Представляем автора: Раиса Александровна Водяникова одиннадцать лет работает водителем троллейбуса. Она — специалист первого класса, неоднократно и награждалась знаками «Победитель соцсоревнования», почётными грамотами, ценными подарками. Сейчас Р. А. Водяникова возглавляет партийную группу, все члены которой — ударники коммунистического труда. О партгруппе, о том, что волнует коммунистов, и рассказывает в этой статье Раиса Александровна.
Привлекательно сверкает росистая зелень деревьев в парке, аист кружит за Сожем, весело прокалывает лёгкий туман над водой первые солнечные лучи. Неугомонный рыбак гребёт куда-то в сторону новых микрорайонов, парни и девушки в ярких спортивных костюмах спешат поближе к воде, чтобы потренироваться, подышать ещё насыщенным ароматом летней ночи воздухом. Просыпается город.
Едешь по нему и представляешь, как через час или меньше десятки тысяч гомельчан заполнят его улицы и проспекты. Их настроение, их рабочий день или день отдыха в какой-то мере зависят и от тебя, водителя троллейбуса, представителя работников городского транспорта, деятельность которого во многом определяет жизнь города.
А вскоре перед глазами уже другая картина. Твои друзья из технических служб ремонтируют троллейбус, что-то уточняют, увязывают с диспетчерами, водители обмениваются опытом, обсуждают наболевшие вопросы, осуждают кого-то за неправильное поведение…
Большой коллектив работает в нашем троллейбусном управлении, здесь и опытные мастера и совсем молодые, которые только приобретают умения, опыт. Серьёзная ответственность за повышение количественных и качественных показателей работы, за воспитание коллектива возложена на его авангард — коммунистов.
Уже трижды товарищи выбирают меня партгруппоргом. Это ко многому обязывает.
Конечно, от мастерства и отношения к работе водителя зависят не только pyx именно его троллейбуса, но и то, как оборудовать дела вообще на маршруте. Неправильные действия могут создать на линии перегрузку и тогда автоматы на силовой подстанции отключат энергию, на дорогах будет заминка. Или возьмите такой случай, когда движение троллейбусов на какое-то время неоправданно уплотняется, а потом пассажиры вынуждены подолгу ждать их.
Эти, да и многие другие факты свидетельствуют, что водители троллейбусов работают не по отдельности, все вместе они — коллектив. Здесь всё играет роль: личное умение, озабоченность каждого общими усилиями, прочность дружеских отношений, готовность прийти на помощь.
Пятый маршрут — «Вокзал-Наво-Белица» — считается лучшим в троллейбусном управлении. У нас нет дорожно-транспортных происшествий, мы более аккуратно выдерживаем график движения, более точно соблюдаем требования к перевозке пассажиров. Но это по сравнению с теми, у кого показатели сравнению с тем очень высокие. Если же подойти со всей строгостью даже к лучшим, становится видно, что возможностей для совершенствования работы ещё немало.
Практически не было у нас ни одного собрания партийной группы, где бы мы не пропагандировали так или иначе опыт наших передовиков-коммунистов. И это не удивительно, ведь такие водители, как В. П. Агеенко, А. Н. Анисенко, В. Р. Леванский, Е. А. Фридман, водитель-учитель М. Д. Яшкин, и составляют ядро коллектива, обслуживающего наш пятый маршрут и во встречах с членами которого воспитывается и взрослеет молодёжь.
Благодаря этим товарищам всегда интересно, по-деловому проходят партийные собрания. Обмениваемся мнениями, вырабатываем меры по совершенствованию работы. Большинство собраний — открытые, по сути, в них участвует весь коллектив троллейбусного маршрута.
Одним из самых действенных и памятных было собрание, на котором обсуждали наши задачи в свете решений XXVI съезда КПСС. В документах этого форума для коммуниста любой профессии содержится богатый опыт, обобщённый партией, конкретная программа деятельности на будущее позволяет каждому определить свои перспективы в созидательном труде народа.
Мы не только хорошо изучили документы съезда, но и подчеркнули на собрании те из них положений, которые касаются непосредственно нас. Особенно заинтересованно обсуждали мысль Л. И. Брежнева о том, насколько важно для людей, как их обслуживают, как при этом с ними разговаривают и сколько они тратят времени на всякого рода бытовые хлопоты. Здесь было над чем задуматься и тем коммунистам, которые работают водителями. Тем более, что Леонид Ильич очень правильно вынес эти вопросы за чисто производственные рамки, указал: от того, как они решаются, люди в большой мере судят о партийной работе вообще.
