Медали ВДНХ — учёным БИИЖТа

Один за другим мчат по железной дороге составы. Мчат строго по расписанию, в любую погоду, без выходных. Железную дорогу нельзя представить себе другой: её пути — это «стальные артерии» народного хозяйства.

Но нет-нет да и останавливаются поезда. То насыпь надо подремонтировать, то изношенные шпалы или рейки настало время заменить, то новые стрелочные переводы пора ставить. И тогда теряются ценные минуты — сотни, тысячи рублей государственных средств. Сейчас, когда с каждым днём растут провозная и пропускная способности дорог, минуты вынужденного простоя обходятся всё дороже.

Как сократить время на ремонт дорог и тем самым сэкономить как можно больше государственных средств? Над этим вопросом напряжённо работают железнодорожники и учёные, в том числе и коллектив кафедры пути и путевого хозяйства Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта.

В последние пять-шесть лет путейцы сконцентрировали своё внимание главным образом на решении задачи механизации сборки, укладки и замены стрелочных переводов. Он существенно отличается от тех методов, которые ещё широко применяются на железных дорогах страны.

— Особенность нового метода. — рассказывает один из его авторов доцент Евгений Карпович Смыков, — заключается в том, что комплексно механизированы работы по сборке стрелочных переводов на стендах. Собранные переводы перевозятся на место вкладки уже готовыми блоками, и замена устаревших переводов новыми осуществляется полнооборотными кранами.

Новый метод механизированной сборки, вкладки и замены стрелочных переводов позволяет экономить на одном комплекте 149 рублей. Цифра, на первый взгляд, небольшая. Но если учесть, что только на Гомельской дистанции пути стрелочных переводов более тысячи, станет понятным, что новый метод довольно эффективен.

Но от разработки до внедрения — «дистанция большого размера». И здесь нельзя не сказать о тесном содружестве учёных кафедры института со специалистами дистанции и службы пути, способствовавшей быстрому внедрению нового метода в производство.

Для пропаганды нового метода организации работ сотрудниками кафедры совместно с железнодорожниками подготовлены и изданы два плаката, написано несколько десятков статей, снят фильм, который в прошлом году был представлен на ВДНХ СССР, а в институте он используется в учебных целях. Сейчас издательством «Транспорт» готовятся к выпуску два новых плаката по механизированной сборке и замене стрелочных переводов для сети наших железных дорог. Новый метод организации работ нашёл широкое распространение на Северной железной дороге, а сейчас он совершенствуется и развивается на Белорусской железной дороге.

Недавно в институт пришла радостная весть: за разработку и внедрение нового метода механизированной сборки, укладки и замены стрелочных переводов главным комитетом Выставки достижений народного хозяйства СССР награждён: доцент Е.К. Смыков — серебряной, доцент Е.В. Скрежендевский — бронзовой медалью.

Дальнейшим этапом совершенствования и развития передовой технологии ремонта стрелочных переводов является создание приспособления для замены стрелочных переводов, разработанное под руководством Е.В. Скрежендевского. Внедрение таких приспособлений на железных дорогах даст большой экономический эффект.

М. Гулевич

Гомельская правда, 17 февраля 1972

Перевод Александра Флегентова

7

Подписаться на каналы Гомельского историко-краеведческого портала, где размещаются публикации всех сайтов портала: Дзен, Телеграм, ВКонтакте, Одноклассники.