Это величественное здание на Привокзальной площади знает каждый гомельчанин. Многие десятилетия Дворец культуры железнодорожников был одним из самых любимых мест отдыха жителей города над Сожем. Здесь шли спектакли, концерты, работали кружки художественной самодеятельности и технического творчества, библиотека, демонстрировались кинофильмы…
Но немногие знают, что у этого здания сложная строительная история, — рассказывает главный архитектор нашего города Владимир Иванович Мелех. — Первый клуб железнодорожников, стоявший на этом же месте, был деревянным. Информацию о нём дают дошедшие до наших дней немногочисленные фотографии и обмерочный чертеж главного фасада, выполненный в 1922-1924 годах. Здание имело сложное архитектурно-пространственное решение, а фасады были украшены резными деревянными деталями.
Оно просуществовало до 1929 года. А взамен был построен новый кирпичный клубный комплекс. Разрушенный в годы оккупации, он стал восстанавливаться в 1949 году. Точнее, речь идёт о реконструкции, которая выполнялась по проекту архитектора И. Пестрякова, известного постройкой железнодорожного вокзала в Бресте. Обновлённое здание практически повторяло план предыдущего, но главные фасады комплекса и основные интерьеры театральной части получили новое архитектурно-художественное решение. Автор использовал мотивы ордерной архитектуры и классического портика, который подчеркнул центральный вход в здание. Его общая площадь составила 9179 квадратных метров. В нём было пять просторных залов, фойе, концертный зал на 930 мест, кинозал на 800 мест, 32 комнаты для кружковой работы.
После восстановления и реконструкции клубный комплекс получил название Дворца культуры и техники железнодорожников имени Ленина.
К сожалению, уже многие годы он закрыт на реставрацию. В соответствии с утвержденным проектом сегодня лишь завершаются общестроительные и начаты отделочные работы в клубной части комплекса. На очереди замена несущих конструкций и реставрация интерьеров в театральной части.
Хотелось бы верить, — говорит Владимир Иванович, который является одновременно и научным руководителем реставрации дворца, — что работы не затянутся на многие годы, так как уникальное здание, являющееся памятником архитектуры, под воздействием природных условий просто разрушается.
Владимир Ларионов
Гомельские ведомости, 26 июля 2001