С какой радостью возвращались люди домой, в свой разрушенный, но такой родной, единственный в мире город! С каким энтузиазмом брались за его восстановление истощённые войной, холодом и голодом гомельчане!
Работа кипела повсеместно. Потери, которые, например, были нанесены немецко-фашистскими варварами Гомельскому железнодорожному узлу, нельзя даже было точно оценить. В руинах лежали паровозо-вагоноремонтный завод, вокзал, депо, мосты и путепроводы, водонапорные башни, стрелочное хозяйство. На месте служебных помещений, жилых домов, садов — кучи битого кирпича, мусора, остатки взорванных и сожжённых зданий. Паровозы, вагоны, двигатели, оборудование гитлеровцы вывезли в Германию,
Так ужасно выглядел весь тогдашний Гомель.
Началось возрождение. В это время с новой силой проявились традиции стахановского движения, он приобрел новые патриотические формы.
Высокий трудовой героизм проявили железнодорожные войска, работники транспорта, все горожане при восстановлении Гомельского железнодорожного узла. За сутки голодные и истощённые люди укладывали по 10-12 километров главного пути. Уже на третий день после изгнания из города оккупантов началось движение поездов, а на пятый день из Гомеля на фронт по двум важнейшим стратегическим направлениям — Жлобинском и Калинковичском — пошли первые воинские эталоны. В короткий срок были введены в эксплуатацию два больших моста через Ипуть и Сож. Появилась вода, была налажена диспетчерская связь, восстанавливались служебные помещения для паровозных и поездных бригад. Так тогда работали.
Каждый кусок железа, каждый винтик шли в дело.
Жизнь возрождалась повсеместно. Уже через месяц после освобождения города в клубе железнодорожников имени В.И. Ленина работал зал для демонстрации кинофильмов, встретила первых читателей библиотека.
Так получил вторую жизнь, возродился в освобождённом Гомеле стахановское движение. Каждый гомельчанин понимал, что высокопроизводительный труд — это прямая и непосредственная помощь фронту.
Г. Панькова, З. Азарова, Л. Равская — запевалы новых стахановских дел на Гомельщине. В депо женщины во главе с Лидией Равской отработали на его восстановлении более 11 тысяч часов, а сама Л. Равская — свыше 1700 часов.
Работали учащиеся Гомельского железнодорожного техникума, жители близких улиц. Они, кстати, обратились ко всему населению города с призывом последовать их примеру.
Самоотверженным трудом, энтузиазмом и героизмом прославилась первая на Гомельщине комсомольско-молодёжная фронтовая бригада имени Героя Советского Союза А. Исаченко. Во главе её была Таня Федорина. Молодёжь решила работать под девизом: «С меньшим количеством работников — более высокая производительность труда». Так, как бойцы Красной армии сражаются на фронте. Их девиз подхватили другие бригады — Русаковой, Волосевич…
Инициативы в то время были частыми. Работать на восстановлении после основной работы предложил весной 1944 года машинист Гомельского паровозного депо коммунист Сергей Евмененко. После поездки, которая иной раз продолжалась более суток, Евмененко и его бригада зачастую ещё пять часов работали на восстановлении депо. Почин машиниста-стахановца встретил на железной дороге поддержку. В числе первых его последователей были машинисты А.Е. Александров, М.И. Башкин, С.С. Бочаров, С.Н. Равский, путевой обходчик Заболотников, комплексная бригада Колыбалова.
25 июля 1944 года в Гомеле состоялось первое собрание стахановцев. На него пришли 200 лучших рабочих, среди них были и работники железной дороги.
Важность восстановления железнодорожного узла понимали все гомельчане. Осенью 1944 года трудовые коллективы заводов и учреждений города поддержали инициативу москвичей — взяли шефство над подготовкой локомотивного парка к зиме. «Гомсельмаш», облпотребсоюз, электротехнический завод, жирокомбинат, комбинат «Спартак» помогали железнодорожникам.
В то героическое время прославили свои имена многие гомельчане. Среди них каменщик-стахановец Гомельского железнодорожного строительного участка Митрофан Климович Бронфилов. 7 сентября 1945 года он установил всесоюзный рекорд — положил за смену 31600 кирпичей. Это составляло примерно 34 сменные нормы.
С каждым днём оживал и набирал силу Гомельский железнодорожный узел, рождая новых стахановцев, новые рабочие рекорды.
А. Егорова, старший научный сотрудник областного краеведческого музея
Гомельская правда, 21 апреля 1985
Перевод Александра Флегентова