Отгремели выстрелы гражданской войны. Ценой невероятных усилий и жертв завоевана победа и установлен мир, который был так необходим для осуществления социалистических преобразований в стране, для строительства новой жизни. В тяжёлых условиях начинался переход к мирному строительству, к выполнению задач переходного периода, поставленных ленинской партией. Общий объём промышленной продукции Гомельской губернии в 1920 году сократился в сравнении с 1913 годом более чем в 7 раз и составлял около 14 процентов. О положении промышленности красноречиво говорят следующие факты. К осени 1920 года из 14 спичечных фабрик, находившихся на территории Гомельской губернии, было частично восстановлено только 9, из 60 маслобойных предприятий работало всего два; из 8 кирпичных заводов — четыре, из 30 крахмально-паточных заводов действовало три; из 115 мельниц восстановлено 45, из 12 текстильных фабрик работало 6, из 90 лесопильных заводов, хоть и не на полную мощность, продолжало работать 50. Были разрушены 23 железнодорожных моста, резко сократился парк паровозов и вагонов.
Не лучшим было положение и в сельском хозяйстве губернии. К 1920 году вся посевная площадь сократилась примерно на 30 процентов по сравнению с довоенным уровнем. Намного уменьшились урожайность сельскохозяйственных культур, валовой сбор ржи, картофеля, льноволокна, поголовье скота: лошадей — на 20, свиней — на 50, крупного рогатого скота — на 35 процентов. Вся валовая продукция сельского хозяйства за этот период снизилась наполовину. Все это отрицательно сказывалось на обеспечении населения продуктами питания и снабжении промышленности сырьем. Сложившиеся трудности в экономике пытались использовать враги нового строя: стремились усугубить тяжелое положение народного хозяйства, дезорганизовать дисциплину, нередко устраивали диверсии в промышленности и на транспорте.
Сложившаяся после окончания войны новая обстановка в стране, поставленные партией задачи быстрейшего восстановления промышленности и сельского хозяйства, ликвидации разрухи и голода, укрепления союза рабочих и крестьян потребовали коренного изменения экономической политики Советского государства. Система военного коммунизма, вызванная войной и интервенцией, изжила себя. X съезд РКП (б), на котором с докладом выступил В.И. Ленин, принял историческое решение о замене политики военного коммунизма новой экономической политикой. Продразверстка заменялась продналогом.
Партийное совещание Гомельской губернии, состоявшееся в апреле 1921 года, наметило конкретные меры по разъяснению трудящимся и практическому претворению в жизнь решений X съезда партии. Коренные вопросы перехода к нэпу широко обсуждались в обстановке высокой активности на уездных и волостных партконференциях, собраниях партийных ячеек, съездах Советов, профсоюзных, комсомольских и делегатских собраниях.
Трудящиеся Гомельщины, как и всей страны, одобрили декрет о продналоге. Так, в резолюции собрания крестьян деревни Крупик Речицкого уезда отмечалось, что жители деревни «горячо приветствуют замену продразверстки продналогом, который облегчит быт крестьянина». В деревне налицо был политический перелом. Трудовое крестьянство выражало полное доверие политике ленинской партии. Кулацкий бандитизм, значительно активизировавшийся с осени 1920 и весны 1921 годов, к тому времени был подавлен. К началу 1922 года под руководством местных партийных и советских органов при активной помощи крестьян кулацкие банды, руководимые из-за рубежа Б. Савинковым и Булак-Балаховичем, были ликвидированы.
Приступая к восстановлению народного хозяйства, претворяя в жизнь решения X съезда РКП (б), на Гомельщине, как и во всей стране, прошла чистка партийных рядов от бывших меньшевиков, эсеров, бундовцев, кулацких элементов, вредивших Советской власти. Чистка укрепила единство партии, еще больше сблизила её с рабочим классом и трудовым крестьянством. Партийные ячейки руководили социалистическим строительством. Интересы восстановления народного хозяйства требовали прежде всего возрождения сельского хозяйства. Партийные организации мобилизовали коммунистов на успешное проведение весенней посевной кампании, направили на село 300 партийных и советских работников. С 1 по 15 апреля в губернии успешно прошёл «Двухнедельник Красного пахаря», сыгравший важную роль в подъёме трудовой активности крестьянских масс. Этому во многом способствовала помощь, оказанная рабочими коллективами промышленных предприятий. За время двухнедельника ими было изготовлено около 50 тысяч сельскохозяйственных орудий, в том числе 3670 плугов и более 740 борон, отремонтировано 24 876 плугов, 5456 борон и другой техники.
Государство оказывало помощь бедняцко-середняцким хозяйствам в обеспечении инвентарем и семенами, для чего уже весной 1921 года в губернии было создано 180 прокатных пунктов, где крестьяне получили 7400 плугов, 1069 борон, 809 соломорезок, 719 молотилок, веялок, жаток и другой техники, 27 981 пуд железа. В деревне Зеленкова Тетеринской волости Могилёвского уезда комитетом взаимопомощи был организован первый в губернии субботник по вспашке полей безлошадных крестьян. В нём приняло участие 35 человек. Этот почин получил распространение и в других деревнях.
Весенняя посевная кампания 1921 года прошла в губернии успешно. План засева ярового клина был выполнен повсеместно. Посевные площади составили 130 процентов к уровню 1920 года и 85,3 процента — к уровню 1916 года. Осенью в губернии был получен неплохой урожай. Подавляющая масса крестьянства смогла выполнить свои обязательства по продовольственному налогу. К концу 1921 года крестьяне сдали государству 7 315 125 пудов хлеба. По остальным видам сельскохозяйственной продукции сдача продналога была завершена к марту 1922 года. Трудящиеся Гомельщины проявили высокую политическую и трудовую активность в оказании помощи голодающим рабочим и крестьянам Поволжья. Ими было отправлено 1 050 000 пудов семенной ржи, 256 460 пудов продовольствия и 12 080 225 рублей. Они приняли и прокормили 6825 детей, и 5500 беженцев.
Важную роль в объединении трудового крестьянства играли крестьянские комитеты общественной взаимопомощи, которые начали создаваться в конце 1921 года. Участие крестьян в этих комитетах способствовало поднятию их хозяйства, постепенно подводило к сознанию превосходства коллективного труда над единоличным. К концу 1925 года в губернии насчитывалось 5 уездных, 40 волостных и 1113 сельских комитетов взаимопомощи, объединявших 5492 бедняка, 2377 середняков и 125 зажиточных.
Особое значение в расширении кооперативного строительства в деревне сыграли идеи ленинского кооперативного плана, изложенные XIII съездом РКП (б) в решении «О кооперации». Съезд отметил, что переход к нэпу удесятеряет значение кооперации и никакими другими путями нельзя подвести к социализму крестьянские массы, как только через коллективные формы организации, через потребительскую и производственную кооперацию.
В Гомельской губернии ещё в первые годы Советской власти были созданы коммуны, артели, товарищества по совместной обработке земли. Но они не носили массового характера. XII губернская партконференция, состоявшаяся в декабре 1924 года, проанализировала состояние и перспективы развития сельскохозяйственной кооперации губернии и наметила меры по выполнению решений партийного съезда. Все коммунисты на селе обязывались быть членами кооперации и повести за собой других. С крестьянами велась широкая разъяснительная работа. В результате число вступивших в кооперативы росло. К середине февраля 1923 года в губернии насчитывалось 489 кооперативных организаций. Осенью 1926 года их было уже 771. Они объединяли 82 тысячи крестьянских дворов, или 18 процентов всех хозяйств. К октябрю 1925 года было создано 15 колхозов. Под руководством земельных и кооперативных органов создавались мелиоративные товарищества. Государство оказывало посильную помощь кооперативным организациям сельскохозяйственным инвентарем, материалами, кредитами, снижением налогового обложения. На Гомельщине, как и по всей стране, шел процесс подготовки крестьянства к массовой коллективизации.
Из года в год в губернии укреплялись совхозы — в 1925 году их было 63, повышалась их роль в производстве сельскохозяйственной продукции, они становились школой передовых методов хозяйствования, коллективного труда. Партийные комитеты принимали меры по укреплению совхозов, обеспечивали их опытными кадрами, создавали партийные ячейки, заинтересовывали работников в результатах труда. Велась работа по превращению всех совхозов в центры проводимой в деревне агрокультурной и просветительной работы. Развитию земледелия и отчасти животноводства способствовала деятельность Горецкой, Новозыбковской, Туровской сельскохозяйственных опытных станций.
К концу 1925 года сельское хозяйство Гомельщины по основным показателям полеводства и животноводства превысило дореволюционный уровень. Укрупнение предприятий, улучшение их материального и финансового снабжения, перевод на хозрасчёт, подбор руководящих кадров способствовали повышению их рентабельности, росту производительности труда. Увеличился выпуск бумаги, сукна и другой промышленной продукции.
Неотъемлемой составной частью восстановления промышленности явилась электрификация губернии, осуществляемая на основе ленинского плана ГОЭЛРО. Еще в 1919-1920 годах началось строительство мелких электростанций в Рогачёве, Жлобине, Чечерске, других населенных пунктах. Чтобы ускорить этот процесс, в июле 1921 года губком образовал чрезвычайную комиссию по электрификации. Знаменательным событием в жизни гомельчан явилась сдача в эксплуатацию в апреле 1922 года первой очереди Гомельской центральной электростанции мощностью 350 киловатт. Участники торжественного заседания горсовета, посвященного этому событию, писали В.И. Ленину: «Дорогой Ильич! Будь спокоен за свою идею, мы её отстояли и отстоим в момент капиталистического наступления. Первая построенная электрическая станция является только единицей в той цепи электрических станций, которые мы создадим как в городе, так и в деревне».
В мае 1923 года Гомельским отделением Петроградского электромашиностроительного треста по электрификации в Гомеле была установлена первая динамомашина мощностью 500 лошадиных сил, а в Жлобине — локомобиль мощностью 25 лошадиных сил. Были построены электростанции в Хойниках, электрифицированы многие рабочие кварталы гомельчан, другие населенные пункты губернии. 7 ноября 1925 года на Гомельской электростанции начал давать электрический ток турбогенератор мощностью 500 киловатт.
Главными отраслями промышленности на Гомельщине в восстановительный период по-прежнему оставались спичечная, бумажная, текстильная, деревообрабатывающая и пищевая. Металлообрабатывающие предприятия давали литье, гвозди, проволоку, машиностроительные — плуги, окучиватели, соломорезки, веялки и конные молотилки. Гомельский завод сельскохозяйственных машин и орудий «Двигатель революции» (ныне завод «Торфмаш») произвёл в 1924-1925 годах 750 молотилок, свыше 2 тысяч веялок и соломорезок, около 4,5 тысячи плугов.
Преодолевая трудности, рабочий класс Гомельщины продолжал восстанавливать фабрики и заводы, возводил новые промышленные предприятия. В 1922-1924 годы в Гомеле были построены обувная фабрика «Труд» и хлебокомбинат. Началось строительство механизированной спичечной фабрики «Днепр» в Речице, полиграфического предприятия «Полеспечать» в Гомеле, был реконструирован лесозавод «Пролетарий» в Мозыре, на базе лесозаводов «Коллективный труд» и «Социализм» в Ново-Белице построили лесокомбинат, здесь же — завод «Красный химик».
Восстановление промышленности на Гомельщине способствовало росту занятости населения, увеличению численности рабочего класса. Так, уже в 1923 году в промышленности губернии насчитывалось около 27 тысяч рабочих. Среди них увеличивалась партийная прослойка, они составляли 42 процента от общего числа членов партии. Одним из важных достижений партии в годы восстановления народного хозяйства явился подъем политической и трудовой активности трудящихся. Только в январе 1921 года, когда в губернии не хватало топлива, в субботниках и воскресниках по заготовке дров приняло участие около трех тысяч коммунистов и почти четыре тысячи профсоюзных и комсомольских активистов.
Постепенно росло политическое сознание рабочих, менялось их отношение к труду. Рабочие экономили время, вели борьбу с прогулами, особенно в дни религиозных праздников, с браком на производстве. На предприятиях повышалось количество и качество выпускаемой продукции. С 1923 года на предприятиях получило распространение движение рационализаторов и изобретателей, создание в рабочих коллективах производственных отношений, сыгравших важную роль в подъеме творческой активности рабочего класса, приобщении его к управлению производством. Особое внимание губком партии уделял развитию железнодорожного подвижного состава. Уже к концу 1922 года на железной дороге были восстановлены мастерские, депо и узловые станции, где работало 16,5 тысячи человек, функционировало 25 партячеек, объединявших свыше 450 коммунистов.
Восстановление промышленности, как и сельского хозяйства, завершилось на Гомельщине к 1926 году. Выпуск продукции превысил довоенный уровень. А отдельные отрасли, такие, как спичечная и бумажная, по выпускаемой продукции превысили показатели 1913 года. Уже в 1924—1925 годах промышленность губернии дала около 5 миллионов рублей прибыли.
Подъём сельского хозяйства и промышленности позволил повысить уровень общего благосостояния трудящихся. Выросла заработная плата рабочих и служащих. Сократилась численность безработных. Развивалась система социального обеспечения, здравоохранения и народного образования, улучшились жилищные условия и быт рабочих и служащих. Увеличивались государственные расходы на здравоохранение. В 1924—1925 годах в Гомельской губернии в городах насчитывалось 11 стационарных больниц и 15 амбулаторий. На селе действовало 22 стационарных больницы, 51 амбулатория, 56 фельдшерских пунктов. Расширялось санаторно-курортное лечение, строились дома отдыха. Ещё в 1921 году в живописном месте в Клёнках были открыты три дома отдыха, вскоре дома отдыха и санатории открылись в Ново-Белице, Чёнках и других местах.
Несмотря на трудности восстановительного периода, проводилась большая работа по подъёму культурного уровня трудящихся. Первоочередное внимание уделялось ликвидации неграмотности. В Гомельской губернии в 1920 году на 100 мужчин приходилось 56 неграмотных, на 100 женщин — 81. В городах и других населенных пунктах были созданы добровольные общества «Долой неграмотность!». К 1925 году на Гомельщине действовало 400 пунктов по ликвидации неграмотности и малограмотности. Через год было уже 800, их окончило 52 тысячи человек.
Из года в год увеличивались ассигнования на народное образование, что давало возможность расширить школьную сеть. В 1925/26 учебном году в губернии насчитывалось 1007 общеобразовательных школ, в основном начальных. Школу посещало 55 процентов детей в возрасте от 8 до 11 лет и 34 процента подростков. Кроме того, в губернии работало шесть техникумов, в том числе три педагогических, два сельскохозяйственных и один индустриальный, где обучалось более тысячи юношей и девушек. Работало также четыре профшколы, две музыкальные и пять школ ФЗО. В 1923 году в Гомеле был открыт рабфак, готовивший рабочую молодёжь для поступления в вузы. Из 150 студентов первого набора 120 были рабочими, 22 — крестьянами. Развивалась сеть дошкольных учреждений. В 1925 году в губернии работало 14 детских садов на 400 детей. Организовывались сезонные ясли-сады. Летом 1924 года действовало 32 детских яслей-садов на 1100 детей. Продолжалась борьба с детской беспризорностью, создавались детские дома и колонии. К октябрю 1925 года в губернии было 42 детских дома и 5 сельских колоний, в которых воспитывалось 1676 человек.
Главными центрами проведения политической и культурно-массовой работы являлись 234 избы-читальни, а также агитпункты, библиотеки, красные уголки, рабочие клубы и дома рабочего просвещения. В губернии действовало 10 театров (в каждом от 300 до 600 мест) и 23 кинотеатра.
В авангарде борьбы за восстановление народного хозяйства шли коммунисты. Быстро росли авторитет и влияние партии в массах, это особенно ярко проявилось при проведении политических кампаний. Так, предвыборная кампания в Советы в конце 1922 года прошла под руководством большевистской партии. Во вновь избранных волостных исполкомах коммунисты составили 60 процентов, а среди председателей волостных исполкомов — 93 процента. Партийные комитеты и организации окрепли идейно и организационно, выросла численность коммунистов. Особенно увеличилась партийная организация губернии во время ленинского призыва. К апрелю 1924 года в партию было принято 1639 человек из 3258 подавших заявления. На гомельском заводе «Двигатель революции» ленинский призыв составил 50 процентов всей партийной ячейки. К октябрю 1925 года в Гомельской губернской парторганизации уже насчитывалось 4239 коммунистов, 73,8 процента их составляли рабочие. Это были преданные делу ленинской партии, закалённые в борьбе люди.
Большую помощь партийной организации Гомельщины в восстановлении народного хозяйства и общественно-политической жизни оказывал комсомол. Его ряды быстро росли. К июню 1923 года комсомольская организация Гомельской губернии насчитывала 5000 юношей и девушек. Проходивший в это время VII губернский съезд РКСМ в телеграмме В.И. Ленину отмечал, что подготовка смены идёт хорошо, успешно, в боевом порядке, кадры растут и крепнут. К 1925 году комсомол Гомельщины, руководимый партийными организациями, превратился в многотысячную армию, полную силы и революционного энтузиазма. В его рядах было свыше 10 тысяч юношей и девушек, в том числе 44 процента составляли промышленные рабочие, 47 процентов — крестьяне и батраки. Партийные организации руководили комсомолом, направляли молодых коммунистов для работы в комсомольских ячейках. К октябрю 1925 года в губернской комсомольской организации состояло 1177 членов и кандидатов в члены партии. Комсомольцы активизировали работу на местах, усилили связь с молодёжью, вели борьбу с буржуазными и националистическими настроениями среди части молодёжи в условиях нэпа, были надёжными помощниками партии в борьбе с разрухой, голодом, безработицей, активно участвовали в восстановлении и строительстве предприятий, кооперировании деревни. Они проводили также большую атеистическую работу. Устраивали молодёжные карнавалы, вовлекали сверстников в спортивно-физкультурные мероприятия. В 1923 году было создано 30 спортивных кружков, в которых занималось более 5 тысяч юношей и девушек. Весной 1923 года в губернии начали создаваться отряды юных пионеров, над которыми комсомольцы взяли шефство.
Важную роль в создании нового общества занимали профсоюзы. Они были самой многочисленной общественной организацией. Уже в 1923 году на 400 тысяч городского и местечкового населения губернии приходилось 60 тысяч членов профсоюза. Партийные комитеты укрепляли руководящий состав в профсоюзах. В 1921 году среди 93 ответственных профсоюзных работников 33 были коммунистами. Укреплялись рабочкомы, расширялся приём в члены профсоюза батраков. Следуя ленинским заветам, профсоюзы учились хозяйничать и воспитывать, крепли организационно и идейно, становились школой коммунизма.
Восстановительный период завершался. И несмотря на то что впереди предстояла ещё большая работа, это знаменовало собой крупный шаг по пути дальнейшего строительства социализма.
Н.К. Тетерюков
Белорусская ССР. Гомельская область. 3-е издание, дополненное и переработанное. 1988.



