Пьеса известного советского писателя Леонида Леонова «Золотая карета» была написана вскоре после Великой Отечественной войны — в 1946 году. Идея её — в утверждении суровой, как само Время, красоты советского народа — народа-победителя, героя ратных подвигов и труда.
Наш театр показал премьеру по этой пьесе Л. Леонова. Режиссёр-постановщик народный артист БССР И. Попов акцентирует внимание зрителя на том, что в спектакле противостоят друг другу две линии поведения героев. Если одни из них личное счастье органично связывают с Родиной, то другие, маленькие и подлые людишки, типа щелкановых и табун-турковских, — наоборот, заняты только своей собственной персоной, своим узким «семейным» мирком. Первые ведут борьбу со вторыми, борьбу нелёгкую, однако важную и благородную. Они утверждают социалистическую идейность в борьбе с мещанством.
В спектакле много актёрских удач. Зритель верит тихой, немногословной, но большой любви Марии Сергеевны к своему городу и его жителям. Это очень удачно подчёркивает заслуженная артистка БССР Л. Сторожева, которая исполняет роль председателя горсовета Марии Сергеевны. В трактовке артистки перед нами предстаёт женщина-работница и женщина-мать, которая любит свою семью, но против компромисса в любви. Она решительно отвергает мужа, когда только ей становится известно его подлость, трусость и, наконец, предательство солдатскому долгу в годы войны.
Интересен поэтический образ Марки, созданный Л. Горбуновой. Зрителя восхищает творческое горение П. Воробьёва, который исполняет роль Берёзкина. Запомнится поистине народный характер Непряхина (заслуженный артист БССР Ф. Иванов) и Дашечка — Л. Усанова, игра которой приятно удивляет новизной и силой творческого воображения. Не оставляет равнодушным нелёгкую судьбу советского солдата Тимоши, рельефно раскрытую Е. Дашковым.
Заслуженный артист БССР П. Филиппов в спектакле исполняет роль Николая Степановича Кореева, человека, который гоняется за призрачной «золотой каретой».
Большой интерес у зрителей вызывает игра заслуженного артиста БССР А. Каменского в роли факира Рахумы. Зритель искренне верит «цирку», что создает артист.
Об игре заслуженной артистки БССР Н. Корнеевой, исполняющей роль Табун-Турковской, хочется сказать более подробнее. Она покоряет зрителя художественной правдой созданного образа, филигранной его отработкой. Надолго запоминаются стиляжно-аристократические манеры Табун-Турковской, её жадные глаза. Артистке удалось создать запоминающийся образ-символ отвратительного мещанства. Образ этот вызывает ненависть к мещанству и стремление всеми силами бороться с ним.
Премьера не лишена и некоторых недостатков, о которых стоит сказать, так как творческая работа над спектаклем будет продолжена.
Самое, пожалуй, главное в том, что некоторые исполнители не добились ещё высокой культуры исполнения и точного определения создаваемых образов. Так, Л. Сторожева (Мария Сергеевна) ещё иногда не совсем ясно, точно ведёт себя со щелкановыми и табун-турковскими.
Марке-Горбуновой тоже иногда плохо верится. Очень же убедителен её «флирт» с Юлием и как-то ослаблено выражение любви к Тимоше.
Воробьёв в роли Берёзкина иногда бывает чересчур высокомерный и по-мальчишески суетливый.
Привлекателен Ф. Иванов в роли Непряхина, однако и ему присущ иногда «перестёб», переигрывание. А по отношению к Корееву его герою нужно достоинство, а не унижающее человечность угодничество.
Жаль, что у Кореева-Филиппова пока не хватает ощущения культуры учёного-академика со всемирно известным именем.
И всё же хочется сказать: спектакль «Золотая карета» получился насущным и острым. Он доказал, что пьеса Л. Леонова выдержала испытание самого строгого экзаменатора — времени.
М. Рожков
Гомельская правда, 12 октября 1971
Перевод Александра Флегентова