Перейти к содержимому

Деятельность Гомельского Педагогического музея и его судьба

Деятельность Гомельского Педагогического музея возможно проследить с сентября 1919 года и до января 1927 года после указанного срока все экспонаты музея переданы в город Брянск. Продолжалась традиция, основанная в самодержавной России. Собранные на протяжении веков культурные ценности Беларуси грабились Россией после разделов Речи Посполитой и в результате конфискации имущества польской и белорусской шляхты, участвовавшей в национально-освободительном движении 1831 и 1863 годов. Царские чиновники продавали документы XVI-XVII веков «на развес», пудами. Пути грабежа были разные. Главная его причина в ХVІІІ-ХІХ веках, как считают исследователи, была одна — колониалистская политика российского правительства, основанная на стягивании в метрополию всех более-менее достойных культурных и духовно-религиозных ценностей с так называемых «окраин» 1.

После революционных событий 1917 года начался новый этап в истории России, но названная выше традиция сохранилась. В 1919 году по приказу эмиссара Пашуканиса в Москву из гомельского дворца князя Паскевича было вывезено: около 100 пудов золота и серебряных монет, драгоценные украшения, произведения декоративно-прикладного искусства, живописи и др. 2. Этот пример не единственный 3. Именно такая судьба постигла и ценности Гомельского Педагогического музея.

В 1918 году все гомельские гимназии были закрыты, а их имущество свалено в подвалы. При таких условиях сохранения тысячи книг и наглядных пособий сделались бы через короткое время непригодными для использования… Учителя и ученики школ города имели в них большую потребность, но школы ютились в тесных, небольших помещениях. Все лучшие здания города были заняты лазаретами и воинскими частями. Летом 1919 года группа школьных работников г. Гомеля, озабоченная возможной гибелью имущества бывших городских гимназий, обратилась в отдел народного образования с инициативой. У них возникла идея о концентрации всех наглядных пособий в одном месте и создании центрального естественнонаучно-исторического кабинета, так как пособия были главным образом по природоведению. Кабинет должен был стать подсобным учреждением, обеспечивающим школы наглядными пособиями и соответствующей литературой, по примеру районных физических кабинетов. Инициатива учителей получила поддержку работников отдела образования, было выделено помещение. Постепенно эта идея превратилась в идею создания центрального городского передвижного музея наглядных пособий или Педагогического музея 4.

Официально музей был открыт в сентябре 1919 года в течение 1919-1920 учебного года его сотрудники, учителя и ученики школ города собирали книги, наглядные пособия в подвалах и кладовых зданий, которые ранее занимали гомельские гимназии и другие учебные заведения. Было собрано 5243 наглядных пособий и книг. Из их 1973 наименования — в бывших городских школах и 3270 наименований получено по развёрстке:
— из Гомельской мужской гимназии — 1020 наименований;
— Гомельской женской гимназии — 880;
— Первого высшего начального училища — 212;
— Второго высшего начального училища — 72;
— частной еврейской мужской гимназии А. Е. Ратнера — 309;
— коммерческого училища-383;
— частной женской гимназии В. А. Копиш — 193;
— Преображенской гимназии — 31;
— Третьего высшего начального училища — 71;
— Приходского училища — 99 наименований 5.

Позже по смете городского бюджета выделялось по 300 руб. в год для приобретения и ремонта пособий, а также на посуду и реактивы 6.

Музей обслуживал только городские школы. Сотрудники музея доставляли на уроки естественно-исторического цикла соответствующие наглядные пособия. Перед этим учителя изучали необходимую методическую литературу, которая имелась в музее. Сотрудники проводили консультации о правилах пользования наглядными пособиями. С 1922 года при музее была организована небольшая детская библиотека, которая снабжала книгами детские дома г. Гомеля. Каждый год, начиная с 1922 года, музей организовывал в Чёнках (пригородный посёлок, в 3 км к югу от окраины Гомеля — А. З.) летнюю биостанцию юных натуралистов. С лета 1925 года музей совместно с обществом распространения естественно-исторического образования организовал педагогическую биостанцию.

Таким образом, основными направлениями деятельности музея были:
— обслуживание школ города наглядными пособиями;
— консультирование школьных работников;
— подбор методической литературы;
— систематическая организация и проведение переподготовки городских учителей по циклу естественно-исторических дисциплин.

Существование в Гомеле Педагогического музея и те функции, которые он выполнял, являлись важнейшим средством в обеспечении качественного преподавания естественно-исторических учебных предметов в школах города. Музей занимал значительное место в деле повышения квалификации учителей по соответствующим дисциплинам. С течением времени улучшалось положение в стране, и сотрудники музея надеялись улучшить его материальную базу, расширить функции. Планам не удалось осуществиться. С 1924 года начался процесс «укрупнения» Беларуси за счёт возвращения её восточных губерний. Окончательное формирование юго-восточной границы Беларуси произошло после постановления Президиума ЦБК РСФСР от 6 декабря 1926 года о ликвидации Гомельской губернии и передаче в состав БССР Гомельского и Речицкого уездов.

Значительная часть российских представителей Центральной и местной власти считала, что в основе «укрупнения» лежат лишь внешнеполитические мотивы. Акт воссоединения воспринимался ими как подарок Советской России, а не справедливое возвращение белорусских земель. Руководство соседних российских губерний, Псковской и Смоленской (в которых была сильная поддержка правительств СССР и РСФСР), начали высказывать территориальные и имущественные претензии правительству БССР. При этом они абсолютно не учитывали ни этнический, ни национальный моменты, не были приняты во внимание и мнения населения того или иного уезда. Особенно выделялись представители новообразованной Брянской губернии РСФСР. Когда они получили категорический ответ представителей БССР о проведении границы между Брянской губернией и Гомельской по р. Сож (при этом Брянская губерния получила бы не только Добрушский район, но и Добрушский бумажный комбинат), решили претендовать на менее дорогое имущество. Соответственно с протоколом согласительной комиссии от 28 января 1927 года «Гомельский педагогический музей решено сберечь без дробления и полностью передать его новообразованной Брянской губернии» 7.

Когда об этом решении стало известно в Гомеле, пошли стаи писем от учителей городских школ в отдел народного образования. Учителя выражали недовольство «несправедливым решением» согласительной комиссии, так как материальную базу музея составляло имущество «исключительно бывших гомельских школ и гимназий». Они просили окружной ОНО и Наркомат просвещения БССР «настаивать на необходимости покинуть музей в Гомеле как учреждение местного назначения» 8. В марте 1927 года заведующий Гомельского ОНО направил в Наркомат просвещения РСФСР докладную записку. В ней доказательно обосновывалась необходимость отменить решение о переносе Гомельского Педагогического музея в Брянск. В записке ОНО была перечислена всё имущество музея и подчеркивалось, что значительная его часть получена из бывших гомельских школ и гимназий. Всего на 1 января 1928 года в музее насчитывалось 8658 книг — педагогических, естественнонаучных, детских 4157 наглядных пособий 9. В документе также отмечалось, что новые наглядные пособия и книги приобретались за счёт средств, выделенных из городского бюджета (только в 1924-25 учебном году педагогический музей получил небольшие средства из губернского бюджета). Заканчивалась записка категорическим заявлением «если не будут приняты срочные меры об отмене переноса Гомельского Педагогического музея в Брянск, преподавание естественно-исторических дисциплин в школах города будет абсолютно невозможно. Вместе с тем плановая и систематическая переподготовка учителей города будет прекращена» 10.

21 марта того же года из Москвы пришёл ответ на докладную записку ОНО. Наркомат просвещения РСФСР не считал возможным обжаловать решение паритетной комиссии по вопросу о передаче Брянской губернии Гомельского Педагогического музея в связи с тем, что это решение уже утверждено ЦИК СССР.

Алла Зеленкова
Сборник: белорусский город во времени и пространстве: 500 лет Полоцкой магдебургии: сборник научных трудов Международной научной конференции, декабрь 1998 г. / редкол.: Г. В. Штыхов, Э. Р. Иоффе, В. И. Шайков. — Новополоцк: ПГУ, 2001 — 292 с.

Перевод Александра Флегентова

1. Герасимов В. Что делать? Или о том, где ответ на вопрос куда девалось книжное и рукописное богатство белорусов? // БФК возвращение сборник статей и документов — Соч, 1994-с 248
2. Яницкая м. Состояние музейного дела в БССР в 20-30-е годы // БФК возвращение сборник статей и документов-с. 36
3. возврат сборник статей и документов — Соч, 1992, возврат. Сборник статей и документов. — Мн, 1994 — С. 24
4. Государственный архив Гомельской области (далее-ДАГВ), ф 633, воп 1, спр 46, арк 45
5. Там же
6. Там же
7. Титов А. «Укрупнение» / / Наследие — 1991 — № 5-С. 22
8. ДАГВ, ф 633, воп 1, спр 46, арк 49
9. там же, арк 46
10. там же, арк 45.


6


Подписаться на канал Гомельского историко-краеведческого портала в Дзен, где размещаются публикации всех сайтов портала.

Идея, создание, поддержка: Александр Флегентов