Возрождение

С какой радостью возвращались люди домой, в свой разрушенный, но такой родной, единственный в мире город! С каким энтузиазмом брались за его восстановление истощённые войной, холодом и голодом гомельчане!

Работа кипела повсеместно. Потери, которые, например, были нанесены немецко-фашистскими варварами Гомельскому железнодорожному узлу, нельзя даже было точно оценить. В руинах лежали паровозо-вагоноремонтный завод, вокзал, депо, мосты и путепроводы, водонапорные башни, стрелочное хозяйство. На месте служебных помещений, жилых домов, садов — кучи битого кирпича, мусора, остатки взорванных и сожжённых зданий. Паровозы, вагоны, двигатели, оборудование гитлеровцы вывезли в Германию,

Так ужасно выглядел весь тогдашний Гомель.

Началось возрождение. В это время с новой силой проявились традиции стахановского движения, он приобрел новые патриотические формы.

Высокий трудовой героизм проявили железнодорожные войска, работники транспорта, все горожане при восстановлении Гомельского железнодорожного узла. За сутки голодные и истощённые люди укладывали по 10-12 километров главного пути. Уже на третий день после изгнания из города оккупантов началось движение поездов, а на пятый день из Гомеля на фронт по двум важнейшим стратегическим направлениям — Жлобинском и Калинковичском — пошли первые воинские эталоны. В короткий срок были введены в эксплуатацию два больших моста через Ипуть и Сож. Появилась вода, была налажена диспетчерская связь, восстанавливались служебные помещения для паровозных и поездных бригад. Так тогда работали.

Каждый кусок железа, каждый винтик шли в дело.

Жизнь возрождалась повсеместно. Уже через месяц после освобождения города в клубе железнодорожников имени В.И. Ленина работал зал для демонстрации кинофильмов, встретила первых читателей библиотека.

Так получил вторую жизнь, возродился в освобождённом Гомеле стахановское движение. Каждый гомельчанин понимал, что высокопроизводительный труд — это прямая и непосредственная помощь фронту.

Г. Панькова, З. Азарова, Л. Равская — запевалы новых стахановских дел на Гомельщине. В депо женщины во главе с Лидией Равской отработали на его восстановлении более 11 тысяч часов, а сама Л. Равская — свыше 1700 часов.

Работали учащиеся Гомельского железнодорожного техникума, жители близких улиц. Они, кстати, обратились ко всему населению города с призывом последовать их примеру.

Самоотверженным трудом, энтузиазмом и героизмом прославилась первая на Гомельщине комсомольско-молодёжная фронтовая бригада имени Героя Советского Союза А. Исаченко. Во главе её была Таня Федорина. Молодёжь решила работать под девизом: «С меньшим количеством работников — более высокая производительность труда». Так, как бойцы Красной армии сражаются на фронте. Их девиз подхватили другие бригады — Русаковой, Волосевич…

Инициативы в то время были частыми. Работать на восстановлении после основной работы предложил весной 1944 года машинист Гомельского паровозного депо коммунист Сергей Евмененко. После поездки, которая иной раз продолжалась более суток, Евмененко и его бригада зачастую ещё пять часов работали на восстановлении депо. Почин машиниста-стахановца встретил на железной дороге поддержку. В числе первых его последователей были машинисты А.Е. Александров, М.И. Башкин, С.С. Бочаров, С.Н. Равский, путевой обходчик Заболотников, комплексная бригада Колыбалова.

25 июля 1944 года в Гомеле состоялось первое собрание стахановцев. На него пришли 200 лучших рабочих, среди них были и работники железной дороги.

Важность восстановления железнодорожного узла понимали все гомельчане. Осенью 1944 года трудовые коллективы заводов и учреждений города поддержали инициативу москвичей — взяли шефство над подготовкой локомотивного парка к зиме. «Гомсельмаш», облпотребсоюз, электротехнический завод, жирокомбинат, комбинат «Спартак» помогали железнодорожникам.

В то героическое время прославили свои имена многие гомельчане. Среди них каменщик-стахановец Гомельского железнодорожного строительного участка Митрофан Климович Бронфилов. 7 сентября 1945 года он установил всесоюзный рекорд — положил за смену 31600 кирпичей. Это составляло примерно 34 сменные нормы.

С каждым днём оживал и набирал силу Гомельский железнодорожный узел, рождая новых стахановцев, новые рабочие рекорды.

А. Егорова, старший научный сотрудник областного краеведческого музея

Гомельская правда, 21 апреля 1985

Перевод Александра Флегентова

Подписаться на каналы Гомельского историко-краеведческого портала, где размещаются публикации всех сайтов портала: Дзен, Телеграм, ВКонтакте, Одноклассники.