На памятных досках на фасаде Гомельского станкостроительного завода имени Кирова — строки о революционных, боевых и трудовых заслугах коллектива. Прошу более подробно рассказать об истории предприятия.
А. Рожков, г. Добруш.
В архивных документах есть сведения о том, что сразу же после 1-го съезда РСДРП на совете предприятий Гомеля расширилась борьба рабочих против самодержавия, политического и экономического угнетения. В августе 1899 года на литейном заводе купца Фрумина (ныне завод имени С.М. Кирова) вспыхнула забастовка. Её участники требовали сокращения рабочего дня до 12 часов, повышения зарплаты на 20 процентов, запрета штрафов и оскорбления рабочих.
Здесь в 1901 году возникла искровская ячейка. По заданию Полесского комитета РСДРП Семён Суздальцев, Терентий Самсонов и Иван Шустов сделали печатный станок, на котором размножались статьи Владимира Ильича Ленина, большевистские листовки, брошюры, материалы из газеты «Искра». Революционную деятельность рабочих не могли остановить жестокие репрессии охранников угнетательского строя.
16 января 1905 года по призыву большевиков металлисты этого предприятия вышли на улицу Кузнечная (ныне Интернациональная) с лозунгами «Долой самодержавие!». К ним присоединился рабочий люд с других улиц. Нередко полиция отступала перед демонстрантами. Об этом, в частности, говорил председатель Полесского комитета РСДРП М. К. Владимиров на 3 съезде партии в Лондоне: «У нас в Гомеле есть одна улица, которая буквально принадлежит рабочим и которую они отвоевали шаг за шагом».
За участие в первой русской революции оказались в тюрьме рабочие И. Захарин, А. Пасиков, Б. Чертков, Д. Ябров и другие активисты забастовочной, политической борьбы. Но на место заключенных борцов становились новые бойцы революции. Накануне и во время Великой Октябрьской социалистической революции здесь отличились большевистской решимостью, преданностью интересам пролетариата И. Шаповалов, 3. Сапожников, X. Любомирский, Н. Московенко. В поддержку советской власти, для борьбы с ее врагами был создан на заводе красногвардейский отряд, который действовал сначала самостоятельно, а потом присоединился к другим военным формированиям молодой Республики Советов, влился в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию.
После Великого Октября было стерто имя купца с фасада литейного предприятия, его назвали: «Третий советский завод» (в Гомеле). Потом дали ему новое имя — «Пролетарий». Менялись не только названия предприятия. С учетом потребностей индустриализации страны росли его мощности, менялась специализация.
В первой пятилетке завод выпускал продукцию для промышленности и строительства: насосы, паровые котлы, водомеры, растворомешалки. В соревновании за повышение производительности труда и качества продукции здесь возникла одна из первых «сквозных ударных бригад» в Беларуси. Она в 1931 году была награждена орденом Трудового Красного Знамени БССР; в свидетельстве было записано: «За большевистские примеры поднятия производства и рост политического сознания».
Рабочие этого предприятия отличились патриотизмом, мужеством и в Великую Отечественную войну: в боях с фашистскими захватчиками, по выпуску знаменитых «катюш» в Свердловске. Воспитанникам станкостроительного завода имени С. М. Кирова, бывшим рабочим И. Б. Катунину и Н.И. Жолудову за боевые подвиги было присвоено звание Героя Советского Союза. В летописи предприятия записаны фамилии многих славных работников, в том числе из династий Васильевых, Поволоцких, Кабошниковых, Бодровых, Бондаренко.
Ветераны завода недоумевают: как изменился он в советское время! Вырос вдвое только за последние несколько лет. На нем широко внедрены автоматизация и механизация, высокая культура производства. Его станки надежно работают на предприятиях страны и за рубежом. А наследие же было не богато. До революции, в 1911 году, здесь в примитивных, тяжелых условиях использовались: одна вагранка, один локомобиль, шесть токарных станков, один — строгальный, два — сверлильный. Тогда за год предприятие давало 3000 пудов несложной литейной продукции из чугуна, 35 пудов — из меди.
Кроме мозолистых рук и недостачи ничего не имели закабаленные рабочие. Шаги к лучшей жизни делали гомельские металлисты из покорения улицы, политических свобод. Теперь их потомки, станкостроители, — хозяева своего замечательного предприятия, своей счастливой судьбы.
Ф. Давыдов, П. Степанов
Гомельская правда, 12.10.1979
Перевод Александра Флегентова