влюблённых» А. Арбузова.

В начале 1920-х годов была предпринята попытка создания собственной городской русской труппы из профессиональных актёров, осевших в Гомеле на постоянное место жительства. Возглавил этот коллектив режиссёр Л. Гольденвейзер. Просуществовала эта труппа недолго, так как основу его репертуара составляли пьесы революционного содержания.

Отсутствие собственного стационарного профессионального театра в Гомеле не могло не сказаться на театральной жизни города, основу которой составили гастроли государственных театров частных трупп из БССР, РСФСР, УССР.

В 1920-30-е годы в Гомель приезжали с гастролями ведущие театры страны: Малый Театр, Театр им. Мейерхольда, Театр им. Моссовета (Москва), Театр им. Ленсовета (Ленинград). Регулярно посещали Гомель украшали театральные коллективы – театр «Красный факел» (Одесса), Харьковский Краснозаводской драматический театр, Киевский еврейский театр.

Помимо государственных театров в Гомеле гастролировали и небольшие трупы: Сумарокова (1921), Золотарёва (1922), Агазаровой, Рубина, Замовского, Сагайдачного (1923), Борикова (1924). На протяжении летне-зимнего сезона 1926-1929 годов в помещении театра им. М.И. Калинина ставила постановки драматическая труппа под руководством Л. Изольдова. Ставились пьесы «Шторм» В. Биль-Белоцерковского, «Разлом» Б. Лавренёва, «Овод» Э. Войнич и др.

Население города с большой заинтересованностью относилось к спектаклям гастролирующих коллективов. Они активно обсуждались на зрительских диспутах и конференциях. Газета «Полесская правда» неоднократно помещала театральные рецензии, зрительские отзывы.

Особое место в театральной жизни Гомеля и Гомельщины 1920-30-х годов занимали гастроли белорусских театральных коллективов: БГТ-1, БГТ-2, Белорусского государственного передвижного театра (БГПТ).

БГТ-1 гастролировал в Гомеле в 1923 году. Спектакли проходили в помещении театра им. М.И. Калинина с большим успехом. Гастроли БГТ-2 и БГПТ проходили в 1926 и 1927 годах.

БГТ-2 успешно справился с главной задачей, которая ставилась государственными органами власти в тот период – «Отыграть значительную роль в деле содействия белорусизации трудящихся Гомеля». Местные власти Гомеля безосновательно считали, что белорусскоязычные спектакли не будут успешными. Их прогнозы не оправдались. Средняя посещаемость спектаклей составила 80%. А ряд постановок осуществлялось по 5-6 раз и проходили при зрительских аншлагах. С успехом шли спектакли «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира, «Разлом» Б. Лавренёва, «Рельсы гудят» В. Киршона и др. Пьеса В. Киршона стала первой в истории этого театра постановкой о жизни рабочего класса при Советской власти. Пьеса не отличалась высокими художественными достоинствами, но доступность содержания, яркое оформление, живая игра актёров содействовали успеху этой пьесы.

Дважды гастролировал по Гомельщине в конце 1920-х годов БГПТ (сезон 1926/1927 и в 1929). Эти гастроли были осуществлены по просьбе Гомельского губкома РКП(б). Особенно удачными были гастроли 1929 года, которые были посвящены 10-летию театра. Всего было дано 57 спектаклей и концертов, которые посетило 39 тыс. зрителей. Труппа посетила Гомель, Добруш, Речицу, ряд населенных пунктов Мозырской округи (Приложение 1). В репертуаре труппы преобладали пьесы руководителя театра В.И. Голубка – «Пан Суринта», «Плотогоны», «Безродный», «Гость с каторги», «Подкидыш» и др. Помимо пьес В. Голубка ставились пьесы «На стыке» Т. Гартного, «Будни» И. Гурского, «Кастусь Калиновский» Е. Мировича и др. Вспоминая о гастролях на Гомельщине, В.И. Голубок в статье «У суметах Палесся» писал: «Далёкая глухая старана – Палессе. Далёка ад чыгункi, за бясконцымi балотамi, на вялiкiх адлегласцях адно ад аднаго – мястэчкi, вёскi. Упершыню ў гэтую глухамань бярэ курс тэатр. Па вялiчэзных гурбах рухаецца 17 падвод. Мароз за 35 градусаў, цяжка дыхаць, сёй-той з моладзi па каленi ў снезе бяжыць за возам. Студзёна. 42 кiламетры да мястэчка. Навакол на гурбах снег. Нарэшце, прыехалi. Даўно чакалi жаданых гасцей. Першы спектакль – сялян туча. Бiлетаў прадаецца мала. Прапускаем бедных сялян бясплатна. Спадабалiся i песнi i слова беларускае».

Летом 1934 года Гомель вновь посетил БГТ-1. Было дано четыре постановки: «Батьковщина», «Недоросль», «Жакерия», «Конец дружбы». Актёры выступали не только в самом городе, но и в Новобелице, а также в расположении воинской части в окрестностях города.

В начале 1930-х годов прошлого века в Театральной жизни Гомеля открывается новая страница. 1 января 1932 года постановлением СНК БССР БГПТ был переименован в БГТ-3 с переводом на постоянную работу в Гомель. Был обновлен и укреплен профессиональными актёрами коллектив театра, укреплена его материальная база.

Первый сезон БГТ-3 в Гомеле открыл 15 марта 1932 года спектаклем по пьесе Н. Серебрякова и Е. Тарвид «Энтузиасты».

Для повышения квалификации актёров в 1934 году театр был направлен на 3-х месячные курсы в Москву, где занятия с актёрами вели А. Дикий, Ю. Завадский, И. Раевский, П. Новицкий и др.

В репертуар театра входили пьесы «Мой друг» Н. Погодина, «Суд» В. Киршона, «Доходное место» А. Островского, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Мятеж» Д. Фурманова, «Сержант Дроб» В. Голубка и Э. Самуйленко.

Отличительной чертой театра была творческая интерпретация ведущих идей современности, успешное освоение классики.

В БГТ-3 работали артисты В. Дедюшко, А. Барановский, Е. Данилович, Л. Шинко, Б. Бусел, А. Горелов, Е. Горобченко, О. Вашкевич, А. Качинская, В. Нестерович, Н. Школяренко и др. Сценографию спектаклей осуществляли З. Азгур, И. Ахремчук, К. Елисеев, О. Марике; музыку сочиняли композиторы Г. Пукст, Е. Ткотский, А. Туренков. Директором театра с 1932 по 1937 годы (год расформирования театра) был В. Голубок, художественным руководителем К. Санников.

В 1935 году в связи с 15-летием театра К. Былигу и А. Згировскому было присвоено почётное звание заслуженного артиста БССР, а в 1936 – В. Дедюшко, который затем был удостоен звания народного артиста ССР. Народными артистами БССР стали В. Голубок и К. Санников.

С 1939 по 1941 год в Гомеле находился Второй государственный русский драматический театр, основу труппы которого составили выпускники курса Л. Леонидова в ГИТИСе. Художественным руководителем театра в эти годы был Е. Соколов. В репертуар театра входили пьесы «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Васса Железнова» М. Горького, «Чайка» А. Чехова, «Кто смеётся последним» К. Крапивы, «Бесприданница» А. Островского и др.

Помимо взрослого театра в 1938-1941 годах в Гомеле работал Государственный театр кукол БССР. Художественными руководителями этого театра в довоенное время были Е. Жавинский и М. Бабушкин, главным художником – Б. Звенигородский. Музыку к спектаклям писал Г. Пукст.

Труппу составляли участники художественной самодеятельности, которые в ходе подготовки постановок проходили студийное обучение. В репертуар входили пьесы, поставленные Центральным театром кукол под руководством С. Образцова, «По щучьему велению», «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Каштанка» по А.П. Чехову и др.

Количество спекталей

Город, нас.пункт Количество спектаклей Количество зрителей Количество концертов Количество зрителей
Буда-Кошелёво 4 1600 1 500
Рагинь 1 1000
Чечерск 8 4000
Ветка 8 4000
Новосёлки 1 1000
Речки 1 600
Присно 6 600
Ново-Белица 1 600
Гомель 1 600
Добруш 3 1800
Лоев 6 3000 2 6000
Судков 1 1000
Комарин 4 2000
Жары 1 600
Осоревичи 1 1000
Речица 5 3500
Хойники 7 5600
Всего 59 32500 3 6500

А.С. Кузьмич, 2001


14


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов