Один обычный день…

Гомельский государственный цирк… Своеобразная архитектура его здания украсила город совсем недавно, каких-нибудь два с половиной года назад. Сюда по вечерам и в выходные дни со всех уголков областного центра, из других городов и деревень Гомельщины, даже из соседних районов Могилёвской, Брянской, Черниговской областей спешат любители циркового искусства.

Архитекторы и строители сделали хороший подарок городу. Гомельский цирк привлекает не только интересным внешним видом. В нём предусмотрены максимальные удобства как для зрителей, так и для артистов. Мощные кондиционные установки и зимой, и летом поддерживают в помещении приятную, ровную температуру воздуха. Электрическое, радио- и кинооборудование, акустика и другие технические службы соответствуют самым современным требованиям. Для артистов цирка построена чудесная гостиница. Гримёрные комнаты, тренировочное оборудование всегда в распоряжении артистов. Удобно расположены, разумеется, и помещения для лошадей, хищных и других зверей, птиц.

Исполняющий обязанности администратора Яков Лобович, который знакомил меня со зданием Гомельского цирка, как настоящий патриот своего родного города, время от времени подчеркивал: «Вот это у нас лучше, чем в Минском цирке. И вот это лучше сделано. И это тоже». И действительно, оборудование Гомельского цирка во многом выгодно отличается от соответствующего оборудования столичного цирка. Даже зрителей он может принимать сразу 1856, это гораздо больше, чем минский, на сто человек.

Обычный рабочий день. Примерно середина дня — то время, когда, по представлению определённой части зрителей, в здании цирка бывает пусто. Однако вряд ли бывает минута, чтобы в цирке было тихо.

С утра до вечера на арене репетируют или тренируются (эти слова всё равно не передают истинного смысла той огромной, титанической работы, которую выполняют гимнасты, эквилибристы, жонглёры, турнисты). Мало того, одновременно манеж «делят» между собой исполнители двух-трёх, а то и больше номеров.

Раз за разом, раз за разом повторяется одно и то же движение, отрабатывается каждый жест, чтобы во время представления выполнить свой номер чисто, точно, без самых незначительных накладок.

Кстати, если всё же выпадает свободное время, впустую его не тратит ни один артист. Экскурсии на заводы и фабрики, в музеи и просто по городу, встречи со зрителями в школах, на предприятиях и в организациях. И, разумеется, творческое шефство над своими младшими коллегами из народных цирков Дворца культуры железнодорожников имени В. И. Ленина и Дворца культуры стеклозавода имени М. В. Ломоносова и других…

Наступает вечер. Цирк зажигает огни. Ровно в 19.30 звучат фанфары. Представление начинается. Один за другим меняются номера. Лирический почерк воздушной гимнастки Галины Чижовой. Стремительный ритм выступления лауреатов Всесоюзного смотра новых цирковых произведений-турнистов под руководством А. Чижова. Интересные новинки в традиционном эквилибре на катушках Михаила Жадина. Интересная, нестандартная музыкальная шутка Эльвиры Демош. По-настоящему своеобразный колорит движений у гимнастов на мачтах Чанминовых. Да и в каждом другом номере чувствуется творческий поиск, стремление к новому.

И всё же все эти номера звучат словно увертюра перед главными событиями, происходящими на арене, перед большими аттракционами.

С первыми же аккордами огненной осетинской мелодии ждёшь стремительного выезда на арену джигитов на красавцах-лошадях. Джигиты, действительно, будто вылетают из-за кулис. Но не на лошадях. Они создают живописный коридор, в который на белоснежном «Нарзане» выезжает амазонка. Это — руководитель конного аттракциона «Иристон» народная артистка Северо-Осетинской АССР, заслуженная артистка РСФСР Дереса Михайловна Туганова. Повинуясь её едва заметным движениям, конь исполняет серию сольных «танцев». А потом… В одно мгновение словно включили совсем другие скорости. Осетинские всадники в стремительном темпе демонстрируют своё превосходное мастерство джигитовки.

Особенно заинтересовано слежу за выступлением лучших всадников — заслуженного артиста Северной Осетии Махарбека Мамиева, Арсена Батиева, с которыми познакомился ещё днем. Дереса Михайловна рассказывала тогда о своём детище — конном аттракционе «Иристон» (что в переводе означает «Осетия»), с которым она выступает вот уже тринадцать лет. Далеко за пределами страны — на цирковых аренах Франции, Англии, Италии, Австралии, ФРГ, Японии, США, Канады и многих других зарубежных стран — демонстрировали своё мастерство стремительные всадники «Иристона». И везде им сопутствовал успех. Дереса Михайловна принадлежит к знаменитой цирковой семье Михаила Николаевича Туганова, известного в прошлом не только как выдающегося артиста, но и как бесстрашного воина-всадника, который, кстати, участвовал в освобождении Гомельщины от немецко-фашистских захватчиков. Дереса Михайловна с гордостью продолжает семейную традицию. Двадцать четыре года уже отдано цирку, из них более половины — с самостоятельным аттракционом «Иристон». Махарбек Мамиев и Арсен Батиев — его ведущие солисты. Но и остальные артисты — мастера своего дела. Правда, время от времени то один, то другой джигит ненадолго прощается с коллективом: приходит время юношам служить в рядах Советской Армии. Вот и сейчас с честью выполняют свой высокий долг перед Родиной Руслан Гугкаев и Теймураз Кануков.

Аттракцион «Иристон» определяется подлинной народностью, умением средствами циркового трюка достичь художественной образности. Именно эти качества обеспечивают постоянный многолетний успех его выступлениям.

Во втором отделении большое место занимает аттракцион «Дрессированные медведи» под руководством Ивана Анисимова. Его будничное, на первый взгляд, поведение на арене, немного «немодный» костюм создают впечатление, что медведи «работают» на арене сами по себе, а он, Иван Анисимов, только наблюдает за ними и время от времени что-то подсказывает им. Вот это внешняя лёгкость выступления, исключительно чёткое, естественнее, с каким-то юмором выполнение его питомцами сложных трюков и привлекают особое внимание зрителей. Кажется, его медведи умеют всё: танцевать, кататься на самокате, держать равновесие, жонглировать и т.д.

Представление закончено. Зрители давно разошлись. А в цирке ещё долго не гаснут огни. Кто разбирает допущенные ошибки, кто успокаивает возбуждённых выступлением животных, кто просто делится своими мыслями, впечатлениями. Наконец, рабочий день закончен, ещё один обычный день в цирке.

Я. Ляхов, спец. корр. «Чырвонай змены»

Чырвоная змена, 12 февраля 1975

Подписаться на каналы Гомельского историко-краеведческого портала, где размещаются публикации всех сайтов портала: Дзен, Телеграм, ВКонтакте, Одноклассники.