Товарняк, тяжело дыша, прошёл перелесок, проскочил кучку красавиц-берёз и вырвался на простор. Тут начинался затяжной подъём, и хлопот машинисту прибавлялось. Главное — не сбавить скорости, не расходовать лишнее топливо. Александр Кондратов, машинист локомотива, повернул ручку контролёра на себя и прислушался. Мощный дизель загудел ещё сильнее, и скорость поезда возросла.
— Как там у тебя? — бросил машинист своему помощнику Владимиру Хейфецу, который по приборам проверял работу дизеля и вспомогательных агрегатов.
Тот смахнул ладонью со лба пот (жара августовского дня давала себя чувствовать) и коротко ответил:
— Всё нормально.
Нормально… Это слово сопутствует бригаде уже более двух лет — всё то время, когда Александр Иванович и Владимир, его молодой помощник, работают вместе. Оба понимают друг друга с полуслова, оба отличаются большим профессиональным мастерством. И тем не менее, когда преодолевают вот этот затяжной подъём на участке Мирадино-Бобруйск, и один и другой предельно бдительны и сосредоточены. Особенно тогда, когда вот, как сегодня, состав тяжеловесный, превышает норму на 400 тонн. Тут смотреть и смотреть надо. To, что поезд преодолеет подъём, сомнений нет. А вот чтобы взять его, как говорят, с ходу, с самыми наименьшими затратами энергии и топлива, — задача нелёгкая…
— Вижу зелёный входной! — доложил Владимир, выглянув из кабины.
Александр Иванович также заметил вдали зелёный приветливый огонёк на станции Мирадино: она лежала в низине, и машинист, проверив тормоза, снова взялся за ручку контролёра. Тяжеловесный на холостом ходу помчался по склону. А через несколько минут снова подъём. И он был взят с ходу. Как и всегда, состав был доставлен в Гомель вовремя и с экономией топлива.
Хорошее знание профиля пути на участках Гомель-Калинковичи и Гомель-Осиповичи, куда несколько раз в неделю А.И. Кондратов и В. Хейфец водят товарняки, их высокое профессиональное мастерство приносят хорошие плоды. За недели ударной рабочей вахты в честь 15 братских союзных республик эта локомотивная бригада перевезла уже сверх нормы 6.275 тонн народнохозяйственных грузов и сэкономила при этом 1.215 килограммов дизельного топлива. Чтобы полнее представить значимость таких цифр, скажем, что этот сверхнормативный груз требует три дополнительных состава. А на сэкономленном топливе можно провести три товарняка от Жлобина до Гомеля.
И такие показатели не только у Кондратова, но и у многих других бригад грузового движения локомотивного депо Гомель. Настоящими мастерами вождения тяжеловесных составов зарекомендовали себя машинисты Константин Шлеменков, Виктор Горовой, Леонид Ходюков и другие. Только эти бригады за три недели рабочей вахты сумели перевезти более 25 тысяч тонн грузов и одновременно сэкономить около 2 тонн дизельного топлива.
Успешной работе эксплуатационников содействуют многие организационно-технические мероприятия, проводимые в эти дни в депо. Недавно здесь введён в эксплуатацию блок новых тепловозных мастерских, что улучшило условия труда работников таких служб, как ремонта топливной аппаратуры, аккумуляторных батарей и дизельагрегатов. В дизельагрегатном отделении появились новые грузоподъёмные машины, оборудованы специализированные рабочие места для ремонта водяных и масляных насосов.
…Под лёгким дуновением сентябрьского ветерка, в золотистых лучах солнце витает над депо государственный флаг Белорусской ССР, в честь которой несут сейчас ударную вахту его работники. Флаг вчера поручено было водрузить одному из передовых машинистов Александру Ивановичу Кондратову, коммунисту, партгруппоргу.
Ул. Перников
Гомельская правда, 5 сентября 1972
Перевод Александра Флегентова