Февральская буржуазно-демократическая революция резко изменила политическую ситуацию в стране. «В несколько дней, — писал В. И. Ленин, — Россия превратилась в демократическую буржуазную республику, более свободную — в обстановке войны, — чем любая страна в мире» [1].
В Гомеле о революционных событиях в Петрограде стало известно в первых числах марта 1917 года. Бывший рабочий Иван Трофимович Смаль в своих воспоминаниях рассказывает, что, как только было получено сообщение о свержении самодержавия, на заводе состоялся многолюдный митинг. Первым на нём выступил начальник завода с призывами продолжать войну до победного конца. В рядах рабочих послышался смех, посыпались ядовитые реплики. На трибуну поднялся большевик Сергей Козлов, его выслушали с большим вниманием. На призыв «Долой войну!» рабочие ответили могучим «ура» и громом аплодисментов. Участники митинга единодушно утвердили предложенную большевиками резолюцию, требующую немедленного окончания империалистической войны. Сразу после митинга выбрали депутатов в Гомельский Совет.
3 марта в Гомеле по инициативе большевиков состоялась общегородская политическая демонстрация. Демонстранты с красными знаменами и лозунгами «Долой войну!», «Вся власть народу!» прошли по Фельдмаршальской (ныне Пролетарская) и Румянцевской (ныне Советская) улицам, организовали митинг на городской площади.
3 и 4 марта на всех предприятиях и в воинских частях Гомеля состоялись выборы рабочих и солдатских депутатов. Вечером 4 марта депутаты собрались во дворце князя Паскевича (ныне Дворец пионеров). Их торжественно встретили тысячи гомельчан, заполнившие дворец и прилегающий парк. На первом заседании был избран исполком Совета рабочих депутатов. Депутаты воинских частей избрали солдатский комитет Гомельского гарнизона. 6 марта на совместном заседании представителей рабочих и солдат был создан объединённый исполнительный комитет Гомельского Совета рабочих и солдатских депутатов. В обращении исполкома к населению говорилось: «Совет рабочих и солдатских депутатов, опираясь на волю избравшего его революционного войска и пролетариата, берет на себя охрану нового строя от покушений реакционеров и предателей, сторонников прежнего изменнического правительства».
В марте-апреле 1917 года Советы были созданы в Речице, Мозыре, Ветке, Рогачёве, Добруше, Жлобине, Корме, Хойниках, Лоеве и других местах Гомельщины. В деревнях под влиянием революционной борьбы рабочих и солдат и при активном участии большевиков стали образовываться волостные и уездные крестьянские Советы и комитеты. В Ветке, Добрянке, Лоеве были созданы единые Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
В возникших на Гомельщине Советах, как и в других районах страны, большинство первоначально принадлежало соглашательским партиям. Это объяснялось прежде всего тем, что революция вызвала гигантскую мелкобуржуазную волну, которая, как говорил В.И. Ленин, «подавила сознательный пролетариат не только своей численностью, но и идейно» [2]. Именно эта мелкобуржуазная волна и вынесла на поверхность политической жизни Гомельщины меньшевиков, эсеров и бундовцев.
Засилье в Советах представителей соглашательских партий, добровольно уступавших власть буржуазии, позволяло Временному буржуазному правительству взамен смещённых революционным народом губернаторов и исправников создавать свои органы власти. Двоевластие, образовавшееся в результате Февральской революции в центре страны, установилось и на Гомельщине. 2 марта в Гомеле на собрании членов городской Думы был образован подчинённый Временному правительству «Комитет общественной безопасности и благосостояния» под председательством кадета Раевского. Аналогичные «комитеты» были созданы в Рогачёве, Мозыре и Речице. Главное назначение всех этих контрреволюционных организаций состояло в том, чтобы направить местную жизнь в русло «порядка и спокойствия», на закрепление власти буржуазии и помещиков.
В сложных условиях двоевластия пролетариату и его авангарду был необходим четкий и ясный план дальнейшего развития революции. Новая стратегия и тактика партии была изложена В.И. Лениным в его знаменитых Апрельских тезисах и в ряде других работ. «Своеобразие текущего момента в России, — писал В. И. Ленин, — состоит в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии в силу недостаточной сознательности и организованности пролетариата, — ко второму её этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоёв крестьянства» [3]. Курс на победу социалистической революции, закрепленный решениями VII (Апрельской) Всероссийской конференции РСДРП (б), лег в основу деятельности вышедших из подполья большевиков Гомельщины.
6 апреля в Гомеле состоялось первое легальное собрание большевиков, определившее меры по развертыванию массовой политической работы, созданию и укреплению партийных ячеек на предприятиях и в воинских частях, по усилению влияния большевиков в Советах, фабрично-заводских и солдатских комитетах. Был избран новый комитет, сохранивший прежнее название — Полесский комитет РСДРП (б). Вскоре комитет установил прочные связи с ЦК РСДРП (б) и большевиками Киева, Минска, Могилёва и Чернигова.
Значительным успехом большевиков Гомеля стало утверждение Советом Закона о праве отзыва депутатов, если они не оправдывают доверие избирателей. Представительство большевиков в Советах увеличивалось: к концу мая 1917 года большевистская фракция в Гомельском Совете насчитывала 30 человек, 3 большевика вошли в исполком Совета. Влиятельные большевистские фракции были созданы в Жлобинском и Добрушском Советах, которые руководили забастовочным движением, устанавливали 8-часовой рабочий день, регулировали некоторые вопросы хозяйственной политики.
С каждым днём нарастало на Гомельщине забастовочное и крестьянское движение. В мае-июне 1917 года бастовали рабочие станции Гомель, лесопильно-фанерных заводов в Речице и на станции Птичь, стекольщики Рогачёвского уезда, швейники Мозыря, деревообделочники Житковичей, рабочие канатно-верёвочного завода в Ветке. Активизировалась работа большевиков в деревне. К лету 1917 года крестьянское движение охватило все волости Гомельщины. Крупными были выступления крестьян в Ветковской, Дятловичской и Столбунской волостях Гомельского уезда, в деревнях Михалки и Люденевичи Мозырского, Дудичах, Воротце, Рудакове, Бабичах Речицкого уездов. Крестьяне захватывали помещичьи земли и сенокосы, громили имения.
Особое внимание уделяли большевики привлечению на сторону революции солдат многочисленных тыловых армейских подразделений, воинских складов, автомобильных и оружейных баз, мастерских, сосредоточенных в Гомеле, Мозыре, Жлобине и Рогачёве. В частях создавались партийные ячейки и солдатские комитеты. Во многих из них сложились довольно сильные большевистские организации. В третьем коренном парке, расквартированном в Гомеле и насчитывавшем более 2 тысяч солдат, большевистская ячейка уже весной состояла почти из 100 человек. Этот парк по праву называли тогда «Гомельским Кронштадтом». Вопреки стараниям соглашателей, на митингах и собраниях солдат принимались большевистские резолюции с осуждением войны и требованием передачи власти в стране Советам.
Однако 18 июня 1917 года Временное правительство, игнорируя волю народа, предприняло попытку нового наступления на фронте. Весть о нём вызвала бурю возмущения. На многолюдном митинге, организованном по инициативе большевиков на Гомельском распределительном пункте, солдаты осудили политику Временного правительства и потребовали немедленного прекращения наступления. Участники митинга приняли приветствие В.И. Ленину как «действительному борцу за мир». На станции Гомель-Сортировочная солдаты вышли из следовавшего на фронт эшелона и категорически отказались ехать дальше.
Наступление на фронте, как и следовало ожидать, провалилось. По всей стране прокатились выступления рабочих и солдат с лозунгами: «Долой войну!», «Долой 10 министров-капиталистов!», «Вся власть Советам!». Демонстрации под такими лозунгами прошли в Гомеле, Речице, Мозыре и других городах.
Временное правительство при поддержке эсеров и меньшевиков решило нанести решающий удар по большевистской партии и революции. 4 июля в Петрограде по приказу Временного правительства юнкерские и офицерские части расстреляли мирную демонстрацию рабочих, солдат и матросов. Буржуазия перешла в наступление. Началась открытая травля большевиков. Полесский комитет РСДРП (б) был удалён из помещения Дома Советов. Черносотенцы разгромили помещение Новобелицкого райкома партии большевиков. Издание и распространение большевистских газет и листовок было запрещено. Полесский комитет перешёл на полулегальное положение.
Июльские события означали, что период двоевластия закончился. Вся власть в стране перешла в руки буржуазии. Мирный путь развития революции стал невозможным. Знаменательной вехой в жизни и борьбе большевиков Гомельщины явились решения VI съезда РСДРП (б), который утвердил курс на подготовку вооружённого восстания. Гомельскую организацию представлял на съезде член Полесского комитета Д.А. Цырлин. 10 августа в Гомеле состоялась конференция организации РСДРП (б) Полесского района. Все её решения были проникнуты ленинскими идеями о вооружённом восстании. Конференция обновила и расширила состав Полесского комитета, в который вошли Г.М. Леплевский, М.М. Хатаевич, Д.А. Цырлин, И.М. Якубов и другие.
Несмотря на преследования, авторитет большевиков рос, пополнялись их ряды. В этот тяжёлый для революции период была создана крупная организация большевиков в Речице, расширили свои ряды Мозырская, Рогачёвская, Лоевская, Ветковская организации. Гомельская только в августе увеличилась почти в два раза — с 427 до 820 членов.
Напуганная размахом революционного движения в стране и ростом популярности большевиков, буржуазия готовилась к расправе с силами революции. Генерал Корнилов направил с фронта в Петроград воинские части для установления в стране военной диктатуры, 25 августа 1917 года начал мятеж против революционных сил.
По призыву ЦК большевистской партии на борьбу с контрреволюционным мятежом поднялись рабочие и солдаты Петрограда, Москвы, Минска и других городов страны. Ответственная задача возлагалась на большевиков Гомельщины — не пропустить к Петрограду эшелоны корниловских войск, изолировать находившуюся в Могилёве контрреволюционную Ставку Верховного главнокомандования, оказать помощь революционным войскам. 28 августа в парке князя Паскевича состоялся многотысячный митинг рабочих и солдат, участники которого единодушно
осудили мятеж Корнилова. В тот же день Гомельский Совет по требованию большевистской фракции принял решение о мобилизации всех сил на борьбу с корниловщиной. При Совете была создана «чрезвычайная пятёрка» во главе с председателем военной секции большевиком П.А. Богдановым.
Полесский комитет привёл в боевую готовность революционные части Гомельского гарнизона, ускоренными темпами формировались красногвардейские отряды. Был установлен контроль над прохождением воинских эшелонов на Гомельском, Жлобинском и Калинковичском железнодорожных узлах, на шоссейных дорогах. Железнодорожники, красногвардейцы и солдаты местного гарнизона задержали на Гомельском железнодорожном узле 25 эшелонов корниловских войск. В самом Гомеле была сорвана попытка корниловского ставленника генерала Порай-Кошица подбить на мятеж местных солдат, арестовано более 100 офицеров-корниловцев и задержано несколько автомашин с представителями стран Антанты, пытавшихся пробраться в Ставку из Киева.
Большевики Гомеля отправили в Могилёв революционный отряд из 300 человек и артиллерийскую батарею на помощь войскам, сражающимся против мятежников. Трудящиеся Речицы совместно с революционно настроенными солдатами 257-го пехотного полка взяли под контроль железнодорожную станцию, сформировали «социалистическую роту» в количестве 150 человек и отправили её в Жлобин. На борьбу с корниловщиной под руководством большевиков поднялись трудящиеся Рогачёва, Добруша, Жлобина и других городов, трудовое крестьянство Гомельщины. В нескольких деревнях Гомельского, Речицкого и Рогачёвского уездов в дни контрреволюционного мятежа были созданы вооружённые отряды. Активная деятельность большевиков сорвала замыслы мятежников. Провал корниловской авантюры ещё более укрепил авторитет большевиков в массах. Большинство солдат гарнизонов Гомельщины уже готовы были повернуть оружие против капиталистов и помещиков. Начался процесс большевизации Советов.
В начале сентября 1917 года возвратился в Дом Советов Полесский комитет РСДРП (б). В сентябре-октябре оформились самостоятельные большевистские организации в Рогачёве, Калинковичах, Брагине и в ряде других мест. 9 сентября с поста председателя Гомельского Совета вынужден был уйти меньшевик Севрук. В состав исполкома (15 человек) вошли семь большевиков. Хотя формальное большинство в Гомельском Совете ещё продолжало оставаться меньшевистско-эсеровским, по всем основным вопросам революции — о власти, войне и земле — ведущий Совет на Гомельщине принял большевистские решения. Позиции большевиков значительно укрепились после перевыборов во многих других Советах. Речицкий же Совет со дня своего основания был большевистским.
Во второй половине 1917 года невиданный размах приняла борьба крестьян за землю. В Рогачёвском, Речицком, Гомельском, Мозырском уездах крестьяне захватывали помещичьи земли, скот, громили имения. Только в течение сентября-октября в Мозырском уезде произошло более 20 крестьянских восстаний. В ряде мест крестьяне создавали свои органы власти, не признавая Временное правительство.
Руководствуясь решениями II Чрезвычайной конференции большевиков Северо-Западного края, которая состоялась 5—7 октября 1917 года в Минске, Полесский комитет провёл большую работу по подготовке II Всероссийского съезда Советов. На предприятиях и в воинских частях проходили митинги, участники которых требовали ускорить созыв съезда и передать всю власть в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Делегатами на II съезд Советов рабочие и солдаты Гомеля послали большевика Г.М. Леплевского, Речицы — большевиков П.Н. Милюкова и Н.Е. Щербитова.
О победе вооружённого восстания в Петрограде и переходе власти в руки рабочих и крестьян в Гомеле стало известно в ночь на 26 октября. «Возбуждение и радость, — вспоминал один из руководителей гомельских большевиков, член исполкома Гомельского Совета М.М. Хатаевич, — охватили нашу большевистскую организацию, рабочих, всех солдат гарнизона. На многолюдных митингах, проходивших почти во всех частях гарнизона и на многих предприятиях, удалось провести резолюции сочувствия и решительной поддержки совершившейся в Петрограде пролетарской революции».
Под руководством Полесского комитета 26 октября был создан Военно-революционный комитет, приведены в боевую готовность воинские части и красногвардейские отряды. За оружие взялись все большевики и сочувствующие им. В Гомеле, Речице, Рогачёве, Мозыре были созданы новые боевые рабочие дружины. Отряды Красной гвардии установили контроль над почтой, телеграфом, железными и шоссейными дорогами.
30 октября 1917 года — знаменательная дата в жизни трудящихся Гомеля. В этот день на совместном заседании Гомельского Совета рабочих и солдатских депутатов и исполкома уездного Совета крестьянских депутатов после бурных прений подавляющим числом голосов была принята резолюция о переходе всей власти в городе и уезде в руки Советов, об аресте ставленников Временного правительства и о проведении перевыборов Советов. «В этот грозный для революции час,— говорилось в резолюции, — Гомельский Совет рабочих и солдатских депутатов находит, что единственное спасение революции и страны в едином фронте всех революционных сил вокруг своих полномочных органов — Советов рабочих и солдатских депутатов, в упрочнении власти Советов рабочих и солдатских депутатов в центре и на местах».
1 ноября Речицкий Совет, заслушав доклад участника II съезда Советов Н.Е. Щербитова, принял решение о переходе всей власти в городе и уезде в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. На этом же заседании был избран новый исполком Совета, в состав которого вошли большевики А.С. Костенко, Н.Е. Щербитов, П.Н. Милюков и другие. Городская Дума была разогнана. В городе создавались отряды Красной гвардии.
6 ноября Советская власть была провозглашена в Жлобине, к началу декабря — в Рогачёве, Мозыре, Добруше, Чечерске, Ветке и других городах и местечках Гомельщины. Большевики активизировали работу в Советах, завоёвывая все большее влияние в массах. 17 ноября на чрезвычайном общем собрании Гомельского Совета рабочих и солдатских депутатов по настоянию фракции большевиков произошли перевыборы исполкома. Президиум исполкома был переименован в Революционный комитет. Председателем Ревкома и исполкома был избран большевик Г.М. Леплевский. Комиссаром Совета по гражданской части назначили А.И. Жилина — члена Петроградского комитета РСДРП (б) и члена исполкома Петроградского Совета, прибывшего в Гомель по заданию Петроградского Военно-революционного комитета для оказания помощи местным партийным организациям. На этом же заседании было решено распустить буржуазный «комитет спасения» и ликвидировать должности комиссаров Временного правительства. Совет наметил меры по обеспечению топливом и продовольствием гражданского населения и частей гарнизона, установил единовременный налог на зажиточную часть горожан.
В письме ЦК партии 21 ноября 1917 года Полесский комитет сообщил: «Наконец-то и в нашем городе не только в резолюциях, но и на деле начинает осуществляться Советская власть. Выбранный общим собранием Совета Революционный комитет… с первых же дней отбросил политику полумер и вступил на путь энергичной, решительной революционной борьбы с контрреволюцией и безвластием в городе… Среди членов нашей организации настроение бодрое, приподнятое, уверены в победе и готовы всемерно содействовать ей».
С большим воодушевлением встретило весть о победе Октябрьской революции крестьянство Гомельщины. Вожаками крестьянского движения были возвратившиеся в деревню солдаты, рабочие-отходники и бедняцкая часть крестьянства. Повсеместно создавались крестьянские Советы и комитеты. Для организации Советской власти Полесский комитет послал в деревню членов партии, передовых рабочих и солдат.
Переход власти в руки Советов был осуществлен на Гомельщине сравнительно быстро и бескровно. Облисполком Западной области в своем отчете, посланном в апреле 1918 года на имя В.И. Ленина, подчёркивал, что процесс взятия власти Советами в Западной области, «начавшийся в дни Октябрьской революции, протекал чрезвычайно быстро и уже спустя две недели завершился во всех более или менее крупных пунктах победой Советской власти». Это объяснялось близостью Гомельщины к пролетарским центрам страны, тяжёлой прифронтовой обстановкой, наличием большого количества воинских частей, поддержавших революцию, а также многолетней плодотворной деятельностью Полесской организации большевиков. Под их руководством трудящиеся Гомельщины внесли достойный вклад в общее дело победы Великой Октябрьской социалистической революции.
1. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 41. С. 12.
2. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 31. С. 156.
3. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 31. С. 106.
И.В. Немкевич
Белорусская ССР. Гомельская область. 3-е издание, дополненное и переработанное. 1988.