Результатом определения задач в соответствии с решениями XXVI съезда партии стали повышенные социалистические обязательства коллектива нашего маршрута. Мы их выполняем. И не только не допустили дорожно-транспортных происшествий, но и снизили количество сходов троллейбусов с линии, нарушений графика, приняли действенные меры по повышению культуры перевозок.
О качестве, безопасности, культуре перевозок хочется сказать отдельно. Нередко проблемы здесь возникают в связи с обновлением коллектива. Молодые люди, решившие стать водителями, сначала видят одни выигрышные стороны профессии, мало задумываются над ответственностью, которую несёт водитель за своих пассажиров.
Представьте, в троллейбус, где за рулем юноша, вошёл его одноклассник. Как же не пригласить его в кабину, не покрасоваться, не вспомнить школьные годы, выпускной бал… Вот и забывает на какое-то время молодой водитель о том, что на дороге в любую минуту может возникнуть сложная ситуация, а его внимание ослаблено, забывает о людях в салоне, которые фактически доверяют ему свои жизни.
Такое поведение коллектив наказывает. Надолго запомнит возмущение товарищей, например, Николай Сорокалетов.
Мы понимаем, что юношей и девушек, которые приходят к нам, необходимо прежде всего воспитывать. Именно поэтому сейчас за молодёжью закреплены старшие товарищи. Коммунисты — наши лучшие наставники. Не сразу стала хорошим водителем Алла Агеенко, а вот когда поработал с ней однофамилец, коммунист В. П. Агеенко, положение в корне изменилось. То же самое касается и Володи Осовца, с которым довелось немало беседовать мне.
Не хочу преувеличивать, не всё у нас хорошо. Если бывают жалобы на водителя, что он не объявлял, допустим, остановок, то мы с виновника обязательно спросим. Но вот что ещё волнует меня и моих товарищей, о чём мы часто говорим на партийных собраниях: кто спросит с пассажира, который ведёт себя неправильно?
Отталкивая пожилых людей, врываются в переднюю дверь молодые, развалившись, сидит современный «силач», а рядом старушка с сумками стоит… Думаете, водитель испытывает нервную нагрузку только от того, что на дорогах машин много? Нет, хамство у дверей и в салоне огорчает иной раз куда больше.
Мне кажется неверным, что с такими явлениями по мере сил борются пока только одни художники-карикатуристы. Некоторое время я жила в Кустанае, и мне запомнились в городском транспорте пионерские посты. Подходит к «силачу» девочка или мальчик в красном галстуке, с повязкой на рукаве и добродушно так обращается к нему: «Дяденька, уступите, пожалуйста, место старушке!» Глядишь, покраснеет дяденька, вскочит. Да и сам пионер лучше осознает, что такое уважение к старшим.
Мне кажется, что не стоит тратить время на городские и народные гулянья. Если они или пионеры запланировали какие-то мероприятия на пятом маршруте, то от коммунистов и вообще всех водителей поддержка им обеспечена.
Коммунисты нашей партгруппы — люди разнообразных интересов, поэтому они всегда стремятся сделать более богатой и свою работу, ежедневно активно участвовать в общественной жизни. Разумеется, этому наиболее содействуют те поручения, которые мы им даём. Владимир Григорьевич Леванский, например, редактирует нашу настенную газету. Мы благодарны ему, что в ней всегда можно почитать о делах коллектива. Николай Дмитриевич Яшкин постоянно заботится о наглядной агитации. Яков Абрамович Фридман возглавляет нашу группу народного контроля. Кстати, коммунист Фридман наиболее принципиально выступал и на партийных собраниях в управлении.
Мне нравится микроклимат, сложившийся в коллективе пятого маршрута. Немало примеров дружеского, «рыцарского» отношения к женщине-водителю. Мужчина всегда поможет выполнить мелкий ремонт, пересядет на «заболевший» троллейбус, чтобы отогнать его в депо и там, вместе со слесарями, быстрее возвратить машину снова на линию. Члены нашего коллектива участвуют в работе специальной народной дружины, не пассивничают на субботниках, мы охотно ходим вместе в театр или цирк.
Сочетание требовательности с взаимопомощью, активная ведущая роль коммунистов — вот те гарантии, которые, по моему мнению, позволят коллективу пятого маршрута работать в будущем ещё лучше.
Р. Водяникова, водитель троллейбуса троллейбусного управления, партгруппорг
Гомельская правда, 1 июля 1981