С каждым годом растёт количество пассажиров автобусов и такси. Это требует от водителей коренного улучшения своей работы. И надо сказать, что подавляющее большинство их честно выполняет свои обязанности. В тоже время есть ещё жалобы от пассажиров на плохое обслуживание.
С целью дальнейшего улучшения обслуживания населения автобусными и таксомоторными перевозками в Гомеле, как и везде в Белорусской ССР, вводится «Талон культуры обслуживания пассажиров водителями автобусов и таксомоторов». Сейчас издано типовое положение, которым должны руководствоваться водители при обслуживании населения.
Водитель при работе на линии обязан постоянно иметь при себе выданный ему талон и по первому требованию предъявить его лицам, осуществляющим контроль. В талоне есть 10 пунктов, которые определяют наиболее характерные нарушения, которые могут быть допущены водителем. Вот они: грубость к пассажирам, отказ в обслуживании; обсчёт или завышение стоимости проезда, невыдача билетов, провоз пассажиров с не включенным таксометром, или нарушение эксплуатации таксометра и спидометра; неповиновение служебным и контролирующим лицам на линии; нарушение порядка выезда за пределы 50-километровой зоны; отклонение от маршрута, проезд остановок, остановка в неопределенном для этого месте; подсадка или подбор пассажиров, перегрузка автомобиля; нарушение норм технической эксплуатации на линии; отсутствие трафаретов, табличек с фамилией водителя или режимом работы таксомотора; не объявление остановок при работе без кондуктора на городских автобусных маршрутах и информации о правилах перевозки пассажиров и оплаты проезда.
Руководство автохозяйства на основании записей в дорожном письме, присланных жалоб пассажиров, письменных рапортов и актов работников, осуществляющих контроль за транспортом на линии, после проверки фактов делает компостерную просечку в талоне по одному из выявленных пунктов нарушения. Все нарушения обязательно должны быть отражены в лицевой карточке учёта дисциплинарных взысканий.
Сначала всем водителям выдается талон зелёного цвета. А замена его на жёлтый производится при трёх просечках и в случае допущения водителем одного нарушения, указанного в первых пяти пунктах.
Водители, не имеющие нарушений в течение года, поощряются автохозяйством. При наличии одного и более нарушений, отмеченных в талоне, водитель лишается премиальной оплаты частично или полностью за тот месяц, в котором было допущено нарушение. А водитель, который получит талон жёлтого цвета, лишается премиальной оплаты частично или полностью за год.
При наличии трёх просечек в талоне жёлтого цвета руководство автохозяйства должно решить вопрос о дальнейшем использовании водителя на пассажирском транспорте.
Введение таких талонов должно послужить дальнейшему улучшению работы всего пассажирского транспорта.
С. Драпей, начальник отдела эксплуатации Гомельского таксопарка
Гомельская правда, 18 сентября 1975